Примеры определения экспозиции фотоэлектрическим экспонометром по освещенности и средневзвешенной яркости (на натуре)
В фотопавильоне экспонометр с позиции портретируемого направляют на светильник рисующего света (рис. 63).
Определение экспозиции по освещенности в павильоне
При калькулировании экспозиции необходимо учитывать, что при прочих равных условиях светлое окружение объекта съемки требует примерно двукратного уменьшения высчитанной экспозиции, а темное – двукратного увеличения.
Экспозицию по методу определения общей яркости находят, направляя окно экспонометра с позиции фотоаппарата на объект съемки (рис. 62, б). Измеряется средняя величина отдельных яркостей объекта, поэтому данный метод называют еще методом средней или средневзвешенной яркости.
Угол охвата большинства фотоэкспонометров равен углу изображения основных объективов. При измерениях общей яркости нужно следить, чтобы в пределы измеряемого поля не попадали яркое небо, светильники и т. п.
Величина общей яркости объекта съемки зависит от абсолютных величин отдельных яркостей объекта и от относительных размеров площадей, занимаемых каждой яркостью, что ведет иногда к неточности в определении экспозиции. Например, если фотографируют человека на темном фоне с расстояния в несколько метров, то экспонометр покажет время экспонирования, которое по отношению к лицу окажется завышенным (передержка). Если же в кадр будет попадать пусть небольшой по площади, но ярко светящийся объект, то время экспонирования окажется заниженным. Следует помнить, что шкалы экспонометров бывают рассчитаны для определения экспозиций для объектов, коэффициент отражения которых равен или близок 30% (кожа лица человека).
Обычно источником ошибок при измерении общей яркости на натуре является яркое небо, поэтому во избежание недодержки рекомендуется направлять экспонометр на менее освещенный объект сюжета.
Определение экспозиции путем определения яркости наиболее светлой, наиболее темной или промежуточной яркости детали объекта съемки производят, направляя окно экспонометра на интересующую деталь. (Этот метод называют также методом определения экспозиции по яркости сюжетно важной детали.) При измерениях следят, чтобы в пределы угла охвата экспонометра попадала только часть объекта, яркость которой измеряют. Понятно, что при этом способе экспозиция для других деталей объекта съемки, обладающих большей или меньшей яркостью, может оказаться неточной, особенно, если объект имеет большой интервал яркостей. Поэтому иногда значение экспозиции, найденное для наиболее яркой и наиболее темной детали объекта, усредняют. Так, например, при съемке портрета в световом полуобороте, когда освещена значительная часть лица и необходимо воспроизвести фактуру кожи, экспозицию определяют по максимальной яркости лица. И наоборот, в теневом полуобороте экспозицию определяют по минимальной яркости лица.