Часть 2: Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза
ВОПРОСЫ к экзамену по возрастной психологии.
1 часть: Общие вопросы возрастной психологии
1. Предмет, теоретические и практические задачи ВП.
2. Основные разделы ВП. Связь ВП с психологическими дисциплинами и другими науками.
3. Методы ВП. Схемы организации эмпирического исследования: продольный срез, поперечный срез, временное запаздывание. Стратегии исследования: констатирующая, формирующая.
4. Исторические истоки ВП. Детство как предмет психологического исследования. Становление возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки (Дж. Локк, Д. Гартли, Ж. Ж. Руссо, Ч. Дарвин, И. М. Сеченов, В. Прейер, В.Вундт, С. Холл и др.).
5. Общая характеристика психического развития человека. Понятие «рост» «созревание», «развитие». Основные характеристики развития: качественные изменения; необратимость; специфичность объекта развития; структура развития; направленность развития; источник развития; формы развития; стадии развития.
6. Факторы психического развития: наследственность, среда, активность.
7. Закономерности психического развития: неравномерность и гетерохронность; неустойчивость; сензитивность; кумулятивность; дивергентность-конвергентность.
8. Общая характеристика теоретических подходов по выделению закономерностей психического развития в онтогенезе.
9. Факторный подход к пониманию детерминант психического развития в онтогенезе. Характеристика нативизма как однофакторной теории: преформизм, теория рекапитуляции, теория созревания.
10. Факторный подход к пониманию детерминант психического развития в онтогенезе. Эмпиризм как однофакторная модель. Бихевиоризм (Э.Торндайк, Б.Ф. Скиннер). Теория социального научения (Бандура).
11. Характеристика двухфакторной теории психического развития. Взаимодействие двух факторов (В.Штерн).
12. Соотношение двух факторов психического развития по принципу антагонизма и противодействия (З.Фрейд).
13. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
14. Психическое развитие как развитие интеллекта. Концепция Ж. Пиаже.
15. Культурно-исторический подход: проблема специфики психического развития. Основные закономерности психического развития ребенка: цикличность, неравномерность, «метаморфозы», инволюция и эволюция.
16. Учение о психологическом возрасте. Социальная ситуация развития. Возрастные психологические новообразования. Динамика перехода от одного возраста к другому (Л. С. Выготский).
17. Понятие высших психических функций: структура, свойства, генезис. Закон развития ВПФ (Л. С. Выготский).
18. Проблема соотношения обучения и развития. Теоретическое и практическое значение понятия «зона ближайшего развития».
19. Деятельность как детерминанта психического развития. Понятие ведущей деятельности.
20. Проблемы генезиса потребности ребенка в общении. Механизм возникновения и развития новых форм общения (М.И.Лисина).
22. Стадиальность психического развития. Критерии построения возрастной периодизации.
22. Проблема периодизации детского развития в работах Л.С.Выготского.
23. Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина.
24. Проблема периодизации периодов взрослости (Э. Эриксон, Ш.Бюлер, Д.Левинсон, Б.Ньюмен, Ф.Ньюмен, В.Ф.Моргун, Н.Ю.Ткачева и др.).
25. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития (В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова).
Часть 2: Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза
1. Особенности кризиса новорожденности. Критерии ее завершения. Особенности жизнедеятельности новорожденного. Рефлексы новорожденного. Комплекс оживления.
2. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца. Психологические новообразования периода младенчества. Кризис 1 года.
3. Социальная ситуация развития. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая в раннем детстве. Развитие предметных действий в раннем детстве. Роль предметных действий в психическом развитии ребенка.
4. Развитие познавательных процессов в раннем детстве.
5. Начальные формы развития личности в раннем детстве. Кризис 3-х лет.
6. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Теории игры.
7.Структура игры (Д.Б. Эльконин). Развитие игры в дошкольном возрасте. Проблемы, связанные со снижением уровня развития игры у современных дошкольников.
8. Развитие познавательных процессов у дошкольника. Развитие эмоциональной, мотивационной сферы дошкольника. Развитие Я-концепции и поведения дошкольника. Общение с взрослыми и сверстниками.
9. Главные психологические новообразования дошкольного возраста. Характеристика кризиса 6-7 лет.
10. Проблема психологической готовности к обучению в школе.
11. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности.
12. Проблема психологической адаптации ребенка к школе. Развитие когнитивной сферы младшего школьника. Главные психологические новообразования познавательного развития.
13. Развитие аффективной, мотивационной сферы в младшем школьном возрасте. Развитие Я-концепции и поведения. Общение с взрослыми и сверстниками. Главные новообразования: личностная сфера.
14. Место подросткового возраста в периодизации (Ш.Бюлер, Э.Шпрангер, Б.Ньюмен, Ф.Ньюмен, Д.Б.Эльконин и др.). Основные характеристики подросткового возраста (Г.С.Холл, Л. С. Выготский, Ш.Бюлер, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин и др.).
15. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте (Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн).
16. Развитие когнитивной сферы в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности подростков.
17. Специфические особенности развития аффективной и мотивационной сферы и поведения подростков. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте. Основные новообразования подросткового возраста. Характеристика кризиса подросткового возраста.
18. Юность как психологический возраст. Хронологические рамки юношества. Задачи развития в юношеском возрасте (Р.Хевигхерст).
19. Ведущая деятельность в юношеском возрасте (Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн, М.С.Пряжников).
20. Развитие познавательных процессов и способностей в юношеском возрасте. Характеристика Я-концепции. Особенности эмоциональной и мотивационной сферы в юношестве. Общество, дружба, любовь в юношеском возрасте. Основные новообразования.
21. Взрослость как психологический период. Понятие «взрослость». Критерии достижения взрослости. Задачи развития в период взрослости (Р. Хевингхерст, Р.Гоулд, Г.Шихи).
22. Развитие когнитивной сферы в период взрослости. Развитие эмоциональной и мотивационной сферы в период взрослости. Особенности Я-концепции.
23. Нормативные кризисы взрослости.
24. Старость как биосоциопсихологическое явление. Теории старения. Проблема возрастных границ старости. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости.
25. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости. Личностные особенности в старости. Познавательная сфера в период старения.
Часть 3. Практическая часть:
1. Метод наблюдения в возрастной психологии.
2. Использование метода эксперимента в ВП.
3. Использование метода исследования продуктов деятельности в ВП.
4. Метод тестов в ВП.
5. Сравнительные методы исследования в ВП: близнецовый метод, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный метод, биографический метод.
6. Диагностика умственного развития дошкольников: стандартизированная диагностическая программа умственного развития дошкольников (Л.А.Венгер, В.В.Холмовская).
7. Современные методы диагностики умственного развития, которые применяются в школе: тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ).
8. Современные методы диагностики умственного развития, которые применяются в школе: (ТУРМШ). Тест умственного развития младших подростков (ТУРМП).
9. Современные методы диагностики умственного развития, которые применяются в школе: Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).
10. Современные методы диагностики умственного развития, которые применяются в школе: Школьный тест умственного развития (ШТУР).
11. Современные методы диагностики умственного развития, которые применяются в школе: Тест умственного развития для выпускников средней школы и абитуриентов (Астур).
12 Методика «Черточки и крестики» для исследования произвольности и саморегуляции в младшем школьном возрасте.
13. Методика исследования уровня произвольной регуляции деятельности в младшем дошкольном возрасте «Да или нет» Л.Красильниковой.
14. Методика изучения игровой деятельности и уровня притязания у детей (Г.А.Урунтаева).
15. Методика изучения предметных действий, восприятия и качества внимания у детей 1-3 лет (Г.А.Урунтаева).
16. Изучение межличностных отношений в подростковом возрасте: Анкета «Оценка отношений подростка с классом» (Д.Ф.Николаенко).
17. Изучение межличностных отношений в подростковом возрасте Исследование проксемического поведения подростка с помощью шкалы СIDS.
18. Изучение межличностных отношений в подростковом возрасте: Анкета «Отношения в школе и дома» (Д.Ф.Николаенко).
19 Решение ситуационных задач. Задание 1
20. Решение ситуационных задач. Задание 2
21. Решение ситуационных задач. Задание 3
22. Решение ситуационных задач. Задание 4
23. Решение ситуационных задач. Задание 5
24. Решение ситуационных задач. Задание 6
25. Решение ситуационных задач. Задание 7