Руководитель делегирует полномочия только своим непосредственным подчиненным.
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 5. Проектирование организации. Мотивация и контроль в системе менеджмента
(лекции – 2час.; практ. занят. – 2 час.)
Основные вопросы:
1. Властные полномочия, ответственность и делегирование. Процесс делегирования полномочий и ответственности. Понятие структуры организации и структуры управления. Элементы проектирования организации. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Типы структур управления.
2. Мотивация: содержание и эволюция понятия. Общая модель мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Мотивационная теория подкрепления. Методы материальной и нематериальной мотивации.
3. Сущность и содержание контроля. Виды контроля. Процесс контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Контроль и измерение результатов работы персонала.
Основная литература
по менеджменту, список которой приводится ниже, имеется в электронном виде у студентов на флешках:
1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. и др. Управление персоналом – колл. авторов: Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин и др.-Гл.7,п.7.1., гл.2, п.2.1.
2. Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.:«Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»). - Гл.3, п.3.6. и п.3.9.
3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – Гл.10.
5. Джон О'Шонесси. Принципы организации управления фирмой. – Гл.6 и гл.8.
6. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке. – Гл.1, разд.П.
7. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие.- 11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с. (это учеб. пособие поддается только копированию, но не редактируется, то есть оно только для чтения)!!!- Гл.2 и гл.3.
8. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. – Гл.3, п.3.4. и п.3.5. Гл.6, п.6.1. и п.6.2. Гл.8, п.8.5. Гл.13, п.13.3.
9. Ланкина В. Е. Менеджмент организации. – Разд.12 и разд.13 (из менеджмента).
15. Скібіцька Л.І., Скібіцький О.М.Менеджмент.Навчальний посібник. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 416 с. – Главы 8,12 и 13.
19. Чуйкин А.М. Основы менеджмента (учебное пособие). – Гл.1, п.1.3.
Разд. Ш, п.3.2.
Б) Дополнительная литература
5. Основы менеджмента: Учебник. (Авторы - Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин). -1996. – Гл. 11,12,13,14.
Тут материалы по теме 5 из источника: 19. Чуйкин А.М. Основы менеджмента (учебное пособие). – Гл.1, п.1.3. Разд. Ш, п.3.2.
К вопросу 5.1.
Руководство, полномочия и власть
Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, — красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.
Л. Н. Толстой
- Общая характеристика полномочий.
- Типы полномочий.
- Распределение полномочий.
- Влияние и власть.
Общая характеристика полномочий
Руководство- это способностьруководителя оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целейорганизации.
Руководство может рассматриваться на трех основныхуровнях: организацией в целом, конкретной группой, отдельным работником. Ясно, что на каждом уровне имеется существенная специфика деятельности руководителя по обеспечению своего влияния. Общим же моментом является то, что это - руководство людьми, влияние на людей, их деятельность, мотивацию, ценности, нормы поведения, убеждения, удовлетворение потребностей.
Для обеспечения такого влияния на группы и отдельных членов организации руководитель располагает полномочиями.
Полномочия- это ограниченное право лица, занимающего конкретную должность, принимать определенные решения для достижения целей организации.
Механизмом включения в процесс управления работников, находящихся на различных уровнях структуры, является делегирование полномочий. Основное требование эффективного делегирования - это соответствие полномочий решаемым задачам.
Полномочия делегируются для того, чтобы получивший их исполнитель имел возможность (условия) для выполнения своей части общей работы. Широкое распространение в управлении целостными системами получил принцип единоначалия, наиболее рельефно проявляющийся в армии. Единоначалие - это не возможность для руководителя делать все, что он захочет. Это прежде всего его ответственность за все, что происходит в руководимой им организации.Для того, чтобы руководитель мог обеспечить достижение цели, решение необходимых задач, он получает необходимые полномочия. Таким образом, важная сторона процесса делегирования полномочий связана с ответственностью.
Ответственностьэто обязательство решить определенные задачи, выполнить работу, имея необходимые полномочия.
Чем больше задач, чем они сложнее, тем выше ответственность. Следовательно, тем больше необходимо полномочий и тем выше вознаграждение исполнителя.
Делегирование полномочий- двусторонний процесс, включающий их передачу и принятие. Исполнитель принимает определенные полномочия, а вместе с ними и определенную долю ответственности. Руководитель делегирует (передает) определенные полномочия, но не снимает с себя ответственность за реализацию делегированных полномочий. Независимо от объема делегированных полномочий, руководитель отвечает за весь комплекс проблем, решение которых входит в его функциональные обязанности.
Руководитель делегирует полномочия только своим непосредственным подчиненным.
Необходимо различать полномочия и власть. Властьруководителя - это то, что он реально может сделать. Полномочия определяют, что руководитель имеет право делать.
Распределение полномочий
Конкурентоспособность организации в значительной мере зависит от эффективного распределения полномочий по уровням управления. Руководитель организации имеет полномочия для принятия решений по любым вопросам. Однако он не может быть достаточно компетентным для решения всех задач. Руководитель часто не имеет времени и сил для эффективного решения всех задач, выполнения всех работ. Эти два момента определяют необходимость делегирования полномочий.
Оптимизация распределения управленческих работ по уровням управления связана с определением нормы управляемости руководителей различных уровней, то есть количества исполнителей, непосредственно подчиненных данному линейному руководителю.
Причинами нежелания руководителей делегировать задачи и полномочия для их решения подчиненным являются:
1. Заблуждение, что руководитель сделает работу лучше подчиненного.
2. Отсутствие способности руководить, определять приоритеты развития, вычленять задания для исполнителей.
3. Отсутствие доверия к подчиненным.
4. Боязнь риска, а, следовательно - ответственности за возможные ошибки исполнителя.
5. Отсутствие обратной связи и оперативного контроля за ходом работы исполнителей.
Причины, по которым подчиненные неохотно принимают полномочия:
1. Нежелание самому решать проблему.
2. Боязнь критики за возможные ошибки.
3. Недостаток ресурсов, информации, мотивации или уверенности в себе.
4. Убеждение исполнителя, что работы у него уже слишком много.
Ключевая задача руководителя - не выполнение совокупности конкретных управленческих работ, а формирование и развитие организации для реализации ее миссии, достижения целей. Важным направлением развития организации, ее персонала является повышение эффективности распределения полномочий.
Влияние и власть
Для реализации планов, обеспечивающих достижение целей организации, необходимо эффективное влияние на членов организации.
Влияние- это изменения в поведении, отношениях, оценках, действиях одного человека под воздействием поведения другого.
Субъектамивлияния в организации являются: по вертикали - руководители и подчиненные; по горизонтали - коллеги; вне организации - потребители и поставщики, конкуренты, государственные и общественные органы и т.д.
Формы и инструментывлияния различны: от “слезной мольбы до бомбы”. Например, руководитель влияет на подчиненных через установление заданий и вознаграждения, делегирование полномочий и предоставление ресурсов. Подчиненные оказывают влияние на руководителя через неформальные контакты, предоставляемую информацию, предложения по совершенствованию организации.
В организации для достижения ее целей необходима скоординированная деятельность многих людей. Для обеспечения такой деятельности необходимо полное и точное выполнение решений, принимаемых руководителем. Полномочия руководителя дают ему право принимать решения.
Власть- это возможность действовать и способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей в целях достижения целей организации.
Баланс властивозможен в форме компромисса между руководителем и подчиненными.
К вопросу 5.2.
Из «Менеджмент организации» - Ланкина В. Е.