Управление качеством продукции

Управление качеством продукции должно осуществляться си­стемно, т. е. на предприятии должна функционировать система уп­равления качеством продукции, представляющая собой организаци­онную структуру, распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством. В соответствии с международной практикой по управлению качеством продукции на предприятии выделяется политика в области качества, непос­редственно система качества, включающая обеспечение, повыше­ние и управление качеством продукции

Политика в области качества — это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулиро­ванные высшим руководством. Она формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Фор­мирование и документальное оформление руководством предпри­ятия политики в области качества является первичным актом при создании системы качества. Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, не­обходимых для осуществления общего руководства качеством. Модель обеспечения качества — это стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в дан­ной ситуации.

С целью разработки единообразного подхода к решению во­просов управления качеством, устранения различий и гармониза­ции требований на международном уровне Технический комитет Международной организации по стандартизации (ИСО) разра­ботал стандарты серии 9000, которые приняты к применению на территории России .

Стандарты содержат требования к системе качества, которые можно использовать для внешнего обеспечения качества. Модели обеспечения качества, устанавливаемые в стандартах, представ­ляют три четко различимые формы требований к системе качества.

Требования стандартов к системе качества являются дополнитель­ными по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты устанавливают требования, определя­ющие элементы, необходимые для включения в систему качества. Стандарты являются общими и не зависят от конкретной отрасли промышленности или сектора экономики.

«Петля качества» («спираль качества») — концептуальная мо­дель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом кон­кретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества» или жизненного цикла про­дукции:

1) маркетинг, поиск и изучение рынка;

2) проектирование и (или) разработку технических требований, разработку продукции;

3) материально-техническое снабжение;

4) подготовку и разработку производственных процессов;

5) производство;

6) контроль, проведение испытаний и обследований; 7)упаковку и хранение;

8) реализацию и распределение продукции;

9) монтаж и эксплуатацию;

10) техническую помощь и обслуживание;

11) утилизацию после использования изделия.

По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение ка­чества, управление качеством и повышение качества. Обеспечение качества — все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также дополни­тельные виды (если это требуется), необходимые для обеспечения достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требо­вания, предъявляемые к качеству. Управление качеством — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству. Управление качеством вклю­чает методы и виды деятельности оперативного характера, направ­ленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для обеспечения экономической эффективности. Повы­шение качества — мероприятия, проводимые для повышения эф­фективности и результативности деятельности и процессов с целью получения выгоды, как для организации, так и ее потребителей.

Руководство по качеству — документ, отражающий политику в области качества и описывающий систему качества организации. Оно может охватывать всю деятельность организации или только ее часть. Руководство по качеству обычно содержит или по край­ней мере ссылается на: а) политику в области качества; б) ответ­ственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который исполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на каче­ство; в) методики системы качества и инструкции; г) положение по пересмотру и корректировке руководства. Руководство по каче­ству иногда называется руководством по обеспечению качества или руководством по административному управлению качеством.

Структуру системы качества отражают следующие документы: руководство по качеству для всей фирмы, включающее (кроме описанного выше) организационную структуру производства, методические документы общего характера, мероприятия и после­довательность операций по обеспечению качества, рабочие инст­рукции, справочники и др. Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех участках «петли качества», участие всех работников в управлении качеством, неразрывную связь дея­тельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат, проведение профилактических проверок по предупреж­дению несоответствий и дефектов, обязательность выявления де­фектов и устранение их в производстве. Система качества также должна устанавливать ответственность руководителей, порядок про­ведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы, порядок документального оформления всех процедур системы.

Стандартизация продукции

Стандарт — в переводе с английского «норма», «мерило», «образец». Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее — требования) в целях обеспе­чения:

• безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандарти­зации) для жизни и здоровья людей, окружающей среды, имущества;

• технической и информационной совместимости, а также взаи­мозаменяемости продукции;

• качества продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

• единства измерений;

• экономии всех видов ресурсов;

• безопасности хозяйствующих субъектов с учетом риска воз­никновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Закон РФ «О стандартизации» устанавливает основные поло­жения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяй­ственной деятельности (в том числе граждан — предпринима­телей) независимо от их ведомственной принадлежности и фор­мы собственности, а также общественных объединений. Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, с государственными органами управления устанавли­ваются стандартами государственной системы стандартизации. Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) включает комплекс основополагающих стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92 ГСС РФ. Основные положения;

ГОСТ Р 1.2—92 ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов;

ГОСТ Р 1.4-93 ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты пред­приятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения;

ГОСТ Р 1.5—92 ГСС РФ. Общие требования к построению, из­ложению, оформлению и содержанию стандартов;

ГОСТ Р 1.8—95 ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов;

ГОСТ Р 1.9-95 ГСС РФ. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам;

ГОСТ Р. 1.10-95 ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, ре­гистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации.

Объектами стандартизации являются продукция, работа (про­цесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому мате­риалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

Перечень нормативных документов по стандартизации, допус­каемых к применению на территории России, и общие требования к ним закреплены Законом «О стандартизации». Нормативный документ по стандартизации — документ, содержащий правила, общие принципы и характеристики объектов стандартизации, кото­рые касаются определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей). К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:

• государственные стандарты Российской Федерации — ГОСТ Р;

• применяемые в установленном порядке (ГОСТ Р 1.5—92) международные (региональные) стандарты;

• общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

• стандарты отраслей;

• стандарты предприятий;

• стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений;

• нормы и правила по стандартизации; Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) —

стандарт, принятый Комитетом РФ по стандартизации, метроло­гии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России).

Международный (региональный) стандарт — стандарт, принятый международной (региональной) организацией по стандартизации. Развитие международной торговли и международного сотрудниче­ства приводит к необходимости разработки и широкому примене­нию международных (региональных) стандартов. По решению ООН и 1946 г. была создана Международная организация по стандарти­зации (ИСО), основным видом деятельности которой является разработка международных стандартов и оказание содействия развитию стандартизации. Вопросами стандартизации занимаются также Международная электротехническая комиссия (МЭК), Меж­дународная организация законодательной метрологии (МОЗМ), Европейская организация по качеству (ЕОК), Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ПЛАК), Европейский комитет по стандартизации в электротех­нике (СЕНЭЛЕК), Европейская организация по испытаниям и сер­тификации (ЕОИС), Комиссия «Кодекс Алиментариус».

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Межгосударственные стандарты являются стан­дартами регионального типа.

Стандарт отрасли — стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции. Стандарт пред­приятия — стандарт, утвержденный предприятием. Стандарт научно-технического инженерного общества — стандарт, принятый научно-техническим инженерным обществом или другим обще­ственным объединением.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содер­жания устанавливаемых к нему требований разрабатываются стан­дарты следующих видов:

• основополагающие стандарты;

• стандарты на продукцию (услуги);

• стандарты на работы (процессы);

• стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа);

На продукцию (работы, услуги), имеющие межотраслевое зна­чение, разрабатываются государственные стандарты. Для обеспе­чения защиты государственных интересов России и конкуренто­способности отечественной продукции (услуг) в государственных стандартах могут устанавливаться предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий.

Сертификация продукции

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» и России стали проводиться работы по сертификации продукции, услуг, работ. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подпадающих под действие данного закона. Госстандартом России создана система сертификации ГОСТ Р. В настоящее время и основном создан соответствующий механизм сертификации. Сертификация — это процедура, посредством которой третья, уполномоченная государством сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требо­ваниям (ИСО/МЭК 2). Сертификация продукции — это деятель­ность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация является методом объективного контроля качества продукции, а также средством государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспо­собности.

Объектами сертификации могут быть продукция производст­венно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и предприятиям, системы каче­ства, иные объекты. Импортные товары также подлежат серти­фикации, причем преимущественно сертификация производится у изготовителя (предконтрактная сертификация и сертификация систем качества).

Для проведения сертификации той или иной группы продук­ции государственными органами управления, предприятиями и учреждениями создаются системы сертификации. В систему сер­тификации могут входить предприятия, учреждения и организа­ции независимо от формы собственности, а также общественные объединения. В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции. Таким образом, система сертификации — это совокупность участников сертифи­кации, осуществляющих сертификацию по правилам, установлен­ным в этой системе.

Система сертификации однородной продукции — это система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура. Системы обязательной серти­фикации создаются государственными органами управления при реализации решений законодательного органа о проведении обя­зательной сертификации. В настоящее время зарегистрировано более десяти систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти. Систему добровольной сертификации может создавать любое юри­дическое лицо, взявшее на себя функцию органа по сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России.

Орган по сертификации — это орган, проводивший сертифика­цию определенной продукции. Органы по сертификации выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соот­ветствия, а также приостанавливают либо отменяют действие вы­данных ими сертификатов. Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтвержде­ния соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закону «О защите прав потребителей»). Этот доку­мент, основанный на правилах системы сертификации, отражает соответствие продукции, процесса или услуги конкретному стан­дарту или другому нормативному документу (ИСО/МЭК 2).

В общем случае при сертификации могут быть проведены ис­пытания продукции, первичная оценка состояния производства продукции, последующий (после выдачи сертификата) инспекци­онный контроль за продукцией и производством. В сертификате указываются все документы, служащие основанием для его выдачи, и соответствии со схемой сертификации. Испытания — техни­ческая операция, заключающаяся в определении одной или не­скольких характеристик данной продукции, процесса или услуги па основе установленной процедуры.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, принятым в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им про­дукции установленным требованиям. Маркирование продукции таком соответствия осуществляет изготовитель (продавец) по лицензии на применение этого знака, выданной органом по сер­тификации. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию. Прави­ла применения этого знака при обязательной сертификации уста­новлены Госстандартом России. Лицензия на применение знака соответствия — документ, выданный уполномоченным органом, посредством которого держателю сертификата соответствия пре­доставлено право применять знак соответствия.

Аккредитация испытательной лаборатории или органа по сер­тификации — процедура, посредством которой уполномоченный к соответствии с законодательными актами РФ орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области. Инспекционный контроль за соблюдением правил сертифи­кации (за деятельностью испытательных лабораторий или органов по сертификации) — проверка, осуществляемая с целью установ­ления того, что деятельность органов по сертификации и испыта­тельных лабораторий соответствует правилам системы. Инспекци­онный контроль за сертифицированной продукцией — контрольная оценка, проводимая с целью установления того, что продукция соответствует заданным требованиям, подтвержденным при сер­тификации. Эксперт по сертификации, аккредитации — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации (аккредитации).

Схема {форма, способ) сертификации— совокупность действий, официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказатель­ства соответствия продукции заданным требованиям. Действия определяются Госстандартом России, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, на которые законодательными актами РФ возлагаются органи­зация и проведение работ по обязательной сертификации. Для проведения сертификации выбирают схемы, обеспечивающие не­обходимую доказательность сертификации, в том числе принятые в зарубежной и международной практике.

Идентификация продукции — процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в инфор­мации о продукции). Идентификация включает два действия: про­верку сведений о продукции, представленных заявителем, и доку­ментирование этих сведений в сертификате, на этикетке, ярлыке, упаковке, в паспорте и т. п. Идентификацию выполняют разные стороны: изготовитель, маркируя продукцию своим товарным зна­ком; испытатель, отбирая готовые образцы продукции; орган по сертификации, проверяя характеристики продукции или сведения о ней и маркируя продукцию знаком соответствия.

Конечная оценка качества изготовления продукции осущест­вляется с помощью сертификации, которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продук­ции (знак соответствия) и контроль за состоянием производства с помощью контрольных испытаний. В условиях, когда конкурен­ция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.

---------------------------------------

Наши рекомендации