Структура деловой коммуникации.

Деловые отношения – производственная деятельность, которая связана с производством товара и услуг.

Деловые отношения включают в себя:

1.Руководитель и подчиненные.

2.Коллеги.

3.Фирма и власть.

4.Фирма и партнеры.

5.Производители и потребители.

Характеристика для общения:

1.Предмет, содержание.

2.Социально-ролевое.

3.Взаимозависимость участников, коммуникации.

4.Социальный контроль, нормы, санкции.

5.Эмоциально-чувствительная ткань общения.

Структура и соц. для делов. коммуникации.

1.Субъекты деловой коммуникации.

Социальная роль закреплена в культуре, включает в себя следующие элементы:

1.Отбор участников.

2.Предписане действий и соответствие ситуаций.

3.Характеристика обязательности и вариантов действий.

4.Характеристика взыскании за невыполнение.

Социальный статус:

- место человека в системе социальных отношений,

- статусы образуют иерархию.

Статус – это самоопределение личности.

Виды статуса:

1.Предписанный – пол, национальность.

2.Приобретенный – профессия, семейный.

3.Формализованный.

4.Неформализованный (неформальный).

Социальные нормы – это формы регуляции взаимоотношений между людьми.

УРОВНИ НОРМ (Сорокин):

1.Должное поведение, должные реакции.

2.Рекомендуемое поведение, одобрение при его выполнении.

4.Осуждение поведения, запрещенное поведение приводит к санкциям.

В деловых отношениях уровни норм путают, например, рекомендуемое поведение попадает в разряд должного. В России на основании такой путаницы складывается система взяток в процессе деловых отношений.

Коммуникативное пространство (социальное пространство) – метрическое пространство, выступает в единстве объективного и субъективного.

Коммуникативная среда (психологическое поле) – рассматривается по аналогии с магнитным полем, но создается на основе мотивов и ценностей, каждый человек имеет в нем свою валентность и значимость, любые действия можно понять лишь на основе поля, на основе психологического поля объяснялись межличностными отношениями и конфликтами.

В деловых отношения похожие понятия морально-психологический климат, «корпоративная культура». Для эффективной работы необходим положительный моральный климат, его наиболее быстрое тестирование.

Коммуникативные действия – структура зависит от ролей и статусов, от характера производства.

Пример:

Вебер выделял 4типа социальных действий, которые характеризуют коммуникативные действия в социально-культурном масштабе.

4типа социальных действий (Вебер)

1.Рациональные действия – ты мне, а я тебе, т.е. взаимная выгода.

2.Ценностно-рациональные действия – коммерческий успех не обязателен, важно ценностное одобрение со стороны окружающих.

3.Аффективно-рациональные действия – основаны на чувствах, культуре. Ребенок через сказки. Но эти действия могут быть далеки от реальности, поэтому их называют «игры».

4.Традиционные действия – приносили успех в прошлом, сохр в настоящее времени, в кризисных ситуациях данные действия могут возрастать в обществе в целом.

2типа коммуникативных взаимодействий:

1.Механическое единство – малое предприятие, социальные связи наблюдаемые, коллективное сознание высокое.

2.Органическое единство (автономия личности, высокое коллективное сознание, социальные связи сложные и ненаблюдаемые, возрастает роль внутренних социальных и моральных норм).

Фактором группового единства является корпоративная культура, ценности, ритуалы, складываются на конкретном производстве.

Если на фирме слабая культура, то, по мнению западных менеджеров, такая фирма продержится не долго, взаимодействие в группе зависит также от объективного состояния производства, от технологий.

Этика делового общения – основана на нравственных нормах, которые всегда есть в деловом общении (зло-добро).

Этика важна, потому, что исключена правовая регуляции деловых отношений недостаточна.

Важность морали определяется:

1.Право не охватывает все сферы деловых отношений.

2.В законе всегда есть белые пятен.

3.Право часто ассиметрично (у начальника права, а у рабочего обязанности).

Мораль в деловых отношениях складывается по влиянием факторов:

1.Оющие факторы – культура и мораль общества.

2.Субкультурные – на многих предприятиях на первом месте этическая культура.

3.Мораль влияет на характер туда и трудовые установки.

Этика в деловых отношениях проявляется через следующие формы:

1.Моральные ценности, связаны с мировоззрением.

2.Нравственные установки, ожидания от людей.

3.Нравственные поступки, мировоззренческие принципы.

4.Моральные нормы и санкции.

Для соблюдения нравственных норм в процессе деловых отношений создаются следующие структуры:

1.Объеденение общественности, союзы потребителей.

2.Корпоративная культура.

3.Создание морального кодекса.

4.Нормы и санкции.

На основе этических принципов в деловых отношениях складывается облик должного работника, должность начальник, эталоны трудовой деятельности, досуга, награждения.

Наши рекомендации