Полномочия Совета Министров по отношению к подчиненным ему органам государственного управления

Совету Министров подчиняется определенная часть республи­канских органов государственного управления, в отношении кото­рых он обладает правами и обязанностями по руководству, конт­ролю, координации и направлению их работы (ч. 1 ст. 12 Закона). В статье 14 Закона конкретизировано понятие руководства. Если в статье 12 Закона термин «руководство» рассматривается в качес­тве отдельной функции (полномочия) наравне с контролем, ко-

­ординацией, направлением работы, то в статье 14 он выступает в качестве управления, поскольку состоит из ряда функций. Подоб­ная непоследовательность, неоднозначность понимания термина «руководство» наблюдается и в других законодательных актах и статьях Закона (ст. 15). Более правильным было бы статью 14 назвать следующим образом: «Полномочия Совета Министров Республики Беларусь по руководству подчиненными ему респуб­ликанскими органами государственного управления», т.е. слово «функции» заменить словом «полномочия».

Совет Министров не только обладает полномочиями по контролю, координации и направлению деятельности указанных органов, но и вправе принимать меры по обеспечению реализации в полном объеме республиканскими органами предоставленных им прав и возложенных обязанностей (в настоящем Законе наравне с правами названы еще и полномочия) в целях выполнения возло­женных на них задач осуществления функций, самостоятельного решения отнесенных к их компетенции вопросов. Каждый вышес­тоящий орган (должностное лицо) должен обладать такой возмож­ностью (правом). Совету Министров не следует решать самому тот или иной вопрос, относящийся к ведению республиканского орга­на. Он обязан принять всевозможные меры, чтобы последний использовал свои полномочия в полном объеме.

Совет Министров имеет право утверждать положения о ми­нистерствах, государственных комитетах, комитетах, т.е. опреде­лять их правовое положение. Это право не распространяется на Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Минис­терство по чрезвычайным ситуациям, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Го­сударственный таможенный комитет. Положения о них утвер­ждаются Президентом Республики Беларусь (ч. 8 ст. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов госу­дарственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»),

Совет Министров вправе утверждать составы коллегий минис­терств и государственных комитетов, если иное не предусмотрено актами Президента (ч.4 ст. 14 Закона «О Совете Министров Респуб­лики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).

Важным полномочием Совета Министров является право от­менять акты республиканских органов государственного управле­ния. Этим правом Совет Министров может воспользоваться, если

такие акты незаконны, т.е. противоречат Конституции, законам, актам Президента, постановлениям Совета Министров или рас­поряжениям Премьер-министра. Основаниями для отмены актов может служить и несоответствие их общегосударственным инте­ресам или отсутствие достаточного финансового и юридического обоснования, за исключением решений, которые могут быть от­менены самим Президентом.

Совету Министров предоставлены и дисциплинарные полно­мочия. Они могут применяться не в целом к органу, а только к его руководителям. Дисциплинарные взыскания могут быть наложены на министров, председателей государственных комитетов и коми­тетов, а также их заместителей. Основаниями для применения та­ких мер воздействия являются неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции, законов, актов Президента, постановле­ний Правительства, распоряжений Премьер-министра, неисполне­ние или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Виды дисциплинарных взысканий определены в статье 198 ТК и статье 17 Закона «Об основах службы в государственном аппара­те». Между тем, Совет Министров не имеет права освободить ука­занных руководителей от занимаемой должности, так как право назначения на эти должности принадлежит только Президенту.

Совету Министров предоставлены и такие необычные права, как передача решения отдельных входящих в его компетенцию вопросов управленческого характера республиканским органам государственного управления, исключая вопросы исключитель­ной компетенции Совета Министров, или принятие к решению вопросов, входящих в компетенцию республиканских органов го­сударственного управления, если компетенция указанных орга­нов не определена Президентом.

Наши рекомендации