Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?

Всегда очень четкую и чтение мотивировано ........... 10

Всегда приблизительно и без мотива……..…........ .... 6

Иногда ................…………………………………...... 4

Лишь изредка ………………………………................. 2

Никогда…………………………………....................... 0

Меняете ли вы скорость чтения на протяжении одной статьи?

Постоянно меняю .................... .................... .................... 10

Иногда ........................ .................... ....…............. ……….6

Скорость определяю перед началом чтения заранее. ...... 4

Всегда читаю со средней скоростью .........…………….... 2

Всегда читаю очень медленно ..............………………….. 0

Удается ли целиком сосредоточиться на тексте?

Удается всегда ...................... .................... .................... 10

В основном удается ................………………………….. 6

Лишь в случае, если материал очень интересный ......... 4

В редких случаях ................……………………………... 2

Не удается ....................………………………………….. 0

Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?

Построение текста чувствую всегда …………………………..….......…... 10

Понять, какие разделы наиболее важны, мне удается быстро ………….... 6

После прочтения небольшой части уже представляю себе структуру …... 4

Разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю весь текст . . … 2

На структуру не обращаю внимания . ............. ………………………………0

Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или хотя бы его части?

Могу всегда ..........…………........... 10

Могу, если текст легкий ................ . 6

Иногда ...............………………...... 4

Изредка ....................………………. 2

Не могу ....................……………….. 0

Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту?

Никогда ....................... 10

Если есть. незнакомые места, то возвращаюсь .......... 6

Изредка возвращаюсь из-за непонимания слов .......... 4

Иногда, если не понимаю смысл текста ............. 2

Возвращаюсь часто по различным поводам ........... 0

Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?

Голова и руки всегда без движения .............. 10

Иногда двигаю головой .................. 6

При чтении важных мест вожу пальцем по тексту ......... 4

Часто ........................ 2

Всегда так делаю .................... 0

Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?

Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю ........ 10

Не могу ответить точно .............. 6

Произношу отдельные (трудные) слова ............ 4

Часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст ..... 2

Всегда читаю с артикуляцией ................0

9. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?
Возникают всегда .................... 10

Иногда ....................... 6

Затрудняюсь ответить .................. 4

Очень редко ...................... 2

Никогда ....................... 0

10. Как двигаются ваши глаза при чтении?
Вертикально, плавно и быстро посередине страницы ........ 10

Зигзагообразно, от строчки к строчке ............. 6

По диагонали ..................... 4

С остановками на каждой строчке .............. 2

С остановкой на каждом слове ............... 0

Общее число баллов ................... —

Опыт проведения анкетирования дает следующие результаты: профес­сиональный читатель получает общее число баллов, равное 100; обученный навыкам быстрого чтения — от 70 до 80; эрудированный (но не обученный быстрому чтению) — от 40 до 50; большинство читателей получают от 20 до 30 баллов. Запомните этот тест. Время от времени вы будете возвращаться к нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения.

БЕСЕДА ВТОРАЯ. ПЕРВОЕ ПРАВИЛО БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

Пять способов чтения

В нашей прошлой беседе, выполняя первые задания, вы определили свои недостатки чтения и его начальную скорость. Часто нас спрашивают: чело­век, освоивший быстрое чтение, так теперь и читает быстро все подряд? Конеч­но же, нет.

Быстрое чтение имеет физические границы применения. Мы предлагаем разбить все способы чтения на пять групп. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задача­ми и бюджетом времени. Быстрое чтение — вовсе не универсальный метод получения смысловой информации. Но важность овладения им объясняется еще и тем, что в общем объеме времени на его долю приходится большая часть.

Значительную часть информации мы получаем за счет других способов чтения, среди которых основными являются:

1) углубленное;

2) быстрое;

3) панорамное быстрое;

4) выборочное;

5) чтение-просмотр и чтение-сканирование.

Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Вы не просто читаете текст и выясняете непонятные места, а, основываясь на своем знании, опыте, рассматриваете вопрос критически, творчески, находите сильные и слабые сто­роны в объяснениях, даете самостоятельное толкование положениям и вы­водам, что позволяет легче запомнить прочитанный материал, повышает активность на занятиях. Таким способом читаются учебники, тексты по незна­комой, сложной теме.

Быстрое чтение. Этот способ достаточно подробно разбирался выше. Быстрое чтение в тех случаях, когда оно достигает совершенства, частично переходит в углубленное чтение.

Панорамное быстрое чтение. Это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные трени­ровочные упражнения со стереотаблицами, обучающийся добивается сущест­венного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект так назы­ваемой фузионной дивергенции, т. е. разведение зрительных осей глаз. За счет этого повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное чтение. Это разновидность быстрого чтения, при ко­тором избирательно читаются отдельные разделы текста. Читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Метод выборочного чтения очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предваритель­ного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги листаются до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.

Чтение - просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, несмотря на его простоту, владеют немногие. Вот как описывается, например, техника чтения известного русского библиофила Н. А. Рубакина, в совершенстве ею владевшего: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал ее в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был составлен».

Сканирование—быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали эксперименты, человек, читающий быстро, вы­полняет этот поиск в два-три раза быстрее читающего традиционно. Раз­вивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, ему удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные сведения.

Рассмотренные пять способов чтения показывают сложность и много­образие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естествен­ного и простого процесса, как чтение. Овладение каждым из них так же важ­но, как и формирование навыка быстрого чтения. Искусство чтения предпо­лагает умение каждый раз выбирать соответствующий режим в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.

Наши рекомендации