Основные направления работы в консультировании по вопросам карьеры
К осн. задачам К. по в. к. относятся профпросвещение, преодоление колебаний/нерешительности клиентов, определение паттернов (типов) карьеры, концептуализация вариантов карьерного роста и решение проблем, связанных с построением и корректировкой карьеры.
Профпросвещение
Профпросвещение мн. годы служило краеугольным камнем профконсультирования. Оно и сейчас остается важнейшим аспектом деятельности профконсультанта. К источникам профессиографической информ. относятся «Словарь названий профессий» (Dictionary of occupational titles), «Справочник профессиональных перспектив» (Occupational outlook handbook), разнообразные издания, в к-рых печатаются объявления о вакансиях, отражающие новейшие атрибуты различных профессий, а тж ряд более совр. автоматизированных систем поиска и «примеривания» профессий, напр. SIGI, позволяющих пользователю самостоятельно изучить мир профессий и оценить свои возможности в отношении привлекающих его занятий.
Концептуализация пути, к-рый люди проходят в своей трудовой жизни, составляет важное содержание работы консультанта по вопросам карьеры. Несмотря на то что Дональд Супер изначально не предусмотрел в своей концепции профессионального цикла различных типов карьеры, он популяризовал эту идею и способствовал широкому обсуждению темы множественности вариантов карьеры. Идея созревания в процессе прохождения стадий профессионального цикла неразрывно связана с понятием паттернов (типов) карьеры. Наблюдения показывают, что паттерны карьеры с годами меняются, и некогда относительно редкий паттерн — последовательная, или «ступенчатая», карьера — становится все более распространенным. В добавление к этому паттерны карьеры, по-видимому, отражают влияние ряда гендерных проблем и более тонких изменений в середине жизни, к-рые не учитывались в более ранних подходах профконсультирования.
Практические соображения, по к-рым К. по в. к. превратилось в отдельную специальность, связаны с проблемами профессионального выбора/отбора и профессиональной адапт. Выбор профессии — важная проблема преимущественно для заканчивающего школу чел., к-рый пытается преобразовать обширную область возможных профессиональных занятий в обозримое множество вариантов выбора дальнейшего образования и карьеры. Поэтому большинство исслед. были посвящены изучению того, как школьники выбирают профессию; в ходе этих исслед. создавались и использовались шкалы для оценки нерешительности, опросники профессиональных интересов и специализированные информационно-справочные системы. Большое число исслед. было предпринято для изучения процесса перехода от школьного обучения к работе.
Современное положение дел
Б. ч. К. по в. к. проводится в школах, в отделениях программы содействия трудоустройству наемных работников или в местах, где предоставляются др. психол. услуги, таких как частные бюро или реабилитационные клиники разного типа. Вследствие этого диапазон этических норм и правил работы в данной области консультирования существенно варьирует. В принципе, К. по в. к., как и любое др. психол. вмешательство, должно быть подчинено осн. этическим нормам, требующим от консультанта систематической работы с клиентом, невмешательства в личную жизнь и неразглашения полученных сведений, надежного хранения рабочих материалов и отслеживания итогов работы с клиентами в целях повышения качества услуг. К сожалению, обстановка, складывающаяся за пределами традиционных учреждений по оказанию психол. услуг, не способствует соблюдению этих норм в той мере, в какой этого хотелось бы, и те, кто работает в школах и в промышленности, могут время от времени сталкиваться с этически несовместимыми требованиями своих непосредственных работодателей. Как профессиональная область, становление к-рой растянулось на мн. годы, К. по в. к. остается довольно неразвитым в том, что касается систематического руководства этическими нормами и принципами.
См. также Развитие профессиональной карьеры, Консультирование, Практика найма рабочих и служащих, Промышленная психология, Профессиональное консультирование
С. Г. Осипов
Консультирование по вопросам развития (developmental counseling)
В отличие от психотер., чаще всего применяющейся в связи с лечебной (коррективной) установкой, в рамках к-рой трудности конкретного чел. рассматриваются с т. зр. устойчивых форм дефицитарности, К. по в. р. всегда использовалось, чтобы акцентировать возможности роста, присущие отстаиванию личных решений или преодолению трудностей. К. по в. р. стремится обеспечить оптимальное использование клиентом переходного опыта для дальнейшего личностного роста и повышения сопротивляемости, включая предотвращение устойчивых форм дефицитарности и хронической душевной боли, сопровождающей эти состояния.
Этот подход к челов. проблемам имеет свои истоки в применении психол. перспектив к попыткам молодежи войти в мир труда и к борьбе экономически и соц. депривированных людей за достижение соц.-экономической стабильности и приемлемого уровня жизни. После того как в начале XX в. в рамках общественных программ для молодых людей развернулась профориентационная работа, она вскоре была перенесена в школы. Поначалу эта работа сводилась к профпросвещению, цель к-рого — снабдить стоящего перед выбором профессии ученика информ., достаточной для принятия продуманного решения. Более широкие пед. и психол. перспективы, прогресс психол. знаний и технических возможностей сначала привели к использованию тестов, а затем и к расширению спектра целей профориентации. Теперь профориентационная работа, помимо информирования, включает облегчение развития когнитивных навыков, необходимых молодому чел. для принятия эффективных решений (в т. ч. выбора профессии), укрепление идентичности, закладываемой вместе с профессиональным выбором, и подбор работы, соотв. психич. орг-ции конкретного чел. Эта последняя инициатива, объединяющая пед. цели подготовки индивидуума ко всем сторонам жизни — соц. и семейной в той же мере, как и экономической, — привела к развитию консультирования и созданию консультационных центров. Такие центры занимались не только оказанием помощи уч-ся в выборе подходящей профессии и соотв. уровня образования, но и помогали им достичь эмоциональной автономии в своих семьях, наладить близкие отношения со сверстниками, не утрачивая собственной независимости, и пересмотреть усвоенные в семье нормы поведения, чтобы привести их в соответствие с жизненными обстоятельствами стоящих на пороге взрослости молодых людей.
Чтобы полнее представить себе направления работы К. по в. р., нужно вернуться к его корням, к-рые уходят в консультирование семей из соц. неблагополучных слоев об-ва. Первые соц. работники олицетворяли реакцию об-ва на обстановку в начале XX в., сложившуюся вследствие того, что значительная часть населения переживала экономические лишения, часто сочетавшиеся с этнической изоляцией, а это, в свою очередь, вызывало рост отчуждения. Все группы населения, с к-рыми велась соц. работа, страдали от недоедания, болезней и преступности, повышавших вероятность физ. неполноценности и обеднявших эмоциональную жизнь. Помимо экстренных поверхностных мер, направленных на облегчение страданий, помощь таким группам заключалась в развитии чувства национальной гордости, формировании учеб. и соц. навыков, необходимых для преодоления трудностей. В психол. и психиатрических концепциях постепенно стали уделять внимание факторам психол. и эмоциональной устойчивости/неустойчивости семей, а тж методам оказания им дополнительной помощи при столкновении с трудностями и испытаниями. В связи с появившимся позднее предвзятым отношением учреждений и орг-ций к этническим меньшинствам и влиянием осн. на эмоциях предрассудков, к-рыми было охвачено наше об-во в 1960-х и 1970-х гг., значительно больше внимания стало уделяться тому, каким образом организационные факторы формируют у людей чувство субъективного благополучия и возросших возможностей.