Стратегия и этапы индивидуального консультирования клиента с проблемами нарко/алко зависимости. 1 страница
Факторы риска наркозависимостиТерминология: Девиантное поведение- социальное отклонение, которое характеризуется отступлением от социальных норм, их нарушением. ( алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид, проституция, криминальное поведение).Аддиктивное поведение – случаи раннего злоупотребления химическими веществами, протекающие с измененным состоянием сознания, сопровождающиеся снижением социальной адаптации и патохарактерологическими реакциями.
4-ре группы факторов:1. нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений; уход от ответственных ситуаций и решений; утрата перспективы жизни, видения путей развития своей личности; терпимость к пьянству и наркотикам.
2.нарушенная социальная микросреда : неполная семья, сильная занятость родителей; отсутствие братьев и сестер; искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, неправильное воспитание; раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей; лёгкий и не контролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей.
3 индивидуально – психические особенности и нервно – психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях, акцентуации характера – преимущественно конформного, гипертимного, неустойчивого типов; неврозы и психопатии.4 индивидуально-биологические особенности личности: наследственна отягощенность в отношении психологических заболеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения мозга, умственное недоразвитие и психологический инфантелизм.
Среди специфических факторов риска особо значимы следующие: дисгармоничные отношения в семье; неадекватный тип воспитания; неблагоприятные отношения в школьном коллективе, неблагополучная среда общения вне школы; хронические соматические заболевания и психологические травмы. Факторы риска возникновения алкоголизмаХотя злоупотребление алкоголем само по себе является очевидным фактором риска, некоторых людей можно отнести к категории «группы риска» и по другим признакам, провоцирующим само это злоупотребление. Значительную часть группы риска составляют те, кто выпивает еще не регулярно; они пока испытывают лишь слабые или умеренные последствия от употребления алкоголя и наркотиков (семейные ссоры, прогулы, внутреннее чувство вины и т.п.), позже к этому могут присоединиться 'симптомы зависимости. Лица группы риска представляют собой разнородную массу с различными уровнями тяжести алкогольных проблем, а также с различными способностями и ресурсами для борьбы с ними.Генетическая предрасположенностьСпецифические гены, определяющие риск алкогольной зависимости и злоупотребления до сих пор не выявлены. По-видимому, генетический фактор хотя и имеет место, но не является определяющим.Паттерны потребления алкоголя и алкогольная зависимость, согласно некоторым исследователям, являются семейными по своей природе, передаются по наследству на протяжении многих поколений. Однако, такая же картина наблюдается иногда и в «передаче по наследству» религиозных и политических убеждений, которые не имеют биологической основы. Хотя прямых свидетельств генетического механизма пока не обнаружено, «совокупность результатов», полученных в исследованиях моно- и дизиготных близнецов, а также приемных детей (с соответствующей наследственностью) не позволяют игнорировать эти генетические механизмы. Например, исследования в Скандинавии и в США приемных детей, чьи биологические родители страдали алкоголизмом, показало, что частота развития алкоголизма у этих детей выше, чем у детей нормальных родителей. Генетический фактор более выражен у мужчин, чем у женщин, хотя нельзя исключить здесь влияния социального научения (гендера). В современных эпидемиологических исследованиях отмечается стирание половых различий в распространенности алкогольных проблем среди молодежи.Уменьшение доступа к алкоголю ограничивает влияние генетических и др. факторов, предрасполагающих к развитию алкоголизма. Особенную роль здесь играет СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (например, введение возрастных ограничений на продажу алкоголя, налогообложение, информирование о последствиях и т.п.), поскольку она в максимальной степени может влиять на доступность алкоголя населению.При наличии предрасположенности, наследственной и семейной отягощенности, алкоголизм формируется з более раннем возрасте и протекает- более тяжело. От 30 до 80 % алкоголиков имеют родственников, страдающих тем же заболеванием [141
К факторам риска для детей и подростков относят:алкоголизм родителей;проблемы общения;неблагоприятные отношения в семье:злоупотребления у друзей и одноклассников.
Чтобы определить некоторый фактор какния, он должен удовлетворять двум критериям: 1) фактор должен иметь место до возникновения проблем, вызванных потреблением алкоголя или наркотиков; 2) он должен быть статистически связан с возникновением характерных проблем.Факторы риска могут быть разделены на три категории: 1 . Индивидуальные факторы, 2. Социальные / межличностные факторы, 3. Контекстуальные / культурные факторы.К индивидуальным факторам относятся: физиологические особенности. тип темперамента, импульсивность, агрессивность, эмоциональные нарушения, экстраверсия и общительность, склонность к риску и поиску острых ощущений, внешний локус контроля, низкая самооценка, неспособность справляться с ситуацией, неразвитость навыков социального взаимодействия, конформность, ориентация на быстрое достижение целей, низкий уровень притязаний, терпимое или положительное отношение к ненормативному поведению, употребление алкоголя в раннем возрасте, психические проблемы.К социальным / межличностным факторам - употребление алкоголя и/или наркотиков в семье, противоречивые методы семейного воспитания, недостаток контроля со стороны родителей, конфликты в семье, отвержение сверстниками в младших классах, развод родителей, друзья, употребляющие алкоголь и наркотики.
К контекстуальным / культурным факторам - законы и нормы, благоприятствующие употреблению алкоголя, доступность алкоголя, экономический спад, маргинализация среды обитания.Приведенный список достаточно условен, т.к. указать, какие именно факторы данного списка наиболее опасны, не представляется возможным.
Влияние факторов среды окруженияСпецифичность факторов окружающей среды: социальных взаимоотношений, обстановки в семье, стиля поведения родителей и т.п. - для возникновения алкогольных проблем не вполне доказана.В социокультуральном аспекте особо значима роль семьи. Здесь сложились три модели ее влияния:а)модель болезни семьи - когда все члены семьи страдают от алкоголизма и созависимости;б)модель семейной системы - здесь употребление алкоголя стабилизирует семью;в) модель семейного поведения - облетающего и подкрепляющегозлоупотребление алкоголем,
Фактор группыОсобенно важен для подростков, оказывает влияние на формирование ценностей, отношений и поведенческих паттернов. Остается, однако, не ясным, является ли общение с девиантными группами фактором риска или результатом плохой адаптации, при которой попадание в подобные группы обусловлено другими факторами риска (проблемы в семье, низкая самооценка, стресс, доступность алкоголя и т.п.). Злоупотребление среди подростков рассматривается как интегральная часть «молодежного стиля жизни».
Классовые различия в отношении алкоголя выражены меньше, чем профессиональные: бизнесмены пьют в 2 раза больше, чем интеллектуалы; больше всего проблемно пьющих среди коммивояжеров, управленцев, моряков, юристов, врачей, владельцев баров и лиц, связанных в работе с алкоголем. В развивающихся странах больше пьяниц среди лиц, исполняющих властные полномочия, военных, а также среди людей «опасных профессий» - шахтеров, металлургов и т.д.Религиозная принадлежность также может оказывать серьезное влияние на отношение к алкоголю. Так, известно, что в исламе существует запрет на употребление алкоголя, а среди исповедующих иудаизм насчитывают всего 2 алкоголика на 1 тыс. верующих [4].Классификация алкогольных групп:На основе формальных коллективов. Решающую роль здесь играют неформальные лидеры:а)группы с социально позитивным лидером (старается пить не в ущербделу); б)группы с социально негативным лидером; в) группы особого риска, в которых формальный и неформальный (алкогольный) лидер одно и то же лицо. Группы на основе микросреды (общение «по интересам» и т.п.).Семейные группы.К группам большого уровня риска относятся также «преалкогольные группы». Здесь выпивка служит лишь условием для реализации других потребностей (спортивные болельщики, члены клуба и т.п.). Имеют тенденцию перерастать в алкогольные группы, если не распадаются по следующим причинам: а) выход или удаление лидера, б) изменение установок лидера, в) дискредитация лидера или падение его социального статуса.Особенности поведения «преахкоголъных групп»:избегающая лексика (слова «водка» и т.п. заменяются какими-либоэвфемизмами: «беленькое», «красненькое» и т.п.);решение о выпивке не требуют слов, т.к. собираются не пить, а как быпообщаться;при наличии у всех готовности выпить, запуск идет только через лидера, и по его желанию пьянка может быть отменена;лидер по характеру общительный, живой человек с развитой эмпатя-ей;роли в группе четко распределены: «гонец», «разливальщик» и т.п.;общественный контроль за дележкой «по справедливости»;процесс приема алкоголя ритуализован: 1-я порция большая (100-150г водки), сразу же начинается 2-я порция, но до ее принятия соблюдается некий минимум общения («между первой и второй...»); затем скованность исчезает, возникает атмосфера благодушия и взаимной симпатии. На следующий день обязательна оценка группового действия в том смысле, что«хорошо посидели».
Личностно-психологические факторыНе выявлено специфичных когнитивных нарушений у лиц группы риска по алкогольной зависимости. Более наглядны поведенческие особенности, связанные с темпераментом: с риском злоупотребления алкоголя и психоактивных веществ положительно связаны детская гиперактивносгь и болезнь дефицита внимания. Пять свойств темперамента, повышающих степень риска: уровень поведенческой активности, объем и устойчивость внимания, общительность, эмоциональность и правдивость - наследуемы (Тайег & Уагуикоу, 1994). Людям, чьи личностные свойства близки к популяционной норме, легче сохранять контроль над своим поведением, в том числе алко- и нарко поведением.Наибольшим рискам всякого рода социальных отклонений, в том числе и риску ранней алкоголизации подвержена т.н. «аструктурная личность»: человек с малодифференцированной структурой потребностей, с отсутствием выраженных интересов в сфере культуры, не имеющий осознанной потребности в социально-позитивной самоактуализации. В силу того, что этот тип личности как правило экстернализован (внешний локус контроля), эффективной профилактикой против злоупотребления здесь является общественная нетерпимость к алкогольным эксцессам и отклоняющемуся поведению.Замечено, что «хорошее воспитание», внутренняя культура почти исключают антисоциальное поведение в состоянии опьянения. С другой стороны, специалисты отмечают, что у алкоголиков еще в детстве отмечаются трудности в усвоении социальных ролей, зачастую это выражается в асоциальной и даже антисоциальной направленности поведения.Личностные факторы учитываются в «психологических моделях» этиологии (происхождения) алкоголизма:
Психоаналитические модели — в психодинамике алкоголизм понимается как фиксация или регрессия к оральной стадии развития. Причиннымифакторами могут быть также неполноценность Эго или нарциссизм.Модели - поведенческая, когнитивная и модель социального наученияпредполагают, что алко- и наркозависимое поведение формируется и поддерживается путем обусловливания: классического (повторяемые сочетанияусловных и безусловных стимулов) или оперантного (связь между подкрепляющими эффектами и предшествующим стимулом). Стимулами могутслужить: плохое настроение, гнев и даже похмельные симптомы. С точкизрения социального научения алкоголизм является результатом неудачногорешения личностью проблем совладения.Лабораторно выявлены следующие диспозиции (ожидания и установки) личности, связанные с употреблением алкоголя: облегчение социального функционирования, повышение сексуальности, повышение чувства собственного влияния (власти) и агрессии, социальное признание, релаксация а также «положительные последствия в целом». Эти ожидания отражают не только личный опыт, но формируются (начиная с раннего детства) под влиянием рекламы и наблюдений за поведением других людей. Они отчетливо выражены уже у детей 8-10 лет, порождая так называемую «социальную зависимость от алкоголя».Личностные особенности злоупотребляющего алкоголем человека могут отчетливо проявляться в формате «алкогольного динамического стереотипа». АДС - это выработанная в течение жизни форма потребления спиртных напитков и поведения в состоянии опьянения. Особую роль здесь играют «релизеры» - факторы, запускающие всю цепочку АДС. Ими могутбыть: внешний вид спиртного, привычный партнер, стандартная ситуация (получка и т.п.), место, время и т. д. Релизеры действуют на уровне подсознания, осознается только результат действия. Алкоголь, стоящий в домашнем баре, может не вызывать у привычного пьяницы желания выпить, если ЭТО не является для него релизером. На этапе развитого алкоголизма релизе-рами становятся внутренние механизмы на соматическом уровне. Максимального осознания внутренней картины болезни больной достигает- только ко 2-й или 3-ей стадии заболевания, когда рушатся психологические защитные механизмы
Мотивация воздержания.Проблема мотивации воздержания состоит в том, что «штраф за вождение в нетрезвом виде может и не затмить всех прелестей кутежа». Для других препятствием в лечении становится «сигматизация» (ярлыки: лечился от алкоголизма, алкаш и т. п.) Некоторые клиенты составляют категорию «резистентных» или «немотивированных»( причины могут быть разными). Важнейшими мотивами воздержания являются: – быть социально полезным – 89%– способствовать изменениям в обществе – 50%– самореализация – 36%– поиск единомышленников – 36%– из чувства долга за полученную в прошлом помощь – 19%– интересно провести досуг – 15% – решить собственные проблемы – 10%
Оценка мотивации к изменению.В соответствии с ответами клиента о готовности к изменениям, его относят к одной из пяти категорий: 1. Не заинтересован. 2. Думает об изменении. 3. Готов к действиям. 4. Начинает действовать. 5. Уже действует.Мотивационное интервью может использоваться как метод терапии по усилению мотивации. Задачей «мотивационного интервьюирования» является снижение уровня потребления алкоголя или отказ от него; корректировка не реалистичных ожиданий от лечения, укрепление самоэффективности клиента и т. п. дискуссия в ходе интервью помогает клиентам обнаружить и признать противоречия между их поведением, проблемами или тревогами и их личными целями и ценностями. Зачастую клиент просто не осознает, что в одно и тоже время он хочет избавиться от своих алкогольных проблем и продолжать посещать после работы свой любимый бар.
В ходе проведения интервьюирования обязательно придерживаться следующих принципов: 1. Задавать открытые вопросы. 2. Предоставлять обратную связь. 3. Проявлять эмпатию (т. е. точно отражать чувства, чтобы клиент мог доверять) показывать, что верите в способности и возможности клиента. 4. Избегать споров. 5. Выявлять позицию клиента, отмечать ее противоречивость. 6. Устранять его неуверенность в перспективах лечения. 7. Усиливать его сомнения в допустимости злоупотреблений. 8. Обсуждать прошлый опыт и ближайшие задачи клиента. 9. Выявлять потенциальные препятствия на пути к воздержанию. 10. Демонстрировать оптимизм относительно перспектив лечения.
Когда достигается консенсус в формулировке проблем, задач и ожиданий, разрабатывается совместный план действий. Специалист предлагает клиенту перечень возможных вариантов лечения, клиент выбирает подходящее. Некоторым клиентам удобнее разбить долгосрочные задачи на более реалистичные и поэтапные – например, если полный отказ от приема алкоголя вызывает чрезмерную тревогу клиента можно порекомендовать ему воздерживаться от употребления 4 дня в неделю.Специалист демонстрирует уверенность в способности пациента принимать собственные решения и выражать оптимизм по поводу возможного изменения. При этом он объясняет, что ошибки, негативные реакции и отступления вполне естественны на этом пути, и их можно ожидать. Пациенту предлагается рассматривать их, как полезный опыт и извлекать уроки. Установка на ремиссию и здоровый образ жизниОсновная цель профилактической работы с детьми и подростками – формирование установок «здорового образа жизни» , высокофункциональных стратегий поведения, актуализация личностных ресурсов, препятствующих обращению к наркотикам. Важна позитивная психолого-социальная направленность такой работы: не только подавление негативного поведения на основе системы запретов ( это не только плохо работает, но и провоцирует молодежь), сколько подкрепление, разрешение поведенческих форм «здорового образа жизни», допускающих в том числе социально приемлемые формы риска (спорт, социальная активность молодежи и т.п.). излишняя категоричность и морализаторство в профилактической работе, а также неактуальные для подростков рассуждения о вреде для здоровья могут оказывать и обратный эффект.
Стратегия работы с семьей наркозависимогоЗадача раннего этапа семейного консультирования - формирование альянса с родителями с целью формирования у них эффективной поддерживающей позиции. Наркозависимость наиболее часто является продуктом патологического развития личности в результате дефицита правильного воспитания в семье, серьезных нарушений процесса социализации. В то же
время наркозависимость препятствует нормальному функционированию личности в сфере семейных отношений. При этом нарушается не только личность наркозависимого, но и окружающих его близких людей (родителей, сиблингов и т.д.). В систему психологических мероприятий должно быть включено и ближайшее окружение клиента. Семейная коррекция межличностных отношений направлена на формирование нового типа совместного поведения, определенного новыми потребностями и установками.Не менее существенным является нейтрализация отрицательно воздействующих лиц, провоцирующих срыв. Люди, сами употребляющие наркотики, нередко стремятся склонить того, кто находится в ремиссии, к возобновлению употребления - вследствие зависти, эгоизма, склонности к антиобщественным формам поведения, отрицания возможности излечения и др. Родственники должны создать «психологическую защиту», изолировать от наркозависимых друзей, не допускать ситуаций, способствующих срыву.При работе с семьей, прежде всего, устанавливается «семейный диагноз». Изучается внутрисемейная ситуация, характер взаимоотношений между членами семьи и психологическое состояние родителей. Чем сильнее закамуфлированы, чем глубже подавляются и вытесняются причины семейного кризиса, тем острее проявляется неблагополучие детей, когда наркомания выступает крайней формой разрешения семейного кризиса. При диагностике учитываются формы неадекватного семейного воспитания: гиперпротекция - доминирующая или потворствующая, со стороны одного из родителей; неустойчивый стиль воспитания', эмоциональное отвержение, гипоопека, жестокое обращение и т.д. Затем все усилия направляются на психокоррекционную работу, ликвидацию острых межличностных и внут-риличностных конфликтов. Родители обучаются взаимодействию со своими детьми, умению контролировать их поведение и собственные поступки, которые могут привести к обострению или разрыву отношений, дезадаптации и рецидивам заболевания.Можно выделить несколько шагов в работе с родителями несовершеннолетних, употребляющих ПАВ:Первый шаг: установление доверительных отношений между специалистом и родителями, обсуждение с родителями тех направлений, где они хотели бы в первую очередь увидеть изменения; привлечение к работе других близких людей.Второй шаг: объяснение родителям некоторых определяющих основ межчеловеческих отношений; поиск глубинных причин и нереализованных потребностей ребенка, провоцирующих у него протестное поведение, алкоголизацию и/или наркотизацию.Третий шаг: формирование у родителей правильного отношения к самооценке и чувству самоценности ребенка, объяснение необходимости коррекции этого базового чувства, в связи с тем, что низкая самооценка часто является причиной возникновения психической зависимости, конфликтности, аугоагрессии, противоправных действий, склонности к алкоголизации и наркотизации.Четвертый шаг: формирование у родителей чувства уверенности в себе, при решении проблем воспитания; обсуждение опыта к практики здоровой семьи.В отношении с несовершеннолетним, имеющим опыт употребления наркотиков, родителям важно придерживаться определенных правил, основные из них перечислены ниже:Нельзя допускать, чтобы кто-либо их ближайшего окружения подростка был заинтересован в его излечении больше чем он сам (профилактикасозависимости).Не поддерживать пустых разговоров о наркотиках, так как такие беседы не имеют лечебного значения и могут провоцировать рецидив наркотизации, психологически возвращая несовершеннолетнего в среду, связаннуюс наркотиками.Радоваться только конкретным действиям и достижениям несовершеннолетнего на пути выздоровления. Наркоман может пытаться убеждатьсвоих близких в том, что он хочет заняться чем-то серьезным, и чем большерадости выражается по поводу его энтузиазма, тем больше он чувствует себя осуществившим свое намерение и ограничивается этим.Смена окружения и обстановки снижает возможность рецидива. Наркоманы испытывают удовольствие, если им удается вернуть в свою средутого, кто пытался вырваться из их крута, поэтому надо обеспечить ребенкувозможность порвать общение с группой наркоманов.Проблема созависимости в семьях наркозовисимых детского и подросткового возраста. По мере того, как проблема наркотиков у ребенка становится все серьезней, меняется картина того, как реагируют его родители. На ранних стадиях они злятся, теряются, и их ответная реакция на подростка может принимать самые разные формы: обвинения, ворчание, чтение нотаций, увещевания, поучения, наказания, контроль, угрозы, попытки подкупа. По мере ухудшения проблемы некоторые родители полностью сдаются, поскольку они чувствуют свою беспомощность, а другие все больше укрепляются в позиции принятия ответственности за подростка. Консультируя таких родителей, важно объяснить им, как определить психологические границы личности. Это уже само по себе может перестроить структуру взаимоотношений в семье, разумно и рационально перераспределить сферы личной ответственности в решении проблемы наркозависимости.Родители, не знающие как правильно реагировать, предоставляют проблеме возможность развиваться дальше. Когда их реакции несдержанны и эмоциональны, то этим они лишь предоставляют подростку повод для обвинений и оправданий своего образа действий. Иногда родители не обращаются за помощью к специалистам из-за страха, чувства неудобства или стыда. Они могут винить себя и считать, что если бы они поступками правильно, то ребенок вырос бы другим. Они могут оправдывать поведение ребенка и полагать, что со временем это пройдет, что ребенок с возрастом это переживет. Возможно, что у самих родителей есть проблемы с употреблением наркотиков. При оценке проблемы консультанту необходимо исследовать и такую возможность.Необходимо помочь родителям в ходе консультирования понять свои чувства и реакции. Нужно, чтобы они представляли, что им делать дальше.Консультант может научить родителей распознавать признаки и симптомы употребления ребенком наркотиков. Обсуждение с родителями того, как реагировать на употребление ребенком алкоголя или наркотиков - важная отправная точка. Если родители обнаружили факт употребления алкоголя или наркотиков, то им следует попытаться сохранить спокойствие и хладнокровие. Если ребенок пришел в наркотическом опьянении, им следует сразу обратиться к специалистам для оценивания состояния ребенка. Родителям необходимо знать, что разговаривать с ребенком в такое время бесполезно, это лишь приведет к еще большим проблемам и к отчуждению. Когда ребенок придет в нормальное состояние, то родителю необходимо поговорить с ним во взаимно уважительном тоне. Угрозы и обвинения приводят только к обиде и неповиновению. Прежде всего родителю следует узнать обстоятельства употребления алкоголя или наркотиков - где, с кем, была ли у ребенка возможность выбора - употреблять или не употреблять? Родитель должен ясно выразить, что он не приемлет такого поведения и отрицательно относится к дальнейшему употреблению. Родителям следует добиваться от ребенка реальных предложений по исправлению своего поведения. Нужно постараться, чтобы ребенок принял на себя ответственность за собственные решения и дальнейшие поступки, а также за последствия, которые могут наступить в случае повторных эксцессов. Необходимо установить стандарты поведения относительно того, когда можно идти гулять с друзьями и когда нужно возвращаться домой. В случае, если ситуация все-таки грозит выйти из-под контроля, следует обратиться к профессиональному консультанту, специализирующемуся на работе с наркозависимыми. Если по всем признакам ситуация указывает на употребление наркотиков в качестве эксперимента, то родители должны ясно представлять себе последствия в случае повторных эксцессов. Родителям необходимо выбрать основную генеральную линию, которую обязательно нужно обсудить со своим подростком.
2. Профилактика наркозависимости и аддиктивного поведения средствами групповой психокоррекции.
Зарисимоть - стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения ил адаптации. Зависимое (аддиктивное) поведение - поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической ативности, с елью изменения психического состояния.
«Аддиктивное поведение» - случаи раннего злоупотребления химическими веществами, протекающие с измененным состоянием сознания, сопровождающиеся снижением социальной адаптации и патохарактерологическими реакциями. В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика- это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Она рассчитана на все население в целом, но прежде всего на детей и подростков.
Основной целью программ работы с подростками и старшими школьниками является первичная профилактика. На этом этапе принципиально важно выработать у детей установку на противодействие внешнему давлению со стороны нарко-рекламы, наркодилеров, девиантной группы и просто сверстников-провокаторов. Важно выработать и закрепить (в поведенческом тренинге) навыки самостоятельного решения на основе рациональной рефлексии и критичной оценки провокационной ситуации. Основными акцентами большинства профилактических программ являются: 1. осознание имеющихся у личности ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни; 2. актуализация и развитие этих ресурсов; 3. развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровой самоактуализации.
Противонаркотические программы работы с подростками и школьниками старших классов включают в себя: 1. распространение информации, адекватной психологическим особенностям адресата, о причинах, формах и последствиях употребления наркотиков; 2. формирование навыков анализа и критической оценки информации, формирующей установки на отклоняющееся поведение (информация из источников сомнительного происхождения: некоторые молодежные журналы и сайты Интернета, некоторые ТВ-программы - особенно продукция рекламного бизнеса);
Вторичная профилактика ориентирована на «группу риска». Основным объектом ее воздействия являются начинающие потребители наркотических и других психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики — раннее выявление начинающих потребителей и оказание им помощи во избежание возникновения у них выраженных клинических признаков зависимости. Третичная профилактика - это оказание помощи клиентам, у которых сформирована психическая и/или физическая зависимость от наркотика. Ее цель - предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека посредством формирования терапевтической реабилитационной среды, создания «групп взаимопомощи» и т.п.
В применении к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика - предотвращение аддиктивного поведения подростков. Вторичная - предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании. Третичная - реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения
Особенности подростковой психики: поведение, аффективная и когнетивная сферы
Подходя психологически, особенно с точки зрения возрастной психологии, к группе риска по отношению к наркозависимости следует отнести всех детей и подростков в возрастном диапазоне от 10 до 16 лет, независимо от их личностно-психологических особенностей. Убедительных данных о преимущественной представленности каких-то специфических особенностей личности или строго определенных акцентуаций характера в преморбиде подростков, больных наркоманией пока не существует. Для категории «группы риска» характерны личностные особенности, обусловленные во многом психологией самого этапа возрастного развития. В сфере поведения этап характеризуется нестабильностью отношений с окружающими, ограниченным репертуаром реакций на фрустрацию, низкой стрессовой толерантностью, высоким уровенем притязаний при недостаточно критичной оценке своих возможностей. В аффективной сфере характерны: эмоциональная лабильность, склонность к тревожным и депрессивным реакциям, нестабильность самооценки. В мотивационной сфере: высокая потребность в самоутверждении, в принадлежности к референтной группе. В когнитивной сфере: «аффективная» (основанная на эмоциях) и «селективная» (основанная на деталях, вырванных из контекста) логика, «генерализация» (склонность к обобщениям на основании единичных фактов), чрезмерная категорич-норть суждений (по типу «всё или ничего»). Морфологические и физиологические изменения в организме, обусловленные пубертатом, повышают риск психосоматических заболеваний, оказывают существенное влияние на самочувствие (тревога, повышенная утомляемость) и настроение подростков. Среди специфических факторов риска особо значимы следующие: дисгармоничные отношения в семье; неадекватный тип воспитания; неблагоприятные отношения в школьном коллективе, неблагополучная среда общения вне школы; хронические соматические заболевания, и психологические травмы.