Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Методические указания по различным видам учебной работы студентов содержатся в разделе 9 данной рабочей программы. Материалы для подготовки к практическим (семинарским) занятиям предоставляются студентам в начале семестра в электронном виде и размещаются во внутренней сети вуза. Режим доступа: litera / ГФ / кафедра общей и прикладной психологии. Студентам предоставляются планы семинарских занятий, включающие перечень вопросов и заданий, методические рекомендации по подготовке и список литературы и источников. Там же размещаются вопросы и задания для промежуточного контроля.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
В соответствии с ООП бакалавра по направлению подготовки 030300.62 Психология изучение дисциплины «Введение в профессию» направлено на формирование следующих компетенций:
· способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
· способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6).
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю)
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции | Наименование оценочного средства |
1. | Психология как профессия | ОК-4 ПК-6 | Тест; устные выступления на практических занятиях; письменная работа на практическом занятии |
2. | Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов | ОК-4 ПК-6 | Тест; устные выступления на практических занятиях; письменная работа на практическом занятии |
3. | Тренинг профессионального самоопределения | ПК-6 | Тест; устные выступления на практических занятиях; письменная работа на практическом занятии |
4. | По всем раздела курса | ОК-4 ПК-6 | Тест |
Типовые контрольные задания или иные материалы
Зачет
В качестве формы промежуточного контроля знаний по дисциплине «Введение в профессию» предусмотрен зачет.
Вопросы зачета
1. Особенности житейской, научной и практической психологии. Психология как наука (предмет психологии).
2. Методы научной психологии. Практическая психология как сфера профессиональной деятельности психолога
3. Цели, задачи, методы и направления профессиональной деятельности психолога. Психологическая работа в образовании (цель, направления, специфика, требования к личности психолога).
4. Особенности работы школьного психолога, преподавателя психологии в школе и вузе, психолога в детском саду, в доме ребенка, психологов-методистов, психологов районного (городского) психологического центра, семейного психолога-консультанта.
5. Специфика работы клинического и детского нейропсихолога.
6. Специфика работы клинического психолога.
7. Деятельность психолога в судебной экспертизе, психолога в наркологическом диспансере и психиатрической клинике.
8. Особенности психолога – консультанта в службе экстренной психологической помощи – «телефон доверия».
9. Профессионально важные качества психолога.
10. Понятие «коммуникация» и представление о целях коммуникативного тренинга.
11. Сравнительная структура коммуникативного акта (на примере психодраматической, гештальт- и трансактной модели).
12. Клиент-консультант: сложности и трудности в процессе коммуникации.
13. Влияние неосознаваемых внутриличностных конфликтов на общение.
14. «Я-концепции» и значение особенностей индивидуального восприятия.
15. Основные правила работы в коммуникативном тренинге.
16. Роль рефлексии в осознании проблем в коммуникации.
17. Влияние организации пространства в межличностном общении (дистанции общения).
18. Личностные особенности человека и выбор оптимальной дистанции общения.
19. Позиции партнеров в общении (вертикальные, горизонтальные, РВД – позиции).
20. Основные закономерности восприятия вербальной информации.
21. Технология активного слушания.
22. Технология пассивного слушания.
23. Технология эмпатического слушания.
24. «Я-концепции» и этапы коммуникативного процесса (на примере технологии присоединения).
25. Личностные особенности и врожденные факторы, осложняющие общение.
26. Общение в стрессовой ситуации.
27. Основные стили общения в модели В. Сатир.
28. Особенности проявления манипуляции в общении (в модели Э. Берна).
29. Особенности восприятия и выражения эмоций.
30. Осознание и вербализация чувств.
31. Деструктивное воздействие подавления эмоций на личность и здоровье человека.
32. Представления о направлении заданий и упражнений в группе тренинга: перечень и анализ психотехник и упражнений.
33. Рефлексия собственного опыта прохождения уровней групповой динамики: отдельный индивид и его внутриличностная динамика; формирование и развитие межличностных отношений; целостная ситуация в группе.
34. Рефлексия причин и условий проявления группового эффекта в тренинге.
35. Основные групповые психотерапевтические факторы, проявившиеся в тренинге: иллюстрация примерами.
36. Подготовка и основные правила поведения группы в тренинге: иллюстрация примерами.
37. Субъективное представление о проявлении и видах сопротивления в группе: иллюстрация примерами.
38. Опыт субъективного наблюдения о стадиях развития групповой динамики в группе: иллюстрация примерами.
39. Наблюдение признаков переходного этапа развития группы и иллюстрация примерами: перечень и анализ психотехник и упражнений.
40. Рефлексия субъективного опыта участия в техниках и упражнениях переходного этапа развития группы: иллюстрация примерами.
41. Опыт субъективного участия в продуктивной и завершающей стадии группы: рефлексия психотехники и упражнений.
42. Рефлексия субъективного опыта участия в группе и ожидания в группе наблюдателей.
43. Субъективная и объективная проблемы оценки эффективности групповой работы.
44. Результативность тренинга и общепринятые принципы: активность, обратная связь, «здесь и теперь», доверительность, конфиденциальность, экологичность и др.
45. Основные принципы и формы групповой дискуссии в тренинге: примеры и анализ упражнений.
46. Обучающий эффект группового взаимодействия в тренинге: примеры и иллюстрации.