В нормально функционирующих организациях должны быть созданы условия для формирования как лидеров, так и руководителей.
Российский ученыйОле́г Самуи́лович Виха́нский - один из основоположников и лидеров российской школы менеджмента - считает, что лидерство и руководство являются ролями эффективного менеджера. Роли менеджера представлены в табл. 5.
К настоящему времени проведено более 10 тыс. исследований лидерства. Можно выделить два измерения, относительно которых группируются предложенные модели лидерства: 1) особенности человека и 2) характер ситуации.
1. Особенности человека можно рассматривать исходя из двух подходов: 1) описания личностных черт лидера и 2) характеристик его поведения.
2. Характер ситуации можно рассматривать с точки зрения ее универсальности или изменчивости.
Таблица 2 - Роли менеджера
Роли эффективного менеджера | Описание | Характер деятельности |
Межличностные роли | ||
Руководитель | Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера | Церемониалы (торжественные обряды и т. п.), действия, обязываемые положением, ходатайства |
Продолжение таблицы 2
Роли эффективного менеджера | Описание | Характер деятельности |
Лидер | Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности | Все управленческие действия с участием подчиненных |
Связующее звено | Обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги | Переписка, участие в совещаниях вне организации, другая работа с внешними организациями и лицами |
Информационные роли | ||
Приемник информации | Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию | Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания и т.п.) |
Продолжение таблицы 2
Роли эффективного менеджера | Описание | Характер деятельности | ||
Информационные роли | ||||
Распространитель информации | Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации | Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным | ||
Представитель | Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации | Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления | ||
Роли, связанные с принятием решений | ||||
Предприниматель | Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приводящие к изменениям, контролирует разработку определенных проектов | Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности | ||
Устраняющий нарушения | Отвечает за корректировочные действия, когда организация сталкивается с серьезными сбоями в работе или кризисом | Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая рроблемы и кризисы | ||
Продолжение таблицы 2
Роли эффективного менеджера | Описание | Характер деятельности |
Роли, связанные с принятием решений | ||
Распределитель ресурсов | Ответственный за распределение ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации | Составление графиков, запросы полномочий, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных |
Ведущий переговоры | Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах | Ведение переговоров |
Типы лидеров
Если в качестве критерия использовать роль, которую выполняют руководители-лидеры, то их типы, как это установил французский учёный Э. де Боне, выглядят следующим образом – 14 типов:
1) ведущие за собой. Это наиболее наглядный тип. К нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние, они обладают врожденными лидерскими качествами;
2) организаторы групп. Их отличительной чертой является знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах;
3) исполнители. Самый рациональный тип лидеров. Их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив;
4) дипломаты. Легко контактируют с сотрудниками. Могут отстоять свое мнение, используют диалоги и разрешают проблемы персонифицированно;
5) генераторы идей отличаются ориентацией на новые задачи, содействием передовому, интуицией, синтезом знаний, самокритичностью;
6) продавцы идей — предприимчивы, обладают креативностью и способностью к контролю своих, а также чужих эмоций;
7) синтезаторы. Умеют выделить самое главное из очень большого объема информации, что позволяет им использовать нетрадиционные подходы;
8) разъяснители. Умеют разъяснить последователям суть даже самой сложной ситуации;
9) реакторы. Активно и разумно критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями;
10) коммуникаторов отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей;
11) исследователи могут получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты;
12) следопыты обладают способностью к самостоятельным действиям, т. е. автономии;
13) хранители информации. Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать;
14) организаторы. Руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом.
По содержанию деятельности:
а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;
б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.
По стилю руководства:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) совмещающий в себе элементы двух предыдущих.
По характеру деятельности:
а) универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера;
б) ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера в определенных, специфических ситуациях.
По психофизиологическим характеристикам:
а) инструментальный — берущий на себя инициативу решения проблемы в зависимости от групповых целей;
б) эмоциональный — возлагающий на себя функции регулирования группового настроения в проблемных ситуациях.