Тема 6. Пути развития отечественной психологии в XX столетии
Психологическая наука после 1917 года. Политические тенденции и их роль в переориентации психологии. В.М. Бехтерев и его роль в развитии отечественной психологии. Понятие о доминанте А.А. Ухтомского. Н.А.Бернштейн и его учение о механизмах построения движений. Реактология К.К. Корнилова. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Деятельностный подход в трудах А.Н. Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. Вклад в развитие отечественной психологии А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.В. Запорожца. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Б.Г. Ананьев и проблемы человекознания. В.Н.Мясищев и теория отношений. Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын. Проблемы индивидуальных различий. В.С. Мерлин. Исследование темперамента и интегральной индивидуальности. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.
2.3. Библиографический список (основной литературы):
1. Галустова О.В. История психологии: в вопрсах и ответах: учеб.пособие для вузов.-М.: Проспект, 2006.-214 с.
2. Гуслякова Н.И. История психологии: Учеб.-метод. пособие. – Челябинск, 2004. – 61 с.
3. Ждан А. Н. История психологии: От античности до современности: Учебник для психолог. фак. ун-тов.-М.:Академ. Проект, 2007.-573 с.
4. История психологии: 20 век: хрестоматия/ред.П.Я.Гальперин, А.Н.Ждан.-М.: Академ.проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.-830 с.
5. Марцинковская Т. Д. История психологии. — М., 2001. — 539 с.
6. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие для вузов по спец."Психология"*/ Т.Д.Марцинковская.- М.: Академия, 2001-2004,2007.
7. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология - М.: Академия, 2001.– 496с.
8. Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. – М., 2008. – 544 с.
9. Морозов А.В. История психологии: учеб.пособие для вузов.-М.: Академ.Проект, 2003,2005.-287 с.
2.4. Библиографический список (дополнительной литературы):
1. А. Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. –214с.
2. Выготский Л.С. Собр. соч. 6 т. — М.: Просвещение, 1982. — 1984.
3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. —130 с.
4. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности: Учеб ник для университетов. — 2— е изд., перераб. — М.: Рос.пед. агентство, 1999. —487 с.
5. Из истории русской психологии. — М., 1961. —439 с.
6. История зарубежной психологии. Тексты. — М., 1990. — 342 с.
7. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2 т. — Р/на Д., 1996. Т.1 – 415 с. Т.2 – 411 с.
8. 11.Психология: словарь / под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.— М.: Просвещение,1990.– 494 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989.
10. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1991.– 455 с.
14. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. В 2 т. – М.. 1990.
15. Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.– 447 с.
16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.– 608 с.
17. Ярошевский М. Г. История психологии: от античности до середины 20 века: Учеб. пособие для вузов.– 2 – е изд. – М.: Академия, 1997.– 410 с.
III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тематический план
№ темы | Наименование разделов и тем курса | Количество часов | ||
Аудиторная работа | ||||
всего | лекции | практич. | ||
История психология как наука | - | |||
Развитие психологических знаний от Античности до эпохи Возрождения | ||||
Психологическая мысль Нового времени | ||||
Научные школы психологии конца XIX – начала XX века | ||||
Гуманистическая психология | - | |||
Пути развития отечественной психологии в XX столетии | ||||
Всего: |
Планы лекционного курса
Лекция 1. История психологии как наука
План:
1. Роль историко - психологического познания в построении образа психологической науки.
2. Предмет, задачи и методы истории психологии.
3. Категориальный аппарат психологии: понятие, содержание, структура.
Самостоятельная работа студента (СРС):
1) составить конспект (по 13, 16 - 24 - понятие о категориальном аппарате) или законспектировать статью М. Г. Ярошевского “Категориальный аппарат психологии» (26, 25 — 38);
2) начать работу по составлению «Словаря основных понятий» курса.
* Цифры, стоящие вначале, означают номер источника в списке литературы, а цифры, стоящие после запятой — номера страниц в источнике; каждый источник отделяется от следующего точкой с запятой.
Лекция 2. Развитие психологических знаний от античности до эпохи Возрождения
План:
1. Особенности античного мировоззрения.
2. Особенности понятия о душе у древних философов (Гераклит, Фалес, Демокрит и др.).
3. Психологические взгляды Платона.
4. Психологические взгляды Аристотеля.
5. Средневековая наука о душе.
6. Психологические взгляды в эпоху Возрождения.
Лекция 3. Психологическая мысль Нового времени
План:
1. Успехи в развитии механики в XVII веке.
2. Учение о сознании Р. Декарта.
3. Психологические проблемы в трудах Б.Спинозы, В.Лейбница, Дж. Локка, Т. Гоббса.
4. Становление психологии ассоцианизма.
5. Принципы развития и структурирования психологического знания.
Лекция 4. Научные школы психологии конца XIX – начала XX вв.
План:
1. Кризис в психологии: причины, сущность.
2. Основные психологические школы периода кризиса.
3. Бихевиоризм: основные положения и принципы. Особенности нео- и социобихевиоризма.
4. Основные положения гештальтпсихологии. Теория «поля» Курта Левина. 5. Психоанализ. Проблемы развития личности в понимании З.Фрейда.
Лекция 5. Пути развития отечественной психологии в XX столетии
План:
1. Пути развития психологии в России в 20-30-е годы ХХ века.
2. Вклад Л. С. Выготского в развитие отечественной психологии.
3. Становление и развитие психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин).
8. Проблема научного диалога в конце ХХ века.
3.3. Планы семинарских занятий (10 часов)
Тема 1. Развитие психологических знаний от Античности до эпохи Возрождения(2часа)
Основные понятия: психология, психика, душа, анима, анимизм, гилозоизм, натурфилософия, теория психологии, идеализм, материализм.
План:
1. Предмет, задачи и методы истории психологии.
2. Взгляды на природу психического в античное время: в мифологии, ученых-философов.
3. Идеалистическое и материалистическое понимание души: Демокрит, Платон и Аристотель.
4. Первые шаги по оформлению категориального аппарата психологии.
Темы реферативных сообщений:
1. Взгляды Аристотеля на проблему психического в трактате «О душе».
2. Платон о душе.
Реферативные сообщения по персоналиям делаются по следующему плану:
1. Годы жизни ученого.
2.Основные положения и понятия теории.
3.Связь теории с предшествующими научными знаниями.
4. Значение теории для современности.
Самостоятельная работа:
1. Составить краткий конспект статьи М.Г. Ярошевского «Категориальный аппарат психологии» (25, с. 25-30).
2. Из текста (2) выписать содержание категорий «образ», «личность», «мотив», «действие», вкладываемое в них античными философами. Отметить развитие принципа системности у Аристотеля.
Тема 2. Психология в Новое время. (2 часа)
Основные понятия: сознание, дуализм, психологическое взаимодействие, рефлекс, рефлексия, эмпиризм, интроспекция, ассоциация, ассоциативная психология, апперцепция, механодетерминизм, эпифеномен.
План:
1. Выделение сознания как критерия психики. Учение Р. Декарта о сознании.
2. Дуализм души и тела как доктрина новой психологии.
3. Эмпиризм и сенсуализм.
4. Становление и развитие ассоциативной психологии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как повлияло развитие механики на взгляды Р. Декарта?
2. В чем заключается дуализм Р. Декарта?
3. Как рассматривалась проблема души В. Лейбницем, Дж. Локком, Т. Гоббсом?
4. В чем особенность подхода к душе Б. Спинозы?
5. Какое место отводили опыту в познании ученые Нового времени?
6. Как объяснялась работа сознания с позиции ассоцианизма?
Темы реферативных сообщений:
1. Психологические воззрения Б. Спинозы.
2. Учение о душе В. Лейбница.
3. Взгляды на сознание Д. Локка и Т. Гоббса.
4. Учение Р. Декарта о сознании.
Реферативные сообщения по персоналиям делаются по следующему плану:
1.Годы жизни ученого.
2.Основные положения и понятия теории.
3.Связь теории с предшествующими научными знаниями.
4. Значение теории для современности.
Самостоятельная работа:
1. Заполните таблицу «Категории и принципы психологии» за изучаемый теоретический период (смотри список литературы к семинару 2).
2. Продолжить заполнение словаря основных понятий темы.
Контроль: терминологический диктант по основным понятиям (письменно или устно).
Тема 3. Научные школы психологии конца XIX – начала XX века
(2 часа)
Основные понятия: бихевиоризм, социобихевиоризм, необихевиоризм, гештальт, гештальтпсихология, гуманистический психоанализ, феноменологический метод, фрейдизм, неофрейдизм, описательная (понимающая) психология, французская социологическая школа, теория «поля» Эдипов комплекс, директивная терапия, коллективное бессознательное, архетип, интроверт, экстраверт, стремление к превосходству, творческое «Я», общественный интерес, компенсация.
План:
1. Кризис психологии, его причины, сущность.
2. Общая характеристика бихевиоризма. Возникновение и развитие необихевиоризма и социобихевиоризма.
3. Предмет, метод и принципы гештальтпсихологии (основные положения гештальттеории).
4. Классический психоанализ и его развитие в 30-е – 50-е гг. XX века.
5. Французская социологическая школа и описательная психология Дильтея.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем суть и причины кризиса?
2. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?
3. Обозначьте основные принципы классического бихевиоризма. Сопоставьте и необихевиоризмом и социобихевиоризмом. Основные черты сходства и различия.
4. В чем различие в подходах к психике у бихевиористов и гештальтистов?
5. В чем проявляется системный подход в гештальттеории?
6. В чем суть феноменологического метода?
7. Какое применение нашли законы бихевиоризма в обучении и воспитании?
8. В чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления?
Темы реферативных сообщений:
1. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн о кризисе в психологии.
2. Основные варианты развития психоаналитической теории и практики.
3. Теория «поля» К. Левина.
4. Роль средств массовой информации в формировании поведения (концепция А. Бандуры).
5. К. Хорни об особенностях женской психологии.
6. Тип социальных характеров по Э. Фромму.
Самостоятельная работа:
1. Занести в словарь определения основных понятий темы.
2. Законспектировать статью Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (1 по списку литературы к семинару) (кратко, схематично).
4. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» по изучаемым школам (3 по списку литературы к семинару).
Тема 4. Гуманистическая психология (2 часа)
Основные понятия: гуманистическая психология, экзистенционализм, самоактуализация, потребности, конгруэнтность, Я-концепция, недирективная терапия, центрированная на клиенте, групповая терапия, смысл жизни, самотрансценденция.
План:
1. Экзистенциальные идеи как философская база гуманистической психологии.
2. Основные положения гуманистической парадигмы в психологии XX века.
3. Теория личности А. Маслоу. Мотивация поведения.
4. К. Роджерс о проблеме развития личности.
5. Логотерапия В. Франкла.
6. Прикладное значение гуманистической психологии.
Темы реферативных сообщений:
1. Сравнительный анализ подходов к проблеме психологической защиты в глубинной и гуманистической психологии.
2. Теория личности Г. Олпорта.
2. Самоактуализация и ее значение в концепциях Маслоу и Франкла.
3. Роль самооценки в теории К. Роджерса.
4. Логотерапия В. Франкла.
Реферативные сообщения по персоналиям:
1. Годы жизни.
2.Основньте положения и понятия теории.
3.Связь теории с предшествующими научными знаниями.
4. Значение теории для современности.
Самостоятельная работа:
1. Продолжить заполнение словаря основных понятий по теме.
2. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» за изучаемый исторический период.
3.Ответить на контрольные вопросы (см. 6, 20 – 21).
Тема 5. Пути развития отечественной психологии в XX столетии (2 часа)
Основные понятия: культурно-историческая концепция, деятельность, деятельностный подход в психологии, интериоризация, экстериоризация, реактология, рефлексология, интегральная индивидуальность, установка, мотив, цель.
План:
1. Развитие советской психологии в 20 – 30-е гг.
2. Культурно-историческая теория Л.С Выготского.
3. Развитие идей Выготского его учениками и последователями (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др.).
4. Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна.
5. Человек как предмет познания Б.Г. Ананьева.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему концепция С.Л. Рубинштейна называется субъектно-деятельностной?
2. В чем отличие подходов к деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева?
3. По какому пути пошло изучение психики в российской психологии ХХ века и почему?
4. Какое место отводил «знаку» Л.С.Выготский при формировании высших психических функций человека?
5. Какие проблемы стояли в центре внимания А.Р. Лурия?
6. В чем проявилась специфика подхода к проблеме предмета психологии у П.Я. Гальперина?
Реферативные сообщения:
1. Психологические портреты Леонтьева, А.Н., Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л.
2. Влияние 1917 года на становление и развитие отечественной психологии.
3. Культурно — историческая теория Л.С. Выготского и ее влияние на современную психологическую науку.
4. Становление и развитие ряда отраслей отечественной психологической науки (30 — 70-е годы ХХ века).
5. В.Н. Мясищев и его теория отношений.
6. Психологическая школа С.Л. Рубинштейна.
Самостоятельная работа:
1. Продолжить заполнение словаря основных понятий по теме.
2. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» за изучаемый исторический период.