Общение, сфера социальных отношений

К 5—6 годам у ребенка расширяется сфера его соци­альных отношений, формируется стойкая потребность общения со сверстниками. Старший дошкольник свободно общается с другими детьми. Ребенок-преневротик испы­тывает серьезные затруднения в контактах со своими свер­стниками. В основе таких трудностей также лежат нераз­решенные внутренние конфликты. Нельзя сказать, чтобы у данной группы детей не было потребности в контактах со своими сверстниками, но, по-видимому, она ограни­чивается боязнью потерпеть фиаско, оказаться несосто­ятельным. Поэтому такой ребенок либо сторонится дру­гих детей, либо вступает с ними в конфликты. Кроме того, барьер в общении препятствует формированию опыта в данной сфере, что вторично приводит к неуме­нию вступать в контакты с другими людьми. Страдает не

только область отношений со сверстниками, но и взаи­моотношения со взрослыми. Здесь наблюдается либо пол­ный отказ вступать в контакты, либо сильная привязанность к некоторым людям, чаще всего к одному из родителей, иногда к бабушке.

Морально-волевая сфера (произвольность поведения)

На основе изменения отношений со взрослым, а именно ослабления и изменения той телесной связи, которая характеризовала отношения «взрослый — ребе­нок» в раннем детстве, ребенок в норме начинает отда­ляться от взрослого, стремится действовать самостоятель­но, пытается воспроизвести деятельность взрослого в игре. В результате происходит формирование произвольного поведения, усвоение образцов поведения, подчинение поступков образцам. Постепенно, следуя оценкам взрос­лого, ребенок начинает сам оценивать свое поведение.

У детей с наличием преневротических состояний из-за нерешенности проблем в области отношений со взрос­лыми надолго сохраняется сильная привязанность к ро­дителю, задерживается переход к самостоятельности. Ребенок не торопится выходить из-под опеки взрослого. Отмечается сильная зависимость ребенка от взрослого, что мешает формированию произвольного поведения. А выбранный ребенком способ самоутверждения носит ха­рактер негативных реакций, аффективных вспышек, эго­центризма или других неадекватных способов поведения.

Мотивационная сфера

В дошкольном возрасте происходит формирование мотивационной сферы ребенка. Важным новообразова­нием в развитии личности дошкольника является сопод­чинение мотивов. Наряду с мотивами игры, познаватель­ными мотивами, мотивами самоутверждения, сохранения положительных отношений со взрослыми и сверстника-







Общение, сфера социальных отношений - student2.ru ми все большую роль начинают играть нравственные мо­тивы (общественные). Постепенно они становятся наи­более важными в мотивационной сфере ребенка. Появ­ляется желание сделать что-то полезное для других людей, возникает стремление к серьезной самостоятельной дея­тельности, формируется готовность к обучению. У детей описываемой группы в психологическом развитии мы на­блюдали определенные сдвиги в мотивационной сфере.

Соподчинение мотивов является менее стойким, ха­рактерно наличие множества противоречивых тенденций, иерархия мотивов имеет отличное от нормы строение.

По-прежнему очень большую роль играют мотивы, лежащие в сфере взаимоотношений со взрослыми, и прежде всего с родителями. Видимо, в этой области ос­тается множество неразрешенных проблем. Повышенной значимостью обладает мотив самоутверждения.

Наши рекомендации