Общение, сфера социальных отношений
К 5—6 годам у ребенка расширяется сфера его социальных отношений, формируется стойкая потребность общения со сверстниками. Старший дошкольник свободно общается с другими детьми. Ребенок-преневротик испытывает серьезные затруднения в контактах со своими сверстниками. В основе таких трудностей также лежат неразрешенные внутренние конфликты. Нельзя сказать, чтобы у данной группы детей не было потребности в контактах со своими сверстниками, но, по-видимому, она ограничивается боязнью потерпеть фиаско, оказаться несостоятельным. Поэтому такой ребенок либо сторонится других детей, либо вступает с ними в конфликты. Кроме того, барьер в общении препятствует формированию опыта в данной сфере, что вторично приводит к неумению вступать в контакты с другими людьми. Страдает не
только область отношений со сверстниками, но и взаимоотношения со взрослыми. Здесь наблюдается либо полный отказ вступать в контакты, либо сильная привязанность к некоторым людям, чаще всего к одному из родителей, иногда к бабушке.
Морально-волевая сфера (произвольность поведения)
На основе изменения отношений со взрослым, а именно ослабления и изменения той телесной связи, которая характеризовала отношения «взрослый — ребенок» в раннем детстве, ребенок в норме начинает отдаляться от взрослого, стремится действовать самостоятельно, пытается воспроизвести деятельность взрослого в игре. В результате происходит формирование произвольного поведения, усвоение образцов поведения, подчинение поступков образцам. Постепенно, следуя оценкам взрослого, ребенок начинает сам оценивать свое поведение.
У детей с наличием преневротических состояний из-за нерешенности проблем в области отношений со взрослыми надолго сохраняется сильная привязанность к родителю, задерживается переход к самостоятельности. Ребенок не торопится выходить из-под опеки взрослого. Отмечается сильная зависимость ребенка от взрослого, что мешает формированию произвольного поведения. А выбранный ребенком способ самоутверждения носит характер негативных реакций, аффективных вспышек, эгоцентризма или других неадекватных способов поведения.
Мотивационная сфера
В дошкольном возрасте происходит формирование мотивационной сферы ребенка. Важным новообразованием в развитии личности дошкольника является соподчинение мотивов. Наряду с мотивами игры, познавательными мотивами, мотивами самоутверждения, сохранения положительных отношений со взрослыми и сверстника-
ми все большую роль начинают играть нравственные мотивы (общественные). Постепенно они становятся наиболее важными в мотивационной сфере ребенка. Появляется желание сделать что-то полезное для других людей, возникает стремление к серьезной самостоятельной деятельности, формируется готовность к обучению. У детей описываемой группы в психологическом развитии мы наблюдали определенные сдвиги в мотивационной сфере.
Соподчинение мотивов является менее стойким, характерно наличие множества противоречивых тенденций, иерархия мотивов имеет отличное от нормы строение.
По-прежнему очень большую роль играют мотивы, лежащие в сфере взаимоотношений со взрослыми, и прежде всего с родителями. Видимо, в этой области остается множество неразрешенных проблем. Повышенной значимостью обладает мотив самоутверждения.