Исследования внимания в отечественной психологии.

Начало было положено в работах Л.С. Выготского. В основу психологической теории был положен исторический подход. Отправное теоретическое положение его заключается в следующем: процесс психического развития человека – часть общего процесса исторического развития человечества. Это положение конкретизируется в следующих основных идеях культурно-исторического подхода.

В онтогенезе происходит слияние природного и культурного развития ребёнка: они образует единый процесс развития конкретного человека, в результате которого возникают высшие формы психики и поведения.

Таким образом, в развитии ребёнка можно выделить две линии:

a) Естественное «созревание» и появление непосредственно связанных с созреванием организма, главным образом, нервной системы, мозга - элементарных форм поведения и психики.

Социокультурное развитие, связанное с овладением культурными способами поведения. Это овладение такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе исторического развития: язык, письмо, системы счисления и т.д., то есть овладение культурными орудиями – знаками.

Таким образом, Л.С. Выготским был предложен и разработан новый подход и новый метод изучения высших форм психики – историко-генетический. Для экспериментального обоснования идей культурно-исторической теории была разработана и применена в ряде исследований (А.Н. Леонтьевым – для исследования внимания и памяти; А.Р. Лурия – для исследования эмоций; Л.С. Сахаровым – для исследования мышления) «методика «двойной стимуляции» - экспериментальная модель высшей психической функции. Она предполагает использование двух рядов стимулов: стимулов-объектов и стимулов-средств.

Стимулы-объекты – объекты, которые преобразуются в процессе эксперимента.

Стимулы-средства – объекты, с помощью которых преобразуются стимулы-объекты, т.е. средства их преобразования.

Таким образом, в рамках культурно-исторического подхода был предложен принципиально иной подход к изучению психических функций - изучение их сущности в процессе развития (перехода от низшей психической функции к высшей) с помощью принципиально нового метода - экспериментального моделирования процесса знакового опосредствования.

Как уже отмечалось, для экспериментального исследования развития внимания была использована методика двойной стимуляции.

Рисунок 1 — «Параллелограмм развития» внимания

Эксперимент был проведён под руководством А.Н. Леонтьева [7] и построен в форме игры в фанты, в ходе которой экспериментатор задавал участникам

исследования вопросы (стимулы-объекты).

Результаты данного экспериментального исследования (под руководством А.Н. Леонтьева) были представлены в графической форме, получившей название «параллелограмма развития» (на рисунке 1 приводится его общая конфигурация).

Исследования внимания в отечественной психологии. - student2.ru

Л.С. Выготский и его последователи считали, что развитие внимания ребёнка с самых первых дней его жизни попадает в сложную среду, состоящую из двух рядов стимулов. Первый – вещи, предметы, явления, привлекающие его внимание в силу присущих им свойств. Второй – соответствующие им стимулы-указания – слова, направляющие внимание ребёнка.

Внимание ребёнка с самого начала является управляемым. Первоначально им руководят взрослые. Употребляя то же самое средство, что и взрослые, по отношению к себе (самоинструкция, самостимуляция – это становится возможным с момента овладения речью), ребёнок переходит к самоуправлению своим вниманием – т.е. овладевает произвольным вниманием. Примечательно, что с овладением речью ребёнок начинает сначала управлять процессом внимания другого, а только затем – собственным вниманием.

В рамках деятельностного подхода в современной отечественной психологии можно обнаружить следующие варианты его реализации по отношению к вопросу о природе внимания.

─ Внимание – это направленность и сосредоточенность любой деятельности (Н.Ф. Добрынин, 1959).

─ Внимание – специальная деятельность контроля, его внутренняя, сокращенная, автоматизированная форма. Оно – самостоятельная форма психической активности. (Г.Я. Гальперин, 1974).

─ Внимание – феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности; оно – есть следствие, проявление организации деятельности и может быть понято через анализ последней. (Ю.Б. Гиппенрейтер, 1983).

Гипотезы, высказанные В.Я. Романовым и Дормашевым (1993)

С помощью методики поэтапного (планомерного) формирования умственного действия контроля достигается повышение эффективности произвольного внимания у младших школьников.

Таким образом, в отечественной психологии постепенно сложилась традиция изучения внимания как проявления активности личности, т.е. субъекта внимания. Способность последнего управлять своим вниманием формируется в онтогенезе по мере опосредствования (словесными знаками) процесса естественного (непроизвольного, непосредственного) внимания.

Представления о видах внимания

в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов

в отечественной психологии

Автор классификации Основание классификации Вид внимания
  Л.С. Выготский ▪ источник происхождения; ▪ наличие цели и волевого усилия; ▪ опосредованность процесса внимания; ▪ генетическая форма внимания, соответствующая стадии его развития 1) непроизвольное (непосредственное, натуральное, нецеленаправленное, сознательно не регулируемое) 2) произвольное (в начале – внешнеопосредованное, а затем внутреннеопосредованное; социальное по происхождению, целенаправленное, сознательно регулируемое, может сопровождаться волевыми усилиями)
Н.Ф. Добрынин наличие цели как главный признак активности внимания и всей личности; наличие волевого усилия (как вторичный признак) 1) непроизвольное a) «вынужденное» действующим раздражителем; b) основанное на соответствии внешнего раздражителя внутреннему состоянию организма или личности; c) основанное на прошлом опыте. 2) произвольное 3) послепроизвольное

24. Теории поздней селекции /по Д. Норману/.

Д. Дойч и Э. Дойч поставили под сомнение существование механизма ранней селекции (1963). По их мнению, ограничения в системе переработки информации лежат не на входе, а на выходе из системы, а именно на стадии осознания, принятия решения и ответа. Активизируются все единицы словаря, которые подверглись воздействию. Но в связи с различием «реактивности» самих единиц (с какой силой единица отвечает на воздействие) и неоднородностью воз-Действия всегда только несколько стимулов оказываются «победителями». Они усиливаются «фильтром выхода» и получают доступ в сознание. Многочисленные данные в поддержку гипотезы поздней селекции получены в рамках исследования имплицитной памяти (см. гл. 8). В целом они сводятся к фиксации того факта, что только небольшая часть информации перерабатывается на сознательном уровне. Огромный поток информации подвергается переработке, минуя уровень сознания. При этом результаты переработки этой информации проявляются в деятельности человека.

Д. Норман в 1968 г. дополнил модель Дойчей с помощью «Блока уместности». В модели Нормана активация единиц словаря предшествует собственно акту восприятия. Система таким образом предвосхищает то, что будет воспринято. «Блок уместности» определяет уровень совпадения стимуляции и ожиданий субъекта и усиливает адекватную информацию. Модель Нормана, как легко видеть, напрямую наследует идее преперцепции В. Джеймса и концепции эффекта волевого внимания Н.Н. Ланге (см. 6.2.1 и 6.2.2). С помощью введения «Блока уместности» Норман, в первую очередь, дает рациональное объяснение проблемы иллюзорного восприятия, когда слишком высокий уровень активации фильтра выхода позволяет системе принять ошибочное решение на основе недостаточной сенсорной информации.

Таким образом, основные отличия между моделями ранней и поздней селекции заключаются в следующем:

• ранняя селекция: отбор на основе физических признаков и торможение нерелевантного канала на входе в систему;

• поздняя селекция: отбор на основе значимости и уместности для субъекта и усиление релевантного канала на выходе из системы.

25. Ресурсный подход к проблеме внимания /теория Д. Канемана

Возможности человеческой психики, к сожалению, не безграничны. В когнитивной психологии проблема внимания в целом формулируется в виде вопроса о природе ограничений, накладываемых на переработку информации свойствами психики. Лауреат Нобелевской премии 2002 г. Даниэль Канеман выдвинул концепцию внимания как умственного усилия. Канеман вслед за представителями гештальтпсихологии понимал сущность внимания как своего рода «психическую энергию», которая позволяет человеку одновременно осуществлять только ограниченный объем деятельности. Он предположил, что внимание, представляющее собой стратегию распределения ресурсов организма между задачами, позволяет максимально эффективно справиться с ограниченностью емкости психики. Канеман исходил из того, что у человеческого организма есть ресурс мощности, который по природе ограничен, подвержен колебаниям и поддается распределению. Выполнение любого действия (как физического, так и интеллектуального) требует от субъекта определенного «вложения» ресурса внимания, которое обеспечивает ее эффективное выполнение. Когда субъект обладает достаточным ресурсом внимания, задание выполняется безошибочно. Если в данный момент субъект не располагает необходимым ресурсом внимания для решения данной задачи (из-за общего состояния организма или потому что задача слишком сложна), он не способен с ней справиться. Ресурс внимания, который остается неиспользованным для выполнения текущей задачи, Канеман назвал «дополнительной мощностью» системы. Понятие дополнительной мощности важно для прогнозирования того, что происходит в том случае, когда человеку нужно справиться с несколькими заданиями одновременно, то есть распределить внимание. Когда ресурса достаточно - распределение не нужно вовсе и уровень выполнения высок для обеих задач. Когда ресурса недостаточно, сначала ресурсом насыщается более важное задание, а менее важное задание выполняется за счет дополнительной мощности. В результате, одна задача выполняется лучше другой.

Понятно, что в практическом плане крайне важно не просто констатировать тот факт, что человек допускает ошибки, а предсказать приближение этого момента, когда, казалось бы, все еще идет нормально. Представьте себе, например, пилота самолета, который должен следить за показаниями многих приборов или хирурга, выполняющего сложную операцию – здесь ценой ошибки может стать человеческая жизнь. Решить проблему определения приближения момента истощения внимания Канеману удалось с помощью разработанной им методики вторичной зондирующей задачи. Главная ее идея состоит в том, что «поймать» момент предела истощения ресурса можно тогда, когда испытуемый справляется с основной задачей (сложной) и парадоксальным образом не справляется с дополнительной (простой).

Суть опыта заключалась в следующем. Испытуемые выполняли основное задание: им предъявлялся ряд из четырех цифр со скоростью одна цифра в секунду. Потом следовала пауза 2 с, затем испытуемый должен был в том же темпе отвечать последовательностью цифр, которые отличались от исходных на единицу (1 — 3 — 5 — 7 — пауза — 2 — 4 — 6 — 8). Испытуемые стабильно выполняли задание, допуская около 18% ошибок. Затем испытуемым давали другое, еще более простое задание: на мониторе компьютера среди зрительного «шума» на короткое время появлялась буква, о которой впоследствии требовалось отчитаться. С этой задачей испытуемые и вовсе справлялись в 100% случаев. В следующей серии эксперимента оба задания выполнялись одновременно. Причем выбор первой задачи в качестве основной, а второй – в качестве дополнительной регулировался платежной матрицей. Удивительно, но испытуемые по-прежнему хорошо справлялись с основной задачей и при этом допускали ошибки в выполнении простейшей дополнительной (зондирующей) задачи. Важно, что количество ошибок в выполнении дополнительной задачи зависело от того, в какой момент времени на экране появлялась целевая буква. Если это происходило в начале, наблюдалось около 30% ошибок, а если предъявление совпало с арифметическими действиями в основной задаче – процент ошибок подскакивал до 70%! Другими словами, в том случае, если испытуемые имели достаточный запас дополнительной мощности, они эффективно справлялись с дополнительной задачей, а если дополнительная мощность иссякала (ведь надо было удерживать в памяти четыре цифры и производить прибавление единицы) ее просто не хватало на то, чтобы обратить внимание на экран компьютера. Канеман считал, что колебания эффективности выполнения зондирующей задачи на фоне относительной стабильности выполнения основной отражают ограничения ресурса внимания и показывают основную политику его распределения. Сначала субъект тратит энергию на основную деятельность, а ее «остатки» направляет на дополнительные задачи.

Таким образом, уровень эффективности выполнения вторичной задачи служит инструментом измерения доступной субъекту дополнительной мощности. Полученные результаты позволяют предложить способ контроля внимания оператора. Нужно, чтобы время от времени, не отвлекаясь от своей основной деятельности, он совершал какое-либо примитивное действие, например, нажимал на кнопку. «Забывчивость» оператора и будет служить предупредительным сигналом: осторожно, внимание на исходе!

Д.Канеман не ограничился обнаружением поведенческого коррелята истощения ресурса внимания (сбой в выполнении зондирующей задачи). Канеман эмпирически установил один из надежных физиологических показателей расхода энергии внимания — изменение диаметра зрачка. Увеличение диаметра зрачка свидетельствует об увеличении вкладываемой в решение задачи энергии. В описанном выше эксперименте при выполнении задания зрачок сначала расширялся, достигая пика в тот момент, когда задание становилось максимально энергоемким (первый ответ «2» в нашем примере). После этого зрачок начинал сужаться, возвращаясь к исходному диаметру по окончании выполнения задания. В настоящее время уже разработаны приборы, которые фиксируют динамику зрачка оператора и помогают избежать ошибок, связанных со снижением уровня внимания.

Подчеркнем, что, согласно Канеману, существует только один общий неспецифический ресурс внимания, который в ходе деятельности распределяется на несколько разноплановых задач. Однако ряд современных авторов (например, Д.Навон, Д.Гофер, К.Уикенс) считают, что человек располагает несколькими достаточно автономными ресурсами внимания, так что истощение одного из ресурсов не обязательно связано с истощением другого. Данную гипотезу поддерживают данные о том, что одновременное выполнение заданий, опирающихся на различные модальности, происходит успешнее, чем решение аналогичной по содержанию пары задач, предъявленной в одной и той же модальности. Например, зрительное сравнение двух фигур и поиск ключевого слова в звуковом сообщении совершается эффективнее, чем зрительное сравнение двух фигур и поиск ключевого слова в написанном на экране сообщении. Дело выглядит так, как будто испытуемый черпает ресурс для каждой из задач из своего источника. Эта теория внимания получила название теории составных ресурсов. Компромисс между теорией единых ресурсов и теорией составных ресурсов может быть найден, если постулировать существование двух качественно различных типов ресурсов внимания – энергетического (неспецифичного) и специфичного. Поясним суть данного компромисса на примере. Допустим, у вас в холодильнике есть литр молока и литр бульона. В этом случае, вы сможете израсходовать часть того молока, которым вы располагаете на то, чтобы сварить молочную кашу. Вы можете так же потратить некоторое количество бульона на то, чтобы приготовить суп. Однако вы не сможете компенсировать нехватку молока за счет бульона и наоборот долить молоко в борщ. Запас молока и запас бульона – это аналог специфических ресурсов внимания. Их использование может происходить параллельно, а истощение одного из ресурсов не помешает воспользоваться другим (если молоко кончится, суп все равно можно приготовить).

Однако приготовление блюд потребует от вас и общего энергетического ресурса - тепла, которое выделится при сжигании газа из баллона. Если газа недостаточно, то даже избыток специфических ресурсов окажется бесполезным.

26 вопрос. Ассоциативная и апперцептивная формы зрительной агнозии. Их нейронные основы и методы диагностики.

Зрительная агнозия — невозможность узнавать и определять информацию, поступающую через зрительный анализатор.

Выделяют две основные формы З. а.. При апперцептивной (предметной) зрительной агнозии больной воспринимает лишь отдельные признаки предмета (цвет, форму, размер) или его изображения, но не может в целом определить его. При ассоциативной зрительной агнозии больной отчетливо воспринимает предметы в целом и целые изображения, но не узнает и не может назвать их.

При диагностике зрительной агнозии используют наборы предметов и картинок (цветных, однотонных, контурных, с недорисованными изображениями), а также перечеркнутые и «зашумленные» фигуры, изображения букв и цифр, близких по начертанию, рисунки с наложенными друг на друга контурами различных предметов, сюжетные картинки, фотографии знакомых лиц. Больному предлагают различные задания (нарисовать, а также воспроизвести рисунки).

Область поражения Затылочная доля мозга, вторичные зоны коры (18, 19 поля Бродмана)

27 вопрос. Прозопагнозия и алексия, их нейронные основы, соотнесение их с двумя стратегиями обработки информации.

Прозопагнозия — это расстройство восприятия лица, при котором способность узнавать лица потеряна, но при этом способность узнавать предметы в целом сохранена. Возникает при поражении правой нижне-затылочной области, часто с распространением очага на прилегающие отделы височной и теменной долей.

Алексия — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазия). В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексии.

Алексия встречается в двух основных формах: «чистая алексия» (или «алексия без аграфии») и «алексия с аграфией ». «Чистая алексия» развивается при повреждении медиальной поверхности затылочной доли, которое прерывает связи зрительной коры с левой (доминантной) височно-теменной областью. Обычно это повреждения, расположенные позади и ниже заднего рога бокового желудочка. При «чистой алексии» острота зрения у большинства пациентов нормальная, хотя квадрантная гемианопсия или полная гемианопсия могут иметь место. Невербальные стимулы (любые другие объекты и лица) могут распознаваться нормально.

Обработка информации — это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату.

Обработка информации бывает двух типов:

1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
2) обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.

28. Определение и классификация видов памяти.

Память – процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания.

1) по харак­теру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую (предложил Блонский);

· двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навы­ков ходьбы, письма и т. д. Появляется на первом месяце жизни и связывается с двигательными условными рефлексами, со временем принимает более сознательный характер и связывается с мышлением.

· Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключа­ется в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в про­шлом отрицательные переживания. Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Но опять сначала условно-рефлекторный характер, потом сознательный.

· Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Воспринятое воспроизводится в форме представлений, но существенно отличается от оригинала, ибо представления фрагментны и неустойчивы. Они образуются или смешением образов (образ теряет свои черты и на первом плане выступает что-то общее) или дефференциацией (наоборот усиление специфических черт). Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представ­лений. Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессио­нальными видами памяти.

· Словесно -логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями. Называется так потому, что мысли без слов не существуют. Делится на 2 вида: смысловую – запоминание и воспроизведение смысла, механическую – запоминается не только смысл, но и буквальное значение словесных выражений (может быть и без понимания смысла). Главная роль отвеодится второй сигнальной системе, это память только у человека.

2) по характе­ру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

· Непроизвольная - имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ста­вится специальная мнемическая задача. Оно не слабее произвольного, напротив, бывает, что случайно услышанная фраза запомнится лучше.

· Произвольная – наоборот, существует цель запомнить и требуется волевое усилие.

3) по продолжи­тельности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в де­ятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

· Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой инфрмации. С одной точки зрения кратковремен­ная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроиз­вольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной па­мяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Отсеивает ненужную инфу и организует мышление.

· Оперативная память - мнемические процессы, обслужи­вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, опе­рации. Например, запоминание промежутосных результатов при выполнении сложной арифметической задачи.

· Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функциони­рование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго от­ложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому крат­ковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В резуль­тате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

29. Сенсорный регистр, кратковременная, рабочая и долговременная память.

Сенсорный регистр — это сверхкратковременное хранилище информации очень большого объема. В сенсорном регистре информация сохраняется от 250—500 мс (зрительная) до 2 с (слуховая). Сенсорный регистр необходим нам для того, чтобы переживать мир как непрерывную целостность. Если бы мы не обладали сенсорным регистром, мир представлял бы для нас последовательность не связанных между собой изображений и разорванных звуков. Код сенсорного регистра изоморфен нашим органам чувств. Существование сенсорного регистра было открыто Дж. Сперлингом в 1960 г.

Рабочая память — это блок памяти, в котором «циркулирует» информация, необходимая для осуществления текущей деятельности и/или присутствующая в сознании. Содержание рабочей памяти — это то, что человек вспоминает, думает, чувствует, делает сейчас, в данный момент времени. Концепция рабочей памяти была предложена А. Бэддели и Г. Хитчем в 1974 г., Объем рабочей памяти ограничен (мы не можем выполнять слишком много дел одновременно!). Ограниченность емкости рабочей (кратковременной) памяти была показана Саулом Стернбергом (1966) с помощью метода «вычитания». Данный метод основывается на предположении о том, что любой психический процесс разворачивается во времени. Измеряя время реакции в определенных Условиях, исследователь делает вывод о том, имеет ли место в действительности тот или иной психический акт.

Таким образом, Стернберг установил, что в крати^ повременной памяти имеет место полный последовательный перебор всей находящейся там информации. Информация удерживается в рабочей памяти до тех пор, пок^ идет выполнение задачи. Затем она либо переводится в долговременную намять, либо теряется. Д. Норман и Н. Во показали, что оси новным механизмом потери информации из кратковременной памящ ти является интерференция. Другими словами, «старая» информация, находящаяся в кратковременном хранилище, вытесняется вновь поступающей.

Долговременная память — это постоянное хранилище информации.

Объем долговременной памяти практически не органичен .Человек может хранить в своей памяти огромное количество знаний, навыков и личных воспоминаний. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что забывания как такового в долговременной памяти не существует. еСТЬ трудности нахождения того или иного фрагмента информации. С этим явлением связан описанный Р. Брауном и Д. МакНейлом эффект «верчения на кончике языка».

Декларативная память — тип памяти, связанный с представлениями. Она подразделяется на подсистемы семантической, эпизодической и автобиографической памяти.

. Семантическая память — тип памяти, отражающий обобщенные знания о мире («медведь — это млекопитающее животное»/ «в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы»). Информация в семантической памяти хранится в иерархически организованных сетевых структурах, которые состоят из узлов и отношений между ними.. Автор концепции семантических сетей М. Киллиан (М. Quillian, 1969) провел эксперимент с измерением времени реакции. Испытуемым предлагалось оценить истинность утверждений типа «канарейки могут петь», «канарейки имеют перья», «канарейки имеют кожу». Оказалось, что время, затраченное на оценку истинности первого утверждения, было меньше, чем затраченное на оценку второго, а оно, в свою очередь, меньше чем на оценку третьего (рис. 60).

Эпизодическая память была выделена в отдельную подструктуру долговременной памяти Э. Тульвингом (1972). Эпизодическая память — тип памяти, в которой хранятся эпизоды прошлого. Именно ей мы обязаны переживанием прошлого, настоящего и будущего, так как единицами эпизодической памяти являются эпизоды, локализованные во времени. В эпизодической памяти действует принцип специфичности кодирования, который заключается в том, что доступность образа прошлого определяется совпадением «ключевых» элементов ситуации кодирования и извлечения. По данным Дж. Эйча (]. Eich, 1989), если испытуемые заучивали ряд слов после принятия определенной дозы алкоголя, результат воспроизведения оказывался лучше после приема аналогичной дозы.

Автобиографическая память — тип памяти, занимающий промежуточное положение между семантической и эпизодической памятью. В автобиографической памяти сохраняются личностно отнесенные события и состояния, которые определяют самоидентичность личности.

30) Мнемическая направленность и ее источники по А. А. Смирнову

Непосредственным источником мнемической направленности является сознательное намерение запомнить, запоминание представляет собой особый вид психической деятельности, и является произвольным запоминанием. Обычно ему противопоставляется запоминание непроизвольное, которое осуществляется в тех случаях, когда мнемическая задача не ставится, а деятельность, ведущая к запоминанию, направлена на достижение каких-либо иных целей. Наличие мнемической направленности имеет важнейшее значение прежде всего для продуктивности запоминания. Намерение запомнить надо считать одним из главнейших условий успешности запоминания.

Мнемическая направленность не представляет собой чего-либо однородного, всегда одинакового. Она всякий раз выступает в том или ином качественно своеобразном содержании.

1) конкретное содержание направленности- что именно должно быть достигнуто в итоге запоминания. С этой точки зрения можно говорить о направленности на то или иное качество запоминания, представленной рядом основных и наиболее типичных задач или установок, которые изменяются в каждом отдельном случае и тем самым определяют собой качественное своеобразие направленности запоминания. Всякая мнемическая деятельность направлена прежде всего на ту или иную полноту запоминания. В одних случаях перед нами стоит задача (или у нас есть установка) запомнить все содержание того, что воздействует на нас {сплошное запоминание). В других случаях мы направлены на то, чтобы запомнить только часть того, что воспринимается нами: главные мысли текста, отдельные факты и т. п. (выборочное запоминание).

2) различия в направленности на точность запоминания- в одних случаях может относиться к содержанию того, что запоминается, а в других - к форме его выражения. В последнем случае в качестве одной из крайностей выступает задача (или установка) запомнить тот или иной материал буквально, выучить его наизусть. Другая крайность - запоминание максимально "своими" словам

3) различия в направленности на запоминание последовательности того, что воздействует на нас. В одних случаях мы стремимся к тому, чтобы запомнить события, факты, словесный материал в той самой последовательности, в какой нам было дано. В других случаях такая задача или установка отсутствуют, а иногда мы более или менее сознательно ставим перед собой даже обратную задачу - изменить воспринятую последовательность материала, сделать, например, словесный материал более логичным или просто более удобным для запоминания.

4) направленность на прочность запоминания. В одних случаях мы ставим перед собой задачу запомнить материал возможно более прочно, на продолжительный срок, в известном смысле "навсегда". В других случаях запоминание направлено на то, чтобы сохранить материал в памяти в течение хотя бы только краткого времени, в частности удержать его лишь настолько, чтобы иметь возможность воспроизвести только сразу после восприятия, в непосредственно следующий за этим момент (долговременная и кратковременная память).

5) своевременность воспроизведения, т. е. чтобы воспроизвести запоминаемое нами в определенный момент времени, при наличии определенной ситуации (вспомнить, например, что-либо при встрече с определенным человеком, при приходе в определенное место и т. п.)...

31. Автобиографическая память и ее значение. (по Нурковой)

Автобиографическая память – тип памяти: между эпизодической и семантической (создание словесно-описательной картины) памятью.

Функции. 3 группы:

1) связанны с жизнью человека как члена социума (интерсубъективные):
например, такие функции, как достижение социальной солидарности;

2) саморегуляция личности, построение и выбор целей (интрасубъективные):
например, выбор тактик поведения или управление настроением (когда грустно, можем вспомнить радостный эпизод и развеселиться);

3) понимание, переживание своей уникальности (экзинстенциальные):

а) самопознание, б) самоопределение (формирование целостной стратегии жизни), в) культурная, историческая и социальная отнесенность, г) осознание уникальности своей жизни, д) определение смысла жизни, е) финальные интеграции личности.
Финальные интеграции личности: в критической ситуации, когда возникает угроза самому существованию, происходит виртуальное проживание заново всей жизни человека. «Вся жизнь перед глазами».

Джеймс, 1890г.: « В целом время, заполненное разнообразными событиями, проходит быстро, а воспоминания длятся долго и наоборот».

Структура автобиографической памяти в виде пирамиды

Исследования внимания в отечественной психологии. - student2.ru

Горизонтальные сечения – эпизодич. и семантич. память; вершина – концепция Я, которая принадлежит личности.

Воспоминание о ярком событии прошлого – практически всегда яркое воспоминание, относящееся к детству, вызывает недоумение по поводу того, почему тот или иной эпизод так грубо врезался в память.

Важное событие – основное содержание о важном событии составляет описание результатов и последствий события, «взгляд на прошлое из сегодняшнего дня».

Переломное событие – особый тип события, отличающееся критической важностью и вызывающее кардинальные изменения в личности человека.

Вершина «пирамиды ав. памяти» - пласт воспоминаний «моя судьба».

Эксперимент Элизабет Лофтус (1995) – исследование подверженности ав. памяти манипуляциям. Участвовали старший и младший брат (сестра). Вымышленное событие из жизни. Старший рассказывал младшему то, чего никогда не было, а последний верил, что этот случай происходил с ним в детстве.

«Телескопический эффект» - человеку кажется, что важные для него события произошли недавно, а не слишком важные – давно.

Эффект «пика» воспоминаний - взрослые люди вспоминают большое кол-во событий, относящихся к возрасту юности.

Значение: знание закономерностей ав. памяти необходимо в криминалистике при экспертизе истинности свидетельских показаний, медицине (техника повышения эффективности деятельности врача за счет грамотной организации запоминаемой больным информации о процессе лечения, препаратах и процедурах), педагогике.

Наши рекомендации