Общий перечень вопросов для самостоятельного изучения студентами
1. Предмет педагогической психологии.
2. Задачи педагогической психологии.
3. Разделы педагогической психологии.
4. Педагогическая психология как часть общепсихологического знания.
5. Дайте определение учения. Учение и развитие: сходство и различия.
6. Опишите состав знаний как результата учения.
7. Охарактеризуйте предметное и логическое содержание знаний.
8. Охарактеризуйте эпистемологическое и категориальное содержание знаний.
9. Что собой представляют формальные характеристики знаний?
10. Опишите состав действий и умений как результата учения.
11. Знания о действии. Опишите их виды по полноте, обобщенности, способу получения.
12. Дайте характеристики основных свойств знаний и умений.
13. Опишите состав процесса учения на макроуровне и на микроуровне.
14. Что такое уяснение содержания знаний и умений, его состав?
15. Опишите состав этапа овладения знаниями и действиями.
16. Дайте характеристику свойств процесса учения в целом. Покажите зависимость свойств учения от его состава.
17. Как уровень развития логических приемов, ВПД и творческих способностей влияют на эффективность учения?
18. Охарактеризуйте уровень развития понимания, речи и памяти как факторы учения.
19. Каким образом индивидуальные особенности мышления учащегося влияют на эффективность учения?
20. Мотивация как фактор учения.
21. Каким образом содержание обучения влияет на эффективность учения?
22. Сравните эффективность разных методов объяснения как факторов учения.
23. Сравните эффективность разных методов обработки как факторов учения.
24. Подумайте, почему Э. Торндайк отказался от закона упражнения.
25. В чем состоят негативные эффекты применения наказания в обучении. Чем отличается наказание от отрицательного подкрепления? Возможно ли эффективное наказание?
26. Какой режим прерывистого подкрепления является наиболее эффективным и почему?
27. В чем состоят основные преимущества и ограничения программированного обучения?
28. Какова ваша точка зрения на использование наград в обучении? Каковы возможные механизмы позитивного и негативного влияния наград на успешность обучения?
29. Подумайте, почему похвала учителя или родителя бывает неэффективной? Аргументируйте свой ответ, опираясь на теорию самодетерминации и эксперименты К. Двек.
30. Каково значение экспериментов А. Бандуры (с куклов Бобо, научение агрессии) для педагогической психологии?
31. Относительно какой психологической проблемы, связанной с обучением разгорелся спор (дискуссия) между бихевиористами и социальными когнитивистами в к. 90-х г.?
32. Какие типы подкреплений выделяются в радикальном бихевиоризме и в необихевиоризме (А. Бандура)?
33. Опишите основные источники самоэффективности (в т.ч. учебной или академической).
34. Каковы основные метафоры когнитивной психологии?
35. Как понимают когнитивные психологи основные задачи обучения?
36. В чем суть конструктивистских подходов к обучению?
37. Что представляет собой знание с точки зрения когнитивных теорий?
38. Какие факторы влияют на научение путем открытий по Дж. Брунеру?
39. Сопоставьте идеи Дж. Брунера и В.В. Давыдова о проблемном обучении.
40. Подумайте, каковы преимущества когнитивного подхода к обучению по сравнению с бихевиористским.
41. Подумайте, исключают ли друг друга обучение путем открытий (Дж. Брунер) и экспозиционное обучение (Д.Озбел)?
42. Какие рекомендации школьным учителям и университетским преподавателям следуют из когнитивных теорий обучения? Сформулируйте 5-7 рекомендаций.
43. Как бы вы изменили современные программы обучения школьников, чтобы научить их мыслить критически?
44. Назовите основные точки зрения на проблему соотношения обучения и развития (по Л.С. Выготскому).
45. В чем отличие научных понятий от житейских? Приведите пример того, как усвоение научных понятий перестраивает житейские.
46. Какие типы учения выделял С.Л.Рубинштейн, в чем их различие?
47. Против какого понимания сознательности учения высказывался А.Н. Леонтьев? Что он предлагал взамен?
48. В чем состоят базовые различия ассоциативно-рефлекторного и деятельностного подхода к учению?
49. В чем состоит специфика научного метода, используемого в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина?
50. Чем отличается ориентировочная основа действия и схема ориентировочной основы действия?
51. Зачем нужно выделять разные свойства действий?
52. Чем теоретическое мышление лучше эмпирического?
53. Сопоставьте понятия «учение», «обучение», «учебная деятельность».
54. Основные направления педагогической психологии как прикладной отрасли
55. Соотношение теорий учения и теорий обучения.
56. Психологическая модель обучающей ситуации
57. Психолого-педагогическая модель обучающей ситуации.
58. Технологическая (процедурная) модель обучающей ситуации.
59. Основные сферы применения педагогической психологии в области образования.
60. Применение знаний о психологии обучения в различных сферах современной жизни.
61. Как разводятся понятия, используемыев психологии воспитания: «воспитание», «социализация», «развитие», «формирование», «становление», «обучение»?
62. В чем состоит отличие предмета психологии воспитания от предметов других непсихологических и психологических дисциплин, изучающих вопросы становления и формирования личности?
63. Как различаются взгляды психологов на сущность процесса воспитания? Какую позицию занимаете Вы и почему?
64. Из каких компонентов складывается процесс воспитания?
65. Какие стили воспитания Вы знаете? Может ли один и тот же стиль играть и позитивную и негативную роль в становлении психики ребенка?
66. Как процесс психического и личностного развития представлен в трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина?
67. Как можно охарактеризовать воспитания с позиций теоретических положений о зоне ближайшего развития, социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
68. Что говорит теория психоанализа о влиянии родителей на становление невротической личности ребенка?
69. Что пишет З. Фрейд о зрелости личности и путях ее формирования на разных стадиях психосексуального развития ребенка?
70. Чем основные идеи эго-психологии отличаются от постулатов классического психоанализа, каково их влияние на понимание феномена воспитания?
71. Как проблемы воспитания решаются в бихевиоризме.
72. Какие стадии морального развития выделяет Л. Колберг?
73. Каковы критерии личностной зрелости и пути ее достижения в гуманистической концепции личностного роста К. Роджерса.