Отклоняющееся развитие (дизонтогения). Психологическая диагностика и коррекция при дизонтогениях. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития.

Специальная психология как отрасль науки и практики. Основные направления. Социальные факторы риска возникновения недостатков в психофизическом и личностно-социальном развитии.

Специальная психология— область психологического знания об особых состояниях, возникающих преимущественно в детском и подростковом воз­растах под влиянием различных факторов (органи­ческой или функциональной природы), проявляю­щихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включе­ние в процесс образования и дальнейшее професси­ональное самоопределение.

Объектами изучения и практикиспециальной психологии являются дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсор­ном, интеллектуальном, личностно-социальном раз­витии, а также люди старшего возраста, с особыми потребностями в образовании, обусловленными на­рушением здоровья.

Основные целиспециального психологического сопровождения в системе образовании — выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития ребенка, имеющего психофизические недостатки, и его возможностями. Специальная психология содержит знания, которые могут служить методической базой для создания ус­ловий оптимальной социально-психологической адап­тации и дальнейшего профессионального самоопре­деления выпускников специальных образовательных учреждений. Специальная психология как направление психоло­гической науки и практики интенсивно развивается.Она находится на стыке гуманитарных, естественных наук и педагогики. Вместе с термином «специальная психология» в научный обиход вошло понятие «коррекционная (специальная) педагогика».Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психоген­ными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельно­сти и т.п., - все это приводит к тому, что в специальной психологической помощи нуждаются и значи­тельное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа, а также учащиеся общеобразовательных школ.

Отклоняющееся развитие (дизонтогения). Психологическая диагностика и коррекция при дизонтогениях. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития.

Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.В большинстве своем это так называемые непрогредиентные болезненные состояния — пороки раз­вития, его патологическая модификация. Они подчиняются тем же законам, что и нормальное развитие, но затрудняют полноценное психосоциальное раз­витие ребенка без соответствующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.Одной из первых научных технологий отклоняющегосяразвития можно считать классификацию,пред­ложенную Л.С. Выготским.

В основе наиболее широко использующейся в насто­ящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В.В. Лебединским, лежат представления отечественных и зарубежных ученых об основных направлениях несводимых друг к другу нару­шениях психического развития человека:

ретардация(задержанное развитие) — запазды­вание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных его ком­понентов;

дисфункция созреваниясвязана с морфофункци-ональной возрастной незрелостью центральной не­рвной системы и взаимодействием незрелых струк­тур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;

поврежденное развитие— изолированное повре­ждение какой-либо анализаторной системы или структуры головного мозга;

асинхрония(искаженное развитие) — диспропор­циональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функ­ций, запаздывании или выраженном отставании других.

Понятие о первичном и вторичном дефектахразвития было введено Л.С. Выготским.

Первичные дефектывозникают в результате органическогоповреждения или недоразвития какой-либо биоло­гической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия пато­генных факторов. Вторичые— имеют характер пси­хического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из пер­вичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и простран­ственной ориентировки у слепых и др.). Чем менее нарушение связано с биологической основой, тем ус­пешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.

Первая группадизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задерживающегося развития) и дисфункцию созревания: общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).

Ко второй группепринадлежат отклонения по типу повреждения: поврежденное развитие (органическая деменция), дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

Ктретьей группедизонтогений относятся отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений: искаженное развитие (ранний детский аутизм), дисгармоническое развитие (психопатии).

В последние годы появляется все больше детей со сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития (слепоглухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных систем и т.п.), что дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недостатками развития». Фактически сейчас можно говорить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ребенка.

Наши рекомендации