Приемы, расширяющие сферу осознания ребенком своих проблем
а) Отражение
Пример из протокола:
Шурик(кидается в детей игрушками). Ха-ха-ха! Сейчас полетит кому-нибудь по голове!
А. А по голове больно.
Шурик. А если я промахнусь? (Бросает игрушку. А. тоже бросает игрушку.)
Шурик. Нет! Мне так не нравится!
А. Тебе неприятно, я понимаю.
Прием направлен на осознание ребенком неадекватности выбранного им способа действия, стимулирует появление потребности в поиске нового, более адекватного способа поведения.
б) Интерпретация
Пример из протокола:
А. Нина, дай мне мяч. Я хочу поговорить с ребятами, а ты хочешь, чтобы разговаривали только с тобой, а другие люди? Ты стала очень сильной, можешь всем помогать.
Психолог дает интерпретацию чувств ребенка, направленную на осознание ребенком неадекватности старого стереотипа поведения, намечает для него пути более удачного способа действия.
в) Разъяснение, убеждение
Пример из протокола: Дети играют в паровозик.
А. Идем мимо дракончика маленького. Между прочим, поодиночке легче, тогда ты отвечаешь только за себя, а
так — друг за друга, так труднее. Ванечка выручит Соню в трудную минуту. Рук не разжимать. Включили свет, паровозик проехал. Потом еще раз.
Психолог обращается ко всей группе в целом, старается пробудить в детях чувство ответственности друг за друга.
г) Опосредованное воздействие через других детей; «косвенный вопрос», «косвенное внушение»
Пример из протокола:
А. Спроси, Ваня, почему Нина так много болтает и никого не слушает.
Прием, направленный на осознание ребенком неадекватности выбранного им способа поведения.
Приемы, направленные на разрушение старых стереотипов поведения и создание новых, более адекватных
а) Действенное блокирование неадекватных способов
поведения
Шурик кидается саблями.
А. (ставит Шурика на стол). Ты будешь самое красивое дерево.
Шурик. Не хочу.
А. Придется потерпеть.
Шурик. Не хочу с вами играть.
А. (Держит щит, Шурик стучит по нему саблей.)
Шурик. Теперь мне хочется побороться:
А. (Соглашается.)
Психолог использует прием, блокирующий неадекватный способ поведения (агрессию), вызывающий бурную аффективную реакцию со стороны ребенка. Далее ребенку дается возможность эмоционального отреагирова-ния. Эмоциональная разрядка открывает возможность рациональной переработки травмирующих переживаний.
б) Блокирование неадекватного способа поведения
Катя.Девочки все знают, а мальчики...
395
Шурик. А я все знаю. Катя. А ты знаешь, как мою маму зовут? Шурик. Все знаю, а говорить не хочу. А. Этого он знать не может, никто не знает, пока не познакомится с твоей мамой. Спроси еще.
Психолог, блокируя неадекватную реакцию со стороны ребенка, пытается заставить его искать другой, более подходящий способ психологической защиты.
в) Формирование более адекватных способов поведения
Лина— «Василиса Прекрасная». «Богатыри» совершают ради нее подвиги, рассказывают ей о своих славных делах. Нина молча выслушивает.
А.Нина, а доброе слово?
Нина.Спасибо.
А. А похвалить?
Нина.Какой ты добрый.
А. Хорошо, оказывается Василисе тоже смелость нужна, чтобы добрые слова говорить.
Нина.Ты такой хороший, такой добрый (отдает подарок).
Психолог помогает ребенку- найти нужный способ поведения в данной ситуации, обучает возможным действиям.