Структура деловой коммуникации.
Деловые отношения – производственная деятельность, которая связана с производством товара и услуг.
Деловые отношения включают в себя:
1.Руководитель и подчиненные.
2.Коллеги.
3.Фирма и власть.
4.Фирма и партнеры.
5.Производители и потребители.
Характеристика для общения:
1.Предмет, содержание.
2.Социально-ролевое.
3.Взаимозависимость участников, коммуникации.
4.Социальный контроль, нормы, санкции.
5.Эмоциально-чувствительная ткань общения.
Структура и соц. для делов. коммуникации.
1.Субъекты деловой коммуникации.
Социальная роль закреплена в культуре, включает в себя следующие элементы:
1.Отбор участников.
2.Предписане действий и соответствие ситуаций.
3.Характеристика обязательности и вариантов действий.
4.Характеристика взыскании за невыполнение.
Социальный статус:
- место человека в системе социальных отношений,
- статусы образуют иерархию.
Статус – это самоопределение личности.
Виды статуса:
1.Предписанный – пол, национальность.
2.Приобретенный – профессия, семейный.
3.Формализованный.
4.Неформализованный (неформальный).
Социальные нормы – это формы регуляции взаимоотношений между людьми.
УРОВНИ НОРМ (Сорокин):
1.Должное поведение, должные реакции.
2.Рекомендуемое поведение, одобрение при его выполнении.
4.Осуждение поведения, запрещенное поведение приводит к санкциям.
В деловых отношениях уровни норм путают, например, рекомендуемое поведение попадает в разряд должного. В России на основании такой путаницы складывается система взяток в процессе деловых отношений.
Коммуникативное пространство (социальное пространство) – метрическое пространство, выступает в единстве объективного и субъективного.
Коммуникативная среда (психологическое поле) – рассматривается по аналогии с магнитным полем, но создается на основе мотивов и ценностей, каждый человек имеет в нем свою валентность и значимость, любые действия можно понять лишь на основе поля, на основе психологического поля объяснялись межличностными отношениями и конфликтами.
В деловых отношения похожие понятия морально-психологический климат, «корпоративная культура». Для эффективной работы необходим положительный моральный климат, его наиболее быстрое тестирование.
Коммуникативные действия – структура зависит от ролей и статусов, от характера производства.
Пример:
Вебер выделял 4типа социальных действий, которые характеризуют коммуникативные действия в социально-культурном масштабе.
4типа социальных действий (Вебер)
1.Рациональные действия – ты мне, а я тебе, т.е. взаимная выгода.
2.Ценностно-рациональные действия – коммерческий успех не обязателен, важно ценностное одобрение со стороны окружающих.
3.Аффективно-рациональные действия – основаны на чувствах, культуре. Ребенок через сказки. Но эти действия могут быть далеки от реальности, поэтому их называют «игры».
4.Традиционные действия – приносили успех в прошлом, сохр в настоящее времени, в кризисных ситуациях данные действия могут возрастать в обществе в целом.
2типа коммуникативных взаимодействий:
1.Механическое единство – малое предприятие, социальные связи наблюдаемые, коллективное сознание высокое.
2.Органическое единство (автономия личности, высокое коллективное сознание, социальные связи сложные и ненаблюдаемые, возрастает роль внутренних социальных и моральных норм).
Фактором группового единства является корпоративная культура, ценности, ритуалы, складываются на конкретном производстве.
Если на фирме слабая культура, то, по мнению западных менеджеров, такая фирма продержится не долго, взаимодействие в группе зависит также от объективного состояния производства, от технологий.
Этика делового общения – основана на нравственных нормах, которые всегда есть в деловом общении (зло-добро).
Этика важна, потому, что исключена правовая регуляции деловых отношений недостаточна.
Важность морали определяется:
1.Право не охватывает все сферы деловых отношений.
2.В законе всегда есть белые пятен.
3.Право часто ассиметрично (у начальника права, а у рабочего обязанности).
Мораль в деловых отношениях складывается по влиянием факторов:
1.Оющие факторы – культура и мораль общества.
2.Субкультурные – на многих предприятиях на первом месте этическая культура.
3.Мораль влияет на характер туда и трудовые установки.
Этика в деловых отношениях проявляется через следующие формы:
1.Моральные ценности, связаны с мировоззрением.
2.Нравственные установки, ожидания от людей.
3.Нравственные поступки, мировоззренческие принципы.
4.Моральные нормы и санкции.
Для соблюдения нравственных норм в процессе деловых отношений создаются следующие структуры:
1.Объеденение общественности, союзы потребителей.
2.Корпоративная культура.
3.Создание морального кодекса.
4.Нормы и санкции.
На основе этических принципов в деловых отношениях складывается облик должного работника, должность начальник, эталоны трудовой деятельности, досуга, награждения.