История становления и развития зарубежной ЮП.

Предмет, задачи и структура ЮП.

Предмет.

Само название науки «Юридическая психология» (от лат. juris – право и греч. Psyche – душа, logos – учение) свидетельствует о том, что она включает в себя различные знания из области и психологии, и юриспруденции, синтезируя их в новую прикладную науку.

В свою очередь, каждая область прикладной психологии всегда реализовывала и реализует положения общей психологии в приложении их к различным видам человеческой деятельности.

ЮП – это прикладная наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования

Предметом юридической психологии являются психологические закономерности и особенности психики людей, деятельность которых связана с номотворчеством, нормоприменением, правоохраной, а также со следованием правовым нормам или нарушением норм права.

Психика – свойство (или функция) высокоорганизованной материи (прежде всего мозга), субъективно отражающее объективный мир.

Содержание психики человекаопределяется реальной действительностью, которая, отражаясь, закрепляется в ней в виде психических процессов, состояний, образований и свойств.

1. Психические процессы – элементарные психические явления, наиболее кратковременные, быстропротекающие. Любой психический процесс выполняет как функцию отражения (познавательные), так и регулирования (эмоции и воля) с преобладанием одной из них. Они являются актуальным откликом на происходящее, всегда включены в более сложные виды психической деятельности и подразделяются на:

а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (эмоции и чувства);

в) волевые (воля).

2. Психические состояния, выполняющие функции всевозможных режимов жизнедеятельности человека, более продолжительны по сравнению с психическими процессами, более сложны по структуре, образованию и могут быть не только кратковременными, но и ситуативными, устойчивыми, личностными. К ним относят:

а) мотивационные (желания, интересы, влечения, страсти);

б) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);

в) волевые состояния – инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

3. Психические образования – это то, что становится результатом работы психики человека (приобретенные знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.). По сути это изменчивые, подвижные психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта. Интегральным психическим образованием, формирующимся в процессе как научения, так и воспитания, выступает сознательность.

4. Психические свойстватипичные для данного человека особенности его психики, существенно влияющие на деятельность и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны. Они включают:

а) темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний (Как проявляется человек?);

б) характер – обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде (Как относится человек к окружающей его среде, людям, делу, собственности, себе?);

в) способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения тех или иных видов деятельности (Что может человек?);

г) направленность – иерархия потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентаций (К чему стремится человек?).

Постоянство психических процессов в деятельности любого человека, согласно общепсихологическим исследованиям, формирует переход от психического процесса к состоянию и далее – к образованиям и свойствам личности, слагающим ее структуру. Предмет юридической психологии составляют психические явления, имеющие место в сфере правовой деятельности.

Функции ЮП:

1) образовательная – вооружает юристов нужным объемом психологических знаний, умений и навыков, формирует у них соответствующие профессиональные компетенции;

2) концептуальная – достижение корректного отношения к учету психологии в юридической практике;

3) научно-ориентирующая – разработка адекватных современным знаниям научных критериев оценки правомерного и противоправного поведения людей;

4) регулятивная – создание у юристов соответствующей профессиональной мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методов и приемов деятельности;

5) превентивная – предупреждение от возможных психологических ошибок и отрицательных психологических последствий.

Задачи ЮП.

Общая – научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных и прикладных категорий права.

Частные – способствовать разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правовой деятельности:

- исследование структурных составляющих предмета данной науки (личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя, психологических особенностей профилактики правонарушений и др.);

- разработка практических рекомендаций для юристов по осуществлению правоохранительной, правоприменительной и правотворческой функции, улучшению морально-психологического климата в коллективах, совершенствование методик профориентации, профотбора; стимулирование их совместной работы;

- теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «ЮП» и связанных с ней спецкурсов, спецсеминаров и практикумов;

- обогащение юридической практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации, совершенствование деятельности специалиста-психолога в судебном процессе и др.

Взаимосвязь ЮП с другими науками: общей, дифференциальной возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, психологией труда, управления, психиатрией, судебной медициной, криминологией, криминалистикой, способствует определению дееспособности лиц, допустивших противоправное поведение.

ЮП развивает и собственные теоретико-прикладные направления: методология юридической психологии, психология управления в овд, криминальная патопсихология, судебно-психологическая экспертиза, психология профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, психология деятельности сотрудников првоохранительных органов, психология личности, отбывающей наказание, и ее ресоциализация, психология подготовки юридических кадров, психология гражданского правового регулирования и др.

ЮП как прикладная наука способствует совершенствованию правового регулирования УК, УПК РФ.

Содержание и структура ЮП.

История становления и развития зарубежной ЮП.

Наши рекомендации