Отклоняющееся развитие ребенка
Лекция. Психологические концепции в нейропсихологии
По Л.С. Цветковой
Концепция деятельностного подхода к анализу ВПФ
Основа – учение Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Основной принцип – принцип прижизненного формирования ВПФ. ВПФ имеют общественно – историческую природу, и формируются прижизненно.
2. Концепция – общая теория развития психики
Принципы: Один из принципов развития психики ребенка является «… единство как постоянство всего процесса развития, внутренняя связь между прошедшей стадией развития и наступившим изменением…» (Л.С. Выготский). Детское развитие – сложный динамический процесс, который идет не плавно, а скачкообразно, и характеризуется периодичностью, диспропорцией в развитии отдельных психических функций.
Еще один принцип – принцип взаимовлияния структуры и функции, который указывает на двухстороннюю связь структуры мозга и его функций. И.П. Павлов писал о взаимовлиянии структуры и функции.
Принцип формирования ВПФ в предметной деятельности.
Принцип обучения. «Предметный мир, социальная среда выступают как потенциальные источники формирования и развития психики» (Л.С. Цветкова).
Концепция перехода ВПФ из интрапсихического их состояния в интерпсихическое
Сначала ВПФ внешние, и развернутые по структуре, т.е., по составу операций и процессов, а затем – переход во внутреннюю умственную форму.
Принцип сотрудничества.
Принцип поэтапного формирования ВПФ
Принцип автоматизации ВПФ и перехода на другой уровень реализации
Концепция возрастного изменения структуры и функций психических процессов
Принцип закономерности формирования ВПФ: в деятельности, переход функций извне внутрь, трансформация ее структуры, гетерохронность формирования, социальное в структуре и протекании ВПФ.
Принцип смены ведущих ВПФ в разные возрастные периоды.
Принцип опосредования ВПФ как способ формирования произвольных высших психических функций.
Принцип ведущей деятельности, и ее роль в развитии ВПФ на разных возрастных этапах.
Принцип формирования мотивирующей сферы сознания.
Концепция отражает длительный и сложный путь формирования ВПФ, в котором, без прохождения нужных этапов в развитии той или иной психический процесс будет неполноценным по структуре и по его функции.
Отклоняющееся развитие ребенка
Невостребованные области мозга, реализующие ВПФ, либо отстают в развитии, либо совсем не развиваются. Нормальное развитие мозга характеризуется сбалансированностью развития всех уровней на каждом возрастном этапе.
Проблема отклоняющегося развития ребенка может быть решена только в рамках синдромного подхода, т.е., рассматриваться как составляющие единой структуры, в основе которой лежат нейробиологические и социокультурные механизмы развития. Нормальное на определенныъ этапах развитие может характеризоваться признаками девиации. Они, в свою очередь, могут быть скомпенсированы, но могут стимулировать накопление патологических стигм. Необходимо обращать внимание и на группу, которая не имеет каких – то клинических диагнозов, однако отличается девиантным (отклоняющимся) поведением.
Функциональная организация человеческого мозга детерминирована глобальными эволюционными и нейробиологическими закономерностями, именно поэтому нельзя изменить мозговую организацию психологических факторов. Можно лишь путем различных методов воспитания активизировать различные зоны мозга. Или путем коррекционных воздействий активизировать те или иные зоны мозга, заставить их включиться в обеспечение «безразличных им психологических параметров специфическим именно для них способом, т.е., направленно сформировать новые межфакторные и межфункциональные связи.
Субкортикальные образования у ребенка к моменту рождения достигают 75% готовности, Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария к левому, от задних отделов мозга к передним, и апофеозом онтогенеза являются нисходящие влияния от передних отделов левого полушария к субкортикальным. Сроки перехода от ожного этапа к другому строго детерминированы. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входи в противоречие или просто опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Наиболее вредоносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Бывают вопиющие примеры, когда на фоне высоких достижений в области литературы и математики дети демонстрируют вопиющую несформированность элементарных навыков. При этом необходимые навыки не сформированы, а закрепления новых не происходит, поэтому они со временем теряются. До 7 лет коррекция имеет огромный потенциал, но к 9 годам мозг завершает свое интенсивное развитие. К этому времени все энергетические ресурсы мозга обращаются передним отделам левого полушария.
Одни и те же патологические стигмы у детей и взрослых имеют разную мозговую организацию.