Структура межличностного взаимодействия

Интерактивная функция общения (от англ. т1егаспоп — взаи­модействие) обеспечивает взаимодействие людей в организации, непосредственную организацию их совместной деятельности. Ос­новными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга. Существенным ком­понентом в процессе взаимодействия общающихся индивидов является факт их взаимных изменений как результат взаимовлия­ния.

Деловые партнеры всех типов хотя и проявляют свои индиви­дуальные различия при взаимодействии, получении информации, но в способах налаживания контакта и развертывания ситуации общения они выходят на несколько его уровней.

В литературе выделяют в основном три уровня общения:

макроуровень. Выражается в том, что человек общается с други­ми людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями;

мезауровень. Предполагает общение в пределах содержательной темы, конкретного предмета разговора, который может быть еди­ничным актом или носить многоцелевой характер;

микроуровень. Несет элемент содержания и выражается в опре­деленных показателях, которые характерны и для других уровней: вопрос— ответ, рукопожатие и приветствие, мимика и т.д.

Существуют и другие классификации. Например, А. Б.Добро-вич выделяет следующие уровни общения:

конвенциональный. Этот уровень характеризуется проявлением интереса к личности собеседника, открытостью, готовностью встать на его место, демонстрацией высокой культуры общения;

примитивный. Для человека, вступающего в контакт на этом уровне, другой партнер представляется как средство достижения цели. В зависимости от этого партнера или приближают, или от­талкивают;

манипулятивный. Человек, отдающий предпочтение манипулятивному уровню общения, выступает в роли игрока, которому непременно надо выиграть для получения какой-нибудь выгоды, материальной или психологической;

стандартизированный или контакт масок. Общение происходит на основе некоторых стандартов, инструкций, протокола и пред­ставляет собой развертывание так называемого ролевого веера. Интерес к партнеру по взаимодействию проявляется лишь как к носителю определенной социальной роли (врач, руководитель, адвокат), истинное «Я» скрыто под маской. Маска — определен­ная совокупность нормативных элементов вербального и невер­бального поведения. В деловом общении используется огромное многообразие масок (вежливости, заинтересованности, улыбок и пр.). Среди них: конвенциональные, т.е. позволяющие соблюдать этикетные нормы и традиции; реактивные, т.е. возникающие в ответ на маску партнера, и ситуативные, т.е. проявляющиеся в наборе дежурных фраз, характерных для общения в данной ситу­ации. Деловые партнеры, как правило, меняют маски автомати­чески, по обстоятельствам и ситуациям, складывающимся в де­ловом взаимодействии;

игровой. Этот уровень характеризуется тонкостью содержания и богатством оттенков. Определенная игра с партнером выражается в отражении друг друга;

духовный. Высший уровень человеческого общения. Партнер вос­принимается как носитель духовного начала. Духовность реализу­ется за счет взаимопроникновения личностей, стремления к еди­нодушию.

Людям приходится в реальной практике взаимодействия ис­пользовать разные уровни общения, так как они помогают лучше ориентироваться в непосредственной ситуации взаимодействия с партнером, исходя из поставленных целей, особенностей момен­та и самого собеседника, а также в зависимости от того, какое это общение: социально-ролевое, деловое или интимно-личностное. Чтобы оценить процесс общения с точки зрения эффективности

взаимодействия, можно также классифицировать и взаимное вли­яние участников делового общения.

В литературе по общению рассматриваются шесть типов взаимовлияния:

взаимное облегчение — действия партнеров по общению стано­вятся результативным благодаря благотворному влиянию друг на друга;

взаимное затруднение — взаимодействие неэффективно, дей­ствия партнеров затрудняют достижение результатов общения;

одностороннее облегчение — взаимодействие способствует по­вышению эффективности действий одного из партнеров;

одностороннее затруднение — для одного из партнеров наме­ренно или непреднамеренно создаются помехи;

асимметричное облегчение — один из партнеров испытывает за­труднения из-за того, что в ситуации общения облегчает действия другого;

независимость — поведение партнеров не влияет на степень эф­фективности действий друг друга.

Процесс взаимодействия — это всегда обращение друг к другу конкретных личностей, деловых партнеров. Для возникновения между ними той или иной связи необходимо их адекватное отра­жение друг друга, которое, как правило, строится на определен­ном представлении о человеке, возникающем в процессе взаим­ного наблюдения и восприятия. На основе восприятия (создания образа) человек формирует поведение и отношение к партнеру по общению. Навыки межличностного общения дают возможность заводить знакомства, поддерживать и развивать отношения с са­мыми разнообразными людьми.

Межличностные отношения — это субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах вза­имных влияний партнеров в ходе совместной деятельности. Отно­шения рассматриваются как личностная основа взаимодействия, выражающаяся в системе установок и ценностных ориентации, ожиданий, сложившихся стереотипов, эмоциональных откликов, которые один человек вызывает в другом. Хотя все отношения развиваются по-разному, чаще всего они проходят следующие стадии: зарождение, стабилизация и угасание. Будут ли отноше­ния удачными зависит от того, как взаимодействуют партнеры. Формой выражения отношений является непосредственное об­щение одного партнера с другим, в ходе которого межличност­ные отношения проявляются с различной степенью активности.

Основой для установления отношения с другим человеком прежде всего является потребность в получении информации и уменьшении неопределенности. Мы получаем информацию о де­ловом партнере пассивно, когда наблюдаем за его действиями и поведением, активно, когда получаем информацию от других, и интерактивно, когда обращаемся непосредственно к человеку. Для того чтобы начать взаимоотношения с человеком, мы устанавли­ваем контакт глаз и затем вступаем в разговор, поддерживаем его и уж потом переходим на более тесные отношения. В неформаль­ных межличностных отношениях существует баланс самораскрытия (люди обмениваются биографическими данными, личными идеями, трудностями, проблемами и описывают свои чувства) и обратной связи (вербальные и физические реакции на людей и их сообщения).

Совместная деятельность обычно связана с решением конк­ретной профессиональной задачи (производственной, коммерче­ской, педагогической и пр.), стоящей перед организацией, а так­же с наличием у ее участников общей цели. Структура совместной деятельности накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей и включает ряд обязательных элементов.

К ним относятся:

- единая цель, ее жесткая регламентация и определение спосо­бов осуществления контактов между людьми;

- общность мотивов, побуждающая людей к взаимодействию;

- наличие единого пространства и времени взаимодействия;

- разделение единого процесса деятельности на отдельные функ­ции и их распределение между участниками;

- координация индивидуальных действий и управление ими;

- знание каждым участником норм, правил и процедур обще­ния;

- необходимость передачи информации, обмен ею;

- эффективная обратная связь по вертикали.

Когда у деловых партнеров складываются удовлетворяющие взаимоотношения, они стараются их стабилизировать, т.е. под­держивать на одном уровне. Однако это возможно лишь тогда, когда обе стороны придерживаются одинакового мнения относи­тельно того, чего они хотят друг от друга. Чтобы поддерживать стабильность, партнеры должны сознательно говорить друг с дру­гом беспристрастно, а не давать оценки; быть открытым для собе­седника, а не скрывать подспудные мысли; строить предположе­ния, а не устанавливать жесткие догмы; общаться на равных, не унижая достоинство другого человека.

Основной принцип деловых взаимоотношений — рациональ­ность, сознательное управление ходом взаимодействия, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

Подумай и выполни задание

Для рассмотрения собственных манипулятивных действий проанали­зируйте разнообразные жизненные позиции и выделите свои приемы манипулятивных действий и их влияние на процесс взаимодействия с другими людьми.

Для анализа вспомни несколько жизненных ситуаций (в последние годы), в которых бы прослеживались ваши минипупятивные действия. Опишите себя манипулятора, акцентируя внимание на следующих воп­росах.

- Вы манипулируете окружающими чаще всего неосознанно, в силу сложившихся обстоятельств, или намеренно?

- Какую роль в выстраивании отношений с людьми играет для вас манипуляция?

- Как происходит в жизни: вами манипулируют или главный манипу­лятор вы сами?

- Какой выход вы можете сделать для себя, отрефлексировав воспо­минания?

Формальное и неформальное взаимодействие.Это различие кон­тактов в зависимости от степени формализации.

Формальные группы — взаимодействие в них позволяет упоря­дочить и ограничивать информационные потоки, которые опре­деляются следующими регламентами:

- организационными (схема организационной структуры пред­приятия) ;

- функциональными (положение об отделах и службах). Степень формальности группы характеризуют следующие принципы:

- обязательность контактов всех участников общения незави­симо от их симпатий и антипатий;

- предметно-целевой характер содержания взаимодействия;

- соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и "функциональных обязанно­стей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;

- заинтересованность всех участников взаимодействия в дости­жении конечного результата и при этом реализация личных наме­рений;

- коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, маски, смена ролей, манипулирова­ние, соблюдение правил);

- формальные ограничения:

конвенциональные, т.е. действия по инструкции, соблюдение договоренностей и пр.;

ситуативные, т. е. взаимодействие в той форме деятельности, регламенте и пространственной среде, которая предлагается;

эмоциональные, т.е. независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявление каждым высокой эмоцио­нальной культуры и способности к самоуправлению;

насильственные, т.е. в практике делового общения допусти­мо прерывание неконструктивных контактов или действий, нарушающих договоренности (например, несоблюдение ус­тановленного регламента или некорректное общение).

Неформальные группы характеризует социальное взаимодействие между людьми, выражение человеческой потребности в общении по интересам, симпатиям и приверженности, дополняющее формальное общение. Известно, что неформальные шалы обычно передают информацию быстрее, чем формальные, и играют важную роль и распределении организационных задач.

В то же время при взаимодействии и неформальных группах часто информация распространяется с помощью слухов и сплетен.

Сплетни — это передача информации о людях, известных вам и вашему собеседнику, причем эта информация не обязательно (Правдива. Известно, что сплетни — одна из самых распространен­ных форм межличностной коммуникации. С одной стороны, сплетня позволяет побеседовать, не выдавая много информации о себе. По большей части сплетни не опасны, потому что они просто от­ражают то, что знает общество о конкретных людях. Случается, что люди разрывают отношения, теряют работу, попадают в ава­рии, выигрывают призы, гранты и т. д. В этих ситуациях нет ниче­го тайного, и если человек стал свидетелем подобных событий, то он, вероятно, расскажет сам о том, что с ним произошло. Че­ловек может долгое время обмениваться сплетнями и на самом деле ничего не говорить о себе и ничего не узнать о другом чело­веке. Сплетня беспрепятственно позволяет представить, возмож­но ли дальнейшее развитие отношений, потому что мы видим, реагирует ли другой человек на объект сплетен так же, как мы, или нет.

С другой стороны, сплетня может быть злонамеренной, пере­дающей неточную информацию, наносящей вред партнеру. Са­мый злостный вид.сплетен имеет место, когда кто-то умышленно хочет причинить боль другому человеку, которого в данный мо­мент нет рядом, или поставить его в неловкое положение. Сплет­ня быстро превращается в слух, а слухи могут навредить деловому партнеру. Вместе с тем, по данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75 % являются точными.

Интерактивное взаимодействие.Взаимодействие при интегра­ции коллективных усилий для совместного решения той или иной задачи называется интерактивным. Оно осуществляется через ин­тервенцию (вмешательство) руководителя в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов груп­пы в соответствии с определенной целью.

Доказано, что эффективность интерактивного взаимодействия зависит от эффективности групповой работы. Более того, интер­активная группа по успешности своей работы во многих отноше­ниях превосходит любую аналогичную по составу, но построен­ную на других принципах взаимодействия группу. При интерактивном общении индивид обогащается, приобретает и заимствует от других то, что не может быть приобретено вне группы, а ус­пешность совместной деятельности людей определяется не столько активностью каждого члена группы, сколько оптималь­ностью их взаимодействия друг с другом, стратегией и тактикой совместных групповых усилий. Примером полной коммуникатив­ной структуры взаимодействия может служить дискуссия, в про­цессе которой все участники группы совершенно свободно об­щаются друг с другом.

Групповой способ принятия решения особенно эффективен в тех случаях, когда обсуждаемая проблема носит творческий ха­рактер и у каждого участника имеется свой вариант ее решения. Преимущество групповых решений над индивидуальными и полу­чаемый синергический эффект обусловлены в таком случае:

- большим объемом и разнообразием учитываемой информа­ции;

- большим творческим потенциалом (в процессе принятия ре­шений группа в целом выдвигает большее число гипотез и более тщательно их контролирует, чем отдельный индивид);

- большим риском, «осторожной смелостью» в принятии ре­шений;

- применением более эффективной «фокусирующей» тактики в выдвижении и рассмотрении гипотез;

- активностью умственных действий каждого, порождаемой вопросами и дискуссией.

Интерактивное упражнение

Для развития умения координировать совместные действия поиграй­те в «Групповой коллаж» — коллективное выполнение участниками игры творческой композиции по совместно выбранной теме на склеенных ли­стах бумаги общей площадью 4-6 м2 с использованием всего комплек­са изобразительных материалов. Путем групповой дискуссии выбирается тематика, отражающая актуальные для участников источники межличност­ных переживаний (например, «Любовь в моей жизни»). Длительность ра­боты 30-45 мин. На этот период вводится запрет на обсуждение содер­жательной стороны создаваемой композиции. Когда коллаж будет готов, сфотографируйте его, чтобы сохранить, затем обсудите полученный ре­зультат. По итогам работы каждый участник делает презентацию своего проекта, раскрывает вложенный в него смысл и делится общими впечат­лениями от процесса работы и восприятия ее результата.

Наши рекомендации