Ш. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Характеристика профессиональной деятельности специалиста, по квалификации базовой подготовки – специалист банковского дела.

1.1. Областью профессиональной деятельности специалиста банковского дела является осуществление, учет и контроль банковских операций по привлечению и размещению денежных средств, оказание банковских услуг клиентам в организациях кредитной системы. 1.2. Специалист банковского дела (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:

1.2.1. Ведение расчетных операций.

1.2.2. Осуществление кредитных операций.

1.2.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Дисциплина «Менеджмент» опирается на предварительное изучениеобучающимися социально-гуманитарных, экономических дисциплин, предусмотренных учебным планом по специальности

II. Требования к результатам освоения программы базовой подготовки специалистов по квалификации специалист банковского дела, по общепрофессиональной дисциплине ОП.01. Экономика организации.

2.1. Специалист банковского дела (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействие между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

2.2. Специалист банковского дела (базовой подготовки)должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

2.2.1. Ведение расчетных операций.

ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.

ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.

ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

2.2.2. Осуществление кредитных операций.

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

Ш. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- оперировать основными понятиями и категориями менеджмента;

- планировать и организовывать работу подразделения;

- проектировать организационные структуры управления;

- применять в профессиональной деятельности приемы и методы эффективного делового общения;

- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- факторы внешней и внутренней среды организации;

- основные виды организационных структур, принципы и правила их проектирования;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- виды управленческих решений и методы их принятия;

- стили управления;

- сущность и основные виды коммуникаций;

- особенности организации управления в банковских учреждениях.

IV. Тематический план учебной дисциплины «Менеджмент»:

№ п/п Наименование темы занятия, обязательных практических и самостоятельных работ Количество часов
Лекции Семинары Лаб.-практ. Сам. работа Итого
Тема 1. Введение. Сущность и характерные черты современного менеджмента. История его развития. Функции менеджмента. Внешняя и внутренняя среда организации. Категории менеджмента. Система методов управления. Принятие решений. - - -
Практическое занятие № 1. Задание:Составить заданную структуру управления. Разработать и составить структуру управления организации, и определить её тип.   - - -
Практическое занятие № 2. Задание:Выбор миссии и целей организации на примере конкретного предприятия. - - -
Тема 2. Оперативный менеджмент. Коммуникации в организации. Деловое и управленческое общение. Руководство: власть и партнерство. Самоменеджмент. Управление конфликтами. - - -
Практическое занятие 3. Задание:Составить план проведения контроля для конкретного предприятия (структурного подразделения предприятия).   - - -
Практическое занятие 4. Задание:Разработать на примере конкретной организации нескольких вариантов управленческих решений и выбрать оптимальный. - - -
Практическое занятие 5.Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед.Составить конкретный план проведения совещаний, бе­седы, переговоров. - - -
Практическое занятие 6.Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» в заданной ситуации. Задание. Определите стиль управления в заданной ситуации, ис­пользуя «решетку менеджмента». - - -
Самостоятельная работа № 1. Ответы на конкретные вопросы по теме: Введение.   - - -
Самостоятельная работа № 2. Ответы на конкретные вопросы по теме 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. - - -
Самостоятельная работа № 3. Ответы на конкретные вопросы по теме 1.2. Внешняя и внутренняя среда организации. Категория менеджмента - - -
Самостоятельная работа № 4. Ответы на конкретные вопросы по теме 1.3. Функции менеджмента. - - -
Самостоятельная работа № 5. Ответы на конкретные вопросы по теме 1.4. Система методов управления. - - -
Самостоятельная работа № 6. Ответы на конкретные вопросы по теме 1.5. Принятие решений. - - -
Самостоятельная работа № 7. Ответы на конкретные вопросы по теме 2.1. Коммуникации в организации. - - -
Самостоятельная работа № 8. Ответы на конкретные вопросы по теме 2.2. Деловое и управленческое общение. - - -
Самостоятельная работа № 9. Ответы на конкретные вопросы по теме 2.3. Руководство: власть и партнерство - - -
Самостоятельная работа № 10. Ответы на конкретные вопросы по теме 2.4. Самоменеджмент. - - -
Самостоятельная работа № 11. Ответы на конкретные вопросы по теме 2.5. Управление конфликтами и стрессами. - - -
Самостоятельная работа № 12. Задание 1-6. - - -
Самостоятельная работа № 13 Задание 7-12. - - -
Самостоятельная работа № 14. Задание 13-18. - - -
Самостоятельная работа № 15. Задание 19-24. - - -
Самостоятельная работа № 16. Задание 25-30. - - -
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Итого: -

V. Вопросы контрольной работы

Учебным планом по дисциплине «Менеджмент» предусмотрена контрольная работа. Цель контрольной работы - выявить, в какой сте­пени студентом освоен учебный материал, насколько он ориентируется в положениях дисциплины.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, необ­ходимо внимательно изучить соответствующую учебную литературу.

Контрольная работавключает 5 вопросов. Распределение вопросов между обучающимися осуществляется по номеру в учебном журнале.

1.Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социаль­но-экономических категорий.

2.Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства.

3.Менеджмент как наука и искусство, как человеческий фактор, спе­циальность и система.

4.Современные подходы в менеджменте: процессный, системный, ситуационный, их сущность и основные отличия.

5.Особенности американской и японской системы менеджера.

6.Проблемы менеджера в условиях переходной экономики России.

7.Понятие структуры управления и организационной структуры ор­ганизации. Основные принципы построения организационной структуры.

8.Внутренние элементы организации: цели, задачи, структура, технология.

9.Люди (кадры) как внутренний элемент организации. Факторы,
влияющие на индивидуальное поведение людей и успешность дея­тельности организации.

10.Факторы внешней среды прямого воздействия: поставщики, потре­бители, конкуренты, профсоюзы, государственные органы.

11. Фактор внешней среды косвенного воздействия: состояние эконо­мики, политические, международные события, научно-технический прогресс.

12.Общие функции управления: планирование и прогнозирование; организация, координация и регулирование, мотивация, контроль.

13.Роль планирования в организации. Виды планов. Основные стадии планирования.

14.Понятие стратегии и стратегического планирования (основные этапы).

15.Анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон организа­ции как этапы стратегического планирования.

16.Анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, оценка стратегии как этапы стратегического планирования.,

17.Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы.

18.Понятие потребностей. Первичные и вторичные потребности.

19.Понятие мотивации, её роль в повышении эффективности деятель­ности организации. Первоначальная концепция мотивации.

20.Содержательные теории мотивации Абрахама Маслоу, Д. Мак Клелланда, Ф. Герцберга.

21.Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория спра­ведливости.

22.Сущность делегирования, правила и принципы делегирования.

23.Понятие методов управления. Основные методы управления: оргаизационно -распорядительные, экономические, социально-психологические.

24.Планирование и организация работы менеджера. Техника личной работы менеджера.

25.Понятие общения и коммуникации. Условия эффективной комму­никации.

26.Информация и её виды. Роль информации в менеджменте.

27.Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый.

28.Функции и назначение управленческого общения.

29.Основные этапы делового общения.

30.Техника телефонных переговоров.

31.Понятие управленческого решения. Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям.

32.Понятие управленческого контроля. Виды контроля.

33.Этапы проведения управленческого контроля. Основные правила контроля.

34.Понятие и классификация конфликтов. Основные причины возник­новения конфликтов.

35.Понятие стресса, причины стрессов. Методы снятия стресса.

36.Понятие власти. Виды власти.

37.Понятие стиля руководства в управлении. Виды стилей руководства.

38.Имидж менеджера

39.Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации. Факторы, определяющие формирование нормального социально-психологического климата в коллективе.

40.Основные индивидуально-психологические особенности личности:
направленность личности, темперамента и т. д.

41.Составьте линейную и линейно-штабную структуру управления организацией.

42.Составьте функциональную и дивизионную структуру управления организацией.

43.Составьте матричную структуру управления организацией.

44.На основе конкретного предприятия разработайте основные состав­ляющие миссии организации.

45.Разработайте основные психологические приемы достижения рас­положенности подчиненных в условиях конкретной ситуации.

46.Составьте план проведения совещания.

47.Разработайте несколько управленческих ситуаций (2-3) и определи­те оптимальный вариант управленческого решения.

48.Составьте план проведения контроля для конкретной организации (структурного подразделения организации).

49.На основе конкретных конфликтных ситуаций определите оптимальный стиль их разрешения.

50.Определите стиль управления конкретных руководителей в организации.

4.3. Оценка индивидуальных образовательных достижений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации с применением рейтинговой технологии

ТАБЛИЦА

распределения контрольных вопросов по вариантам

Варианты Номера заданий
2,11,21,32,41
1,12,23,33,42
3,13,24,34,44
4,14,25,36,47
5,15,26,37,48
6,16,27,38,49
7,17,28,39,50
8:18,29,37,48
9,17,39,38,47 ,
3,10,12,25,41
4,11,13,26,42
6,13,16,28,44
7,14,19,29,45
8,15,20,30,41
9,16,21,31,42
10,17,22,32,43
11,18,23,33,44
12,19,24,34,45
13,20,25,35,46
14,21,26,36,47
15,22,27,37,48
16,23,28,38,49
17,24,29,39,50
18,25,30,40,49
4,26,31,28,50
5,27,32,42,11
6,28,33,43,12
7,29,34,44,13
8,30,35,45,14
'9,31,36,46,15
10,32,38,47,16
11,33,39,48,17
12,34,40,49,18
13,35,41,20,19
14,36,42,25,20
15,37,43,26,5
16,38,44,27,6
17,39,45,28,7
18,40,46,29,8
19,41,47,30,9

Критерии оценки знаний студентов по выполненным практических, самостоятельным работам, контрольной работе, устным ответам:

Уровень знаний студента оценивается в баллах:

- « 5 » (отлично);

- « 4 » (хорошо);

- « 3 » (удовлетворительно);

- « 2 » (неудовлетворительно).

Оценка « 5 » - отлично - выставляется за свыше 80% правильных ответов в тестовом задании, при условии решения профессиональных задач;

Оценка « 4 » - хорошо - выставляется за 60% -79% правильных ответов в тестовом задании, при условии решения профессиональных задач;

Оценка « 3 » - удовлетворительно – выставляется за 40% - 59% правильных ответов в тестовом задании, при условии решения профессиональных задач;

Оценка « 2 » - неудовлетворительно – выставляется при менее 39% правильных ответов в тестовом задании и при отсутствии правильного решения профессиональных задач;

VI. Вопросы к дифференцированному зачету:

1. Сущность менеджмента.
2. Менеджмент и управление.
3. Система управления.
4. Определение организации.
5. Составные части управления.
6. Принципы менеджмента.
7. Менеджер. Качества современного менеджера.
8. Исторические предпосылки менеджмента.
9. Историческая эволюция управления.
10. Подходы к менеджменту на основе выделения различных школ.
11. Формирование школы "научного менеджмента".
12. Административная (классическая) школа.
13. Принципы управления (по А. Файолю).
14. Школа человеческих отношений.
15. Бихевиористская (поведенческая) школа.
16. Количественная школа.
17. Процессный подход, его сущность.
18. Процесс управления как взаимосвязь функций управления.
19. Системный подход.
20. Организация как открытая система.
21. Ситуационный подход.
22. Формальные и неформальные организации.
23. Внутренняя среда организации.
24. Взаимосвязь внутренних переменных.
25. Внешняя среда организации.
26. Характеристики внешней среды.
27. Взаимосвязь факторов внешней среды.
28. Составляющие успеха организации.
29. Социальная ответственность и этика менеджмента.
30. Сущность, функции и выгоды планирования.
31. Разработка целей организации.
32. Характеристика целей организации.
33. Оценка и анализ внешней и внутренней среды.
34. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации.
35. Выбор стратегии.
36. Планирование реализации стратегии и ее оценка.
37. Тактика, политика, процедуры, правила.
38. Контроль за выполнением стратегии.
39. Оценка стратегического плана.
40. Делегирование, ответственность и полномочия.
41. Эффективное распределение полномочий.
42. Сущность мотивации.
43. Содержательные теории мотивации.
44. Теория иерархии потребностей по А. Маслоу.
45. Теория К. Альдерфера.
46. Теория двух факторов Ф. Герцберга.
47. Процессуальные теории мотивации.
48. Теория ожидания.
49. Теория справедливости.
50. Комплексная процессуальная теория мотивации (модель Портера-Лоулера).
51. Применимость мотивационных теорий в практике управления.
52. Сущность и необходимость контроля.
53. Предварительный контроль.
54. Текущий контроль.
55. Системы обратной связи.
56. Заключительный контроль.
57. Процесс контроля.
58. Поведенческие аспекты контроля.
59. Эффективность контроля и его характеристика.
60. Сущность и виды коммуникаций.
61. Процесс коммуникации.
62. Элементы и этапы коммуникации.
63. Межличностные коммуникации.
64. Преодоление преград в межличностных коммуникациях.
65. Искусство общения.
66. Способы повышения отдачи межличностных коммуникаций.
67. Организационные коммуникации.
68. Преодоление преград в организационных коммуникациях.
69. Процесс принятия решений, его этапы и виды.
70. Рациональные решения.
71. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.
72. Взаимосвязь решений.
73. Модели принятия решений.
74. Сущность и типы моделей.
75. Обзор моделей принятия решений.
76. Методы принятия решений.
77. Методы прогнозирования.
78. Управление неформальной организацией.
79. Причины возникновения неформальных организаций.
80. Характеристики неформальных организаций.
81. Пути повышения эффективности групп.
82. Лидерство, его сущность и стили.
83. Конфликтные ситуации.
84. Сущность конфликта, его причины.
85. Типы конфликтов.
86. Процесс управления конфликтом.
87. Методы управления конфликтной ситуацией.
88. Управление изменениями.
89. Процесс успешного управления организационными изменениями.

VII. Оценка индивидуальных образовательных достижений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета с применением рейтинговой технологии.

Таблица 1.

№ п/п     Наименование работ   Всего баллов 100
Текущая аттестация от 0 до 40 баллов Семестровая аттестация от 60 до 100 баллов
Оценка уровня освоения дисциплины Оценка компетенции обучающихся Оценка уровня освоения дисциплины Оценка компетенции обучающих-ся
1. Наличие конспектов лекций 2,5 2,5 2,5 2,5
2. Посещаемость - -
3. Практические занятия 7,5 7,5 7,5 7,5
4. Внеаудиторные самостоятельные (индивидуальные) задания 7,5 7,5 7,5 7,5
5. Дифференцированный зачет - -

Таблица 2.

Баллы Качество оценки Количественная оценка
91 – 100 отлично «5»
76 - 90 хорошо «4»
61 - 75 удовлетворительно «3»
менее 61 неудовлетворительно «2»

Наши рекомендации