Повторим теорию. Функции глагола

Для художественной речи характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции:

Ø используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека;

Ø речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования;

Ø использование глагола в речи является ярким образным средством;

Ø использование целого ряда глаголов детализирует описание.

Некоторые группы глаголов, обозначающие конкретные действия (красться, метаться, кувыркаться) используются как средство образной конкретизации речи:

Ø для характеристики персонажа выбираются наиболее выразительные глаголы;

Ø при передаче диалога нередко вместо глаголов «говорения» используются слова, изображающие действия, которые сопровождают речь;

Ø глаголы часто подвергаются образному переосмыслению за счет широких выразительных возможностей.

Некоторые глаголы часто используются в переносном значении:

Ø глаголы, характеризующие поведение животных (выть, скулить, лаять);

Ø глаголы движения (плыть, ползти, идти);

Ø некоторые глаголы допускают субстантивную замену (любить — относиться с любовью);

Ø преобладание глагольных конструкций над именными в художественной речи придает ей эмоциональность и динамичность.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

писателя А. Югова: «Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Югова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст

(1)Мы собирались на рыбалку, когда прибежала Наташка.

– (2)К тёте Марье родственник приехал, – затараторилаона.

– (3)Вышел на лужайку и прыгает через голову…

– (4)То-то ты вырядилась, – сказал Мишка.

– (5)А собака у него – с телёнка.

– (6)С лошадь, – сказал Мишка.

– (7)Со слона, – поддакнул я.

(8)Наташка взяла жестяную банку с червями и, заглянув внутрь, презрительно сказала:

– (9)Разве это черви? (10)Вот у тёти Марьи на огороде…

(11)И вывалила наших червей в глубоченную яму, приготовленную для силоса. (12)Мы с Мишкой ахнули: этих червей мы, может, с полчаса копали у конюшни. (13)Я бы показал Наташке за эти штучки, но из-за Мишки не стал. (14)В последнее время я заметил, что Мишка перестал возражать Наташке. (15)А когда она улыбается и её насмешливые глаза смотрят на него, он отворачивается, даже краснеет…

(16)Мишка сказал:

– (17)Ладно, пошли к Марье. (18)Красных накопаем…

(19)Наташка не обманула: таких огромных собак мы не видали сроду.

(20)Как только мы остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.

– (21)Она сейчас Мишке голову откусит! – чуть слышно прошептала Наташка.

(22)Но собака не стала откусывать, она раскрыла красную пасть и оглушительно гавкнула. (23)Дверь распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии.

– (24)Орион! – сказал мальчишка. – (25)Ко мне!

(26)Собака, виляя хвостом, подбежала к нему.

– (27)Он кусается? – спросила Наташка.

(28)Мальчишка улыбнулся.

– (29)Погладь, – разрешил он.

30)Наташка тут же запустила пальцы в густую собачью шерсть и спросила:

–(31)А что такое Орион?

– (32)Такую чепуху не знает… – сказал Мишка. – (33)Звезда какая- то…

(34)Мальчишка поправил:

– (35)Так называется созвездие, оно находится как раз над экватором…

– (36)А как тебя зовут? – спросила Наташка.

– (37)Женя, – ответил мальчишка.

– (38)А тебя?

39)Наташка сказала.

(40)Мишка исподлобья взглянул на неё и отвернулся.

– (41)А какой породы Орион? – снова спросила Наташка.

– (42)Ньюфаундленд, – сказал Женя.

– (43)А что это такое?

– (44)Такую чепуху не знает… – сказал Мишка.

– (45)Полуостров в Америке.

– (46)Остров, – опять поправил мальчишка.

– (47) От Америки он отделяется проливом.

(48)Мишка готов был лопнуть от злости.

– (49)А ты… видел когда-нибудь ропуху*? – спросил он.

– (50)Ропуху? – удивился Женя. – (51)А что это такое?

– (52)То-то, – сказал Мишка и кивнул мне:

– (53)Пошли отсюда!

(По В. Козлову)

*Ропуха - жаба (укр.).

Вильям Фѐдорович Козлов – современный российский писатель, автор около пятидесяти книг для детей и взрослых, в том числе сборника рассказов « Валерка-председатель», повестей « Волосы Вероники», «Юрка Гусь» и др.

Пишем?!

«Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - так образно пишет о глаголе писатель А. Югов. Видимо, он имеет в виду большое значение этой части речи в художественном тексте. Я считаю, что он абсолютно прав, потому что с помощью глагола можно не просто назвать действие, можно передать чувства, их оттенки, а при передаче диалога можно избежать повторов. Докажем это.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся ко второму предложению текста. В нём вместо глагола «заговорила» использован глагол «затараторила», он характеризует и манеру говорить Наташки, и то, что она очень взволнована.

В двенадцатом предложении использован эмоциональный глагол «ахнули», он передаёт возмущение мальчиков тем, что к их долгой работе отнеслись так пренебрежительно.

О выразительных возможностях глагола можно говорить очень много. Использование глагола в речи является ярким образным средством. Поэтому яркое, эмоциональное высказывание А. Югова о глаголе кажется мне абсолютно справедливым.

Сочинение № 3

Наши рекомендации