Приемы, расширяющие сферу осознания ребенком своих проблем

а) Отражение

Пример из протокола:

Шурик(кидается в детей игрушками). Ха-ха-ха! Сейчас полетит кому-нибудь по голове!

А. А по голове больно.

Шурик. А если я промахнусь? (Бросает игрушку. А. тоже бросает игрушку.)

Шурик. Нет! Мне так не нравится!

А. Тебе неприятно, я понимаю.

Прием направлен на осознание ребенком неадек­ватности выбранного им способа действия, стимулирует появление потребности в поиске нового, более адекват­ного способа поведения.

б) Интерпретация

Пример из протокола:

А. Нина, дай мне мяч. Я хочу поговорить с ребятами, а ты хочешь, чтобы разговаривали только с тобой, а другие люди? Ты стала очень сильной, можешь всем помогать.

Психолог дает интерпретацию чувств ребенка, на­правленную на осознание ребенком неадекватности ста­рого стереотипа поведения, намечает для него пути бо­лее удачного способа действия.

в) Разъяснение, убеждение

Пример из протокола: Дети играют в паровозик.

А. Идем мимо дракончика маленького. Между прочим, поодиночке легче, тогда ты отвечаешь только за себя, а

так — друг за друга, так труднее. Ванечка выручит Соню в трудную минуту. Рук не разжимать. Включили свет, паро­возик проехал. Потом еще раз.

Психолог обращается ко всей группе в целом, ста­рается пробудить в детях чувство ответственности друг за друга.

г) Опосредованное воздействие через других детей; «кос­венный вопрос», «косвенное внушение»

Пример из протокола:

А. Спроси, Ваня, почему Нина так много болтает и никого не слушает.

Прием, направленный на осознание ребенком не­адекватности выбранного им способа поведения.

Приемы, направленные на разрушение старых сте­реотипов поведения и создание новых, более адекватных

а) Действенное блокирование неадекватных способов
поведения

Шурик кидается саблями.

А. (ставит Шурика на стол). Ты будешь самое красивое дерево.

Шурик. Не хочу.

А. Придется потерпеть.

Шурик. Не хочу с вами играть.

А. (Держит щит, Шурик стучит по нему саблей.)

Шурик. Теперь мне хочется побороться:

А. (Соглашается.)

Психолог использует прием, блокирующий неадек­ватный способ поведения (агрессию), вызывающий бур­ную аффективную реакцию со стороны ребенка. Далее ребенку дается возможность эмоционального отреагирова-ния. Эмоциональная разрядка открывает возможность рациональной переработки травмирующих переживаний.

б) Блокирование неадекватного способа поведения

Катя.Девочки все знают, а мальчики...




395



Приемы, расширяющие сферу осознания ребенком своих проблем - student2.ru Шурик. А я все знаю. Катя. А ты знаешь, как мою маму зовут? Шурик. Все знаю, а говорить не хочу. А. Этого он знать не может, никто не знает, пока не познакомится с твоей мамой. Спроси еще.

Психолог, блокируя неадекватную реакцию со сто­роны ребенка, пытается заставить его искать другой, бо­лее подходящий способ психологической защиты.

в) Формирование более адекватных способов поведения

Лина— «Василиса Прекрасная». «Богатыри» совершают ради нее подвиги, рассказывают ей о своих славных делах. Нина молча выслушивает.

А.Нина, а доброе слово?

Нина.Спасибо.

А. А похвалить?

Нина.Какой ты добрый.

А. Хорошо, оказывается Василисе тоже смелость нуж­на, чтобы добрые слова говорить.

Нина.Ты такой хороший, такой добрый (отдает пода­рок).

Психолог помогает ребенку- найти нужный способ поведения в данной ситуации, обучает возможным дей­ствиям.

Наши рекомендации