Какие модели семей бывают?
[1]
Модель № 1. Папа – деспот. Российская семья, по определению психолога Владимира Дружинина, является сумасшедшей смесью православия и язычества. Мужчина в ней обладает невероятной властью и авторитетом, но всю ответственность он делегирует жене, матери. Часто основная его роль – инициировать семью, а семейные будни его уже не интересуют. Отношения в семье могут напоминать схватку, которую выигрывает психологически или физически сильнейший. Договоренности здесь могут не действовать, все будет разрешаться битьем посуды. Итак, первая модель семьи с доминантным отцом.
Рис. 1. Семья с доминантным отцом
Модель № 2. Папа – ребенок. Иногда таких отцов семейства называют также подкаблучниками. Эта модель деформировалась в результате того, что в войнах и вооруженных конфликтах страна физически теряла огромное число мужчин. В модели нашей семьи потерялась фигура отца, и уже новой генерации юношей пришлось занимать место ребенка. Не зря говорят об инфантилизме наших мужчин. Дети в первых двух моделях эмоционально ближе к матери.
Рис. 2. Семья с подчиненным отцом
Обе модели были аномальными, поскольку отец исключался из процессов воспитания и рассматривался как кормилец. Полноправными членами семьи могли быть другие родственники, знакомые, друзья. Аномальная модель семьи выживала в советские времена именно за счет развитой системы внешкольного воспитания и образования, которая разрушилась в период перестройки.
Груз ответственности стал непосильным для наших женщин, и это спровоцировало, с одной стороны, массовые разводы и женскую эмиграцию, с другой – нарастающую армию социальных сирот.
Модель № 3. Нормальная семья. Папа главный, но заботится о всей семье. Нормальная модель семьи, как указала знаменитейший этнограф детства Маргарет Мид, предполагает, что основная ответственность за семью лежит на отце как на физически более сильном и социально принимаемом человеке. Это не значит, что с женщины снимается всякая ответственность, но она пропорционально меньше. При этом ребенок находится в центре внимания родителей. Дитя – главная забота взрослых, главный интерес семьи, который выше всех остальных и для отца, и для матери. Нормальная модель семьи доминирует во Франции и Италии.
Женщина при такой модели отвечает за атмосферу в семье, оберегается и почитается. Вопреки расхожему мнению о том, что французские мужчины «ходят на сторону», они очень дорожат семьей и знают наверняка, что измена может стоить им общественной репутации и значительной части состояния. Разводы во Франции настолько дорогое удовольствие, что многие вполне ответственные мужчины и женщины предпочитают жить в гражданском браке, чтобы избежать ненужных расходов на адвокатов и позорного раздела имущества.
Рис. 3. Нормальная семья
Модель № 4. Папа – это мама. Мама – это папа . Такая семья называется часто американской или протестантской. Для нее характерна балансировка власти и ответственности то в пользу отца, то в пользу матери. Ребенок растет как потенциально равноправный взрослый. Именно такая модель семьи активно пропагандируется у нас вместе с ценностями успеха, карьеры, больших доходов, конкуренции, рынка и другими протестантскими ценностями.
Рис. 4. Паритетная семья, построенная на принципиальном равенстве всех членов семьи
Молодые родители часто ориентированы на личную карьеру и успех.
Поскольку «американская» семья самая модная, скажу несколько критических слов в ее адрес. Такая структура семьи по определению неустойчива: партнеры ведут разные счета, конкурируют и в семье, и на работе, никогда не претендуют на абсолютную близость и зависимость, а больше озабочены равенством вкладов – психологических, сексуальных, экономических. Тем не менее в таких семьях отцы привлекаются к воспитанию детей в тех же условиях, что и матери. Поражает, насколько выросло здесь число отцов‑одиночек, которые пытаются успевать и дома, и на работе, имея по трое‑пятеро детей. А жена может уйти к другому или заниматься бизнесом. Современная американская семья стареет, браки заключаются все чаще после 40 лет, а средняя продолжительность жизни семьи – 15–16 лет. Дети вырастают, и родители «разлетаются по разным аэродромам». Основной мотив развода: нам нечего больше строить вместе.
«Американская» модель, кажется, учитывает интересы обоих родителей, в том числе матери, которая тоже сегодня хочет развиваться и продвигаться. Но она оставляет ребенка в одиночестве: когда оба родителя на работе, дети остаются одни или с нянями. Еще один вариант – передача их воспитания бабушкам. Очень часто родители надеются, что все это временно. По историям детей звезд отечественного шоу‑бизнеса, самых занятых и самых востребованных, мы знаем, как печально может сложиться судьба их детей, которых они как‑то незаметно потеряли в борьбе за успех. Сын режиссера «Бригады» Алексея Сидорова в колонии. Даже ребенок из, казалось бы, благополучной семьи Эдиты Пьехи, Илона Броневицкая, не может простить маме своего одинокого детства.
Варианты «временного» решения вопроса, с кем будет жить ребенок:
• Родители оставляют свое чадо в ситуации крайней неопределенности, которую дети переносят хуже всего. Они не понимают, нужны ли они хоть кому‑то!
• Мама или папа вынужденно лжет, обещая забрать ребенка на праздники, или после Нового года, или «вот купим квартиру, и будем жить вместе».
• Родители дают ребенку ясно понять, что он хоть и «временная», но обуза, помеха, непосильный груз. Его не за что любить.
• Мама с папой обрекают самих себя на детскую ненависть. Пожизненную. Дети не мучают родителей «временными» обещаниями.