Требования к уровню освоения содержания курса
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………….4
2. Содержание лекционного курса……………………………………......6
3. План семинарских занятий……………………………………………..12
4. Вопросы к зачету…………………………………………………….…..32
5. Темы рефератов…………………………………………………………..35
6. Список литературы……………………………………………………….37
7. Словарь основных терминов…………………………………………….49
Этика и психология деловых отношений
Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает следующие основные проблемы, которые предполагают овладение студентами:
1) теоретическими аспектами курса, включающими этические, эстетические и психологические особенности деловых отношений;
2) методами психологической диагностики, прежде всего умением анализировать собственные психические состояния, а также приемами описания психологических особенностей других субъектов деловых отношений, как отдельных работников, так и рабочих групп, организаций;
3) умениями и навыками изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий, в том числе способов психологической защиты;
4) методами диагностики своих этических особенностей, субъектов деловых отношений, а также организаций и их руководителей, умениями и навыками изменения, улучшения и коррекции этичности поведения в различных жизненных ситуациях.
Цели курса
Данная дисциплина входит в систему гуманитарных знаний студентов и будет способствовать:
– повышению общей этической и психологической культуры;
– формированию целостного представления об этических и психологических особенностях человека как факторах успешности его профессиональной деятельности;
– умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий и действий окружающих его людей;
– выработке самостоятельности в адекватном восприятии своих достижений и возможностей;
– выработке самостоятельности в нахождении оптимальных путей в преодолении жизненных трудностей.
Требования к предшествующей подготовке студентов
Наименование предшествующих учебных дисциплин, с которыми связана настоящая программа | Основные дидактические единицы из программ предшествующих дисциплин, являющихся исходной базой для настоящей | Виды и формы функциональных связей с предшествующими дисциплинами |
Педагогика и психология | – Объект и предмет психологии – Способы приобретения психологических знаний – Основные психологические концепции – Психология познавательных процессов – Общее и индивидуальное в психике человека, типологии личности – Социально-психологические феномены | Согласование рабочих программ |
Требования к уровню освоения содержания курса
При изучении данного курса студенты должны знать:
основные категории и понятия этики и психологии деловых отношений, место данной дисциплины в системе наук; основные закономерности межличностных отношений и приоритетные проблемы в этой области;
– роль этики и психологии в деловых и межличностных отношениях; взаимосвязь этических норм личности, организации и руководителя;
– методы управления этическими нормами межличностных отношений в коллективе, способы решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций с учетом их этических и психологических особенностей;
– причины стресса, способы их профилактики и методы повышения стрессоустойчивости;
– сущность перцептивной, интерактивной и коммуникативной сторон, виды и методы управления общением в деловых отношениях;
– особенности вербального и невербального общения с иностранными партнерами;
– этические и психологические особенности телефонного разговора, делового письма и поведения в общественных местах;
– этические и психологические особенности манипуляций и правила их нейтрализации в деловых отношениях;
– правила подготовки и проведения деловых бесед, переговоров, совещаний, а также этические и психологические особенности конструктивной критики;
– особенности этикета приветствий и представлений, внешнего облика делового человека, а также специфику комплиментов и вручения подарков;
– основные методы повышения этической и психологической культуры деловых отношений и уметь ими пользоваться.