Сущность анализа межличностного взаимодействия: социальные взаимодействия.

Э. Берн (1972) выделял три типа взаимодействий индивидов: дополнительное, пересекающееся и скрытое, а также определив сопутствующие им правила общения.

Простейшие взаимодействия относятся к типу дополнительных, при этом посланий или стимул передается от конкретного Эго—состояния одного человека к конкретному Эго-состоянию другого человека — партнера, откуда и приходит ответ. Общение идет по параллельным линиям и может продолжаться неопределенно долго.

При пересекающемся типе взаимодействия послание адресовано одному Эго-состоянию партнера, а ответ исходит из другого; линии общения пересекаются, общение резко обрывается.

В скрытом типе общения два уровня социальный и психологический. Скрытым, собственно, является и психологический уровень. Э. Берн выделяет два вида скрытых взаимодействий: угловое, включающее три Эго-состояния, и двойное взаимодействие, включающее в себя четыре Эго-состояния. Реакция при этом типе общения дается на психологический стимул.

Экзистенциальные позиции.

Анализ межличностных взаимодействий охватывает также экзистенциальные жизненные позиции (Э.Берн, 1964). Ф.Эрнст (1971) выделяет четыре основные позиции, или установки, по отношению к другим людям в контексте социально значимых действий:

1. У меня все прекрасно — у тебя тоже все прекрасно - можно продолжать (жить).

2. У меня все прекрасно — у тебя есть проблемы — необходимо избавление (от них).

3. У меня все в порядке — у тебя все хоро­шо - надо избегать (других).

4. Мои дела плохи — твои тоже - жить совершенно незачем.

Как считает Г. Харрис (1967), индивиды твердо стоят на этих позициях, часто предопределенных еще в детстве: например, "мои дела плохи — у тебя все хорошо" можно рассматривать как позицию подчиненности, когда человек не контролирует собственное окружение и поэтому зависит от других. Однако люди способны сознательно принять первую позицию как самую лучшую и оптимистич­ную из всех четырех.

Положительные реакции.

Берн утверждал, что для выживания человека необходимо общественное признание. Люди всю свою жизнь добиваются положительной реакции себе подобных, общественного призна­ния.

Игры и шантаж.

Э. Берн (1963) описывал шесть способов структурирования времени: Воздержание, Ритуал, Развлечение, Деятельность, в том числе повседневная работа, Игры-состязания и Интимность. Многие люди проводят большую часть времени в играх.

Э. Берн (1964) определял Игру-состязание как ряд взаимодополнительных скрытых взаимодействий, ведущих к совершенно определенному предсказуемому результату. Игры являются повторяющимися по своей природе, и оба игрока в результате такого рода взаимодействий испытывают чувство "вознаграждения", свидетельствующее о том, что игра сыграна. Вместе с тем играющим людям хорошо знакомы чувства отчуждения и дискомфорта. Эти чувства связаны с шантажом, поскольку они ориентированы на манипуляцию другими людьми. Например, человек, повинный в дурном чувстве или шантаже, бу­дет медлить, откладывая для себя реакцию окружающих, или совершать правонаруше­ния или преступные действия, чтобы поддер­жать тем самым свой шантаж. Рассмотрим другой пример шантажа: отвергающее пове­дение ребенка по отношению к тем, кто о нем заботится. Ребенок может демонстрировать негативное поведение, в результате ему мо­жет грозить отторжение со стороны воспита­телей. Наконец, муж, испытывающий от­чуждение в отношениях с женой, может замкнуться в себе или провоцировать отдале­ние жены от него с тем, чтобы подтвердить свое чувство обиды и покинутости.

Игры и шантаж являются выученными реакциями людей, которые еще в молодости обнаружили, что прямые просьбы и выраже­ние истинных чувств не срабатывают. Поэто­му они любой ценой стремятся получить при­знание и готовы к дискомфорту, к которому могут привести негативные эмоции. Люди иг­рают в игры и используют приемы шантажа, сами того не зная. В основе шантажа лежат подлинные чувства, но скрытые, поскольку они были запрещены в детстве. Описывая чувства, испытываемые при шантаже, и со­путствующие им образцы поведения как внутрипсихические процессы, а также соот­ветствующее поведение как соотнесенное со сценарием (планом жизни), Р. Эрскин и М. Зальцман (1979) подчеркивают, что для эффективной диагностики и коррекции важ­но знать систему игр клиента.

Игры и шантаж классифицируются по трем степеням в зависимости от меры диском­форта, испытываемого к моменту развязки. Игры первой степени умеренно неприятны; они часто разыгрываются на вечеринках и других собраниях людей. Игры второй степе­ни несут в себе большее неудобство. Игры третьей степени заканчиваются ущербом, ос­корблением, ранением, смертью или их ком­бинациями. В игры третьей степени играют люди, отличающиеся жестоким обращением со своим супругом или ребенком, преступни­ки, алкоголики, многие хронические боль­ные.

Сценарий жизни.

Согласно анализу межличностных взаи­модействий, интуитивные решения, приня­тые в детстве, вкупе с заданной родителями программой и собственным жизненным опы­том, составляют основу жизненного плана, или сценария. Р. и М. Гулдинг (1978) рассматривают сценарий раннего детства как представление ребенка о том, как заслужить общественное признание и выжить. Алгорит­мы жизни и использования своего времени вырабатываются у детей рано, часто еще до пяти лет. Дети интуитивно находят способ выжить в своей семье. Они как бы планируют свою жизнь, смерть, болезнь, неудачу или преуспевание и часто стремятся связать эти планы-предсказания с хронологией. Напри­мер: "Когда я вырасту, я буду счастлив" или: "Если дела пойдут плохо, я умру или сойду с ума".

Они принимают решения на основе ин­формации от родителей и собственного жиз­ненного опыта, касающегося собственного благополучия и благополучия других. Роди­тельские ценности, правила, призывы, по­слания, запреты, берущие начало в неразре­шенных проблемах их собственных Эго-состояний Ребенка, отчасти являются ос­новой детских решений относительно своей жизни. Например, дочь может решить, что для выживания в своей семье она должна "угождать матери", "прекратить думать" или "никогда не вести себя как ребенок". Решение дочери может сопровождаться чувствами печали, вины, гнева и одиночества, и эти чувст­ва становятся частью ее личности — ее зако­ном — на всю оставшуюся жизнь, если только она не примет позднее новых решений о том, как ей чувствовать и поступать.

Р. и М. Гулдинг (1978) выделяют следу­ющие запреты или родительские наказы, в соответствии с которыми их дети могут ре­шить прожить свою жизнь: не будь (не суще­ствуй) , не будь собой, не будь ребенком, не расти, не делай этого, не будь важным, не принадлежи, не будь ни с кем близок или никому не доверяй, не будь хорошим или ра­зумным, не думай и не чувствуй.

Наши рекомендации