Некоторые подтверждающие примеры
Вероятно, наиболее впечатляет то, что каждый человек обладает направляющей тенденцией к целостности, к актуализации собственного потенциала. Иногда эту тенденцию роста описывают т. о., как если бы она включала в себя развитие всех потенциальных возможностей организма. Это совершенно неверно. Организм не стремится ни к развитию своей собственной способности к тошноте, ни к актуализации собственного потенциала к саморазрушению или своей способности переносить боль.
Исслед. в области сенсорной депривации свидетельствуют о существовании тенденции организма к достижению разнообразия и созданию новых форм. Редукция напряжения или отсутствие стимуляции весьма далеки от действительного желаемого состояния организма. В условиях депривации внешних стимулов челов. организм начинает продуцировать поток внутренних стимулов, иногда приобретающих причудливые формы. В основе всей мотивации лежит организмическая тенденция к реализации.
Созидательная тенденция, по-видимому, лежит в основе функционирования самого универсума. Ученые-физики много внимания уделяют энтропии, тенденции к беспорядку. Изучая закрытые системы, они смогли дать этой тенденции строгое мат. описание. Ученым известно, что порядок или орг-ция стремится к вырождению в хаос с понижением уровня орг-ции на каждой последующей стадии. Однако более важной созидательной тенденции придается существенно меньше значения. Каждая форма возникает из менее сложной формы. Это явление, по крайней мере, столь же важно, как и энтропия.
Функция сознания
Какую роль играет в этой формирующей (или созидающей) функции сознание? Способность к произвольному фокусированию внимания, по-видимому, является одним из наиболее поздних эволюционных приобретений. Возможно, челов. организм движется ко все более полному развитию осознания.
Психотер. позволила нам многое узнать о психол. условиях развития этой чрезвычайно важной функции самоосознания. С ростом самоосознания появляется возможность более обоснованного выбора, сознательного принятия решений, созвучных ходу эволюции. Когда конкретный человек функционирует т. о., это не означает автоматического осознания всего того, что происходит в нем.
Гипотеза на будущее
Теоретики, придерживающиеся личностно-центрированного подхода, высказывают гипотезу о созидательной направляющей тенденции (formative directional tendency)в универсуме, существование к-рой можно обнаружить и проследить в межзвездном пространстве, кристаллах, микроорганизмах, в органической жизни и у челов. существ. Это эволюционная тенденция в направлении большего порядка, большей сложности и большей взаимосвязанности. У челов. вида она проявляется в развитии от одноклеточного простейшего существа в сложно устроенный и функционирующий, осознающий себя и окружающий мир организм, в трансцендентальное осознание гармонии и единства всей космической системы, неотъемлемой частью к-рой яв-ся человечество. Эта гипотеза вполне может оказаться тем фундаментом, на к-ром мы построим будущую теорию гуманистической психологии. Она несомненно образует основу для личностно-центрированного подхода.
См. также Клиентоцентрированная терапия, Недирективный психоанализ, Психотерапия
К. Р. Роджерс
Отбор персонала (personnel selection)
Кадровое обеспечение орг-ций требует принятия решений в отношении людей. В каждой орг-ции приходится решать, кого следует принять на работу, повысить в должности, перевести на др. работу, уволить, временно отстранить от работы, а иногда, возможно, и понизить в должности.
Принятие решений, касающихся О. п., предполагает большой объем организационной работы. Сюда входит планирование трудовых ресурсов, орг-ция набора кадров, выбор подходящих методов принятия решений и исслед. методов О. п.
Впервые принципы измерения при отборе людей для ряда профессий были применены в начале XX в. В 1911 г. Гуго Мюнстерберг разраб. тест для машинистов-железнодорожников и сравнил полученные рез-ты тестирования с их реальной работой. Впоследствии он разраб. тесты для телефонисток и связал их показатели с успешностью обучения этой профессии. Неск. позже в Технологическом институте Карнеги было открыто Бюро исследований навыков эффективной торговли (Bureau of Salesmanship Research)и проведены исслед. с целью совершенствования методов отбора продавцов.
Во время Первой мировой войны психологи, работавшие на вооруженные силы, разраб. первые тесты, к-рые можно было проводить с большими группами людей. Эти тесты были использованы для тестирования интеллектуальных способностей почти двух млн новобранцев с целью отсеивания негодных к воинской службе. После войны разраб. инструментарий для тестирования больших групп сделал возможным широкое использование тестов для целевого отбора. Так возникла индустрия тестирования.
В 1920—30-х гг. проводилось много исслед., связанных с О. п. Был достигнут значительный прогресс в области использования статистических методов. Вторая мировая война стимулировала исслед. в области О. п.: ими занимались мн. психологи, служившие в вооруженных силах или работавшие в них по найму.
С принятием Закона о гражданских правах 1964 г. традиционную практику О. п. стали подвергать сомнению. Психологи начали изучать влияние методов отбора на возможности трудоустройства представителей меньшинств, женщин и др. групп, находящихся под защитой закона.
Методы отбора
Вне всякого сомнения, психологи уделяли использованию психол. тестов для О. п. больше внимания, чем др. методам, подходящим для этой цели. Тем не менее др. методы тоже используются и подвергаются серьезному исслед.
Наиболее широко используемый метод для принятия решений в области О. п. — интервьюирование (собеседование). Однако исслед. психологов заставляют усомниться в надежности и валидности собеседования, проводимого с этой целью.
В отличие от собеседования, к-рое является относительно субъективной процедурой, психол. тесты стандартизованы и имеют объективную систему подсчета количественных показателей. Они предназначены для измерения таких характеристик людей, как знания, общие и специальные способности, и таких атрибутов личности, как темперамент, интересы и ценности. Мн. из этих инструментов относятся к типу «карандаш — бумага», просты в применении и подсчете рез-тов и относительно недороги.
Нек-рые тесты — это тесты примеров работы. Они предназначены для измерения способностей, к-рые непосредственно необходимы для конкретной должности или работы и являются примерами должностных обязанностей в разных видах деятельности. Для О. п. используется тж метод, осн. на предположении о том, что о будущем поведении человека можно судить по его прошлому поведению, — т. н. метод оценки биографических сведений (кратко — biodata).Корни этого метода — в анкетах, в к-рых претендентов на должности просят сообщить информ. о своем образовании, опыте работы, семейном положении, недвижимом имуществе и т. д. Статистический анализ показал, что между ответами на мн. вопросы анкеты и последующим выполнением работы существует корреляция.
Проективные методики, примером к-рых является хорошо известный тест чернильных пятен Роршаха, разраб. психологами для применения в психодиагностике. Разумеется, в целях психодиагностики используют не только проективные методики, но и мн. др. методы.
Психолог может использовать только один метод — напр., подробное собеседование — или неск. разных методов, в т. ч. тесты способностей, личностные тесты, проективные методики и интервью. Затем психолог изучает полученную информ. и оценивает пригодность претендента для работы в должности, о к-рой идет речь.
Эта процедура носит в значительной степени субъективный характер и обычно требует относительно больших финансовых затрат. Поэтому ее, как правило, используют только для отбора претендентов на управленческие и др. должности высшего уровня. В силу специфики этой процедуры, в том числе из-за конфиденциальности отчетов, проводится мало исслед. полезности ее применения для прогнозирования выполнения работы. Но несмотря на отсутствие данных, подтверждающих ее эффективность, мн. орг-ции относятся к ней с доверием и продолжают ее использовать.
Еще один способ принять решение по отбору — тж, по сути, поверхностный, — обратиться к методу Центра по оценке. В этом случае оценку проводят неск. специалистов. В основе метода лежит моделирование рабочих ситуаций: претенденты выполняют определенный набор заданий, а их поведение фиксируется и оценивается экспертами.
Как правило, применение этого метода требует больших затрат, хотя стоимость оценки в Центрах значительно варьирует в зависимости от длительности процедуры, количества проводящих ее специалистов и др. факторов. Поэтому его используют в основном, но не исключительно, для должностей высшего уровня.
Исследования
Для развития науки об О. п. необходимы исслед. Более того, для прикладного использования методов О. п. зачастую требуется оценить их полезность. Поэтому в исслед. затрагиваются мн. аспекты О. п., включая валидность и способы валидизации, профессиографический анализ, методы оценки деятельности, сложившуюся практику набора и отбора персонала.
Психологов, использующих методы О. п., прежде всего заботит валидность и способы валидизации этих методов. Все отборочные решения — это прогнозы будущего поведения, и все они содержат погрешность. Люди, принятые на работу, могут впоследствии с ней не справиться, а отвергнутые могли бы добиться успеха, если бы их приняли. Цель состоит в том, чтобы свести к минимуму ошибку отбора.
Для достижения этой цели традиционно применяют подход, к-рый называется валидизацией по критерию. Применение этого подхода может приводить к весьма неточным оценкам ошибки прогнозирования. Выборка претендентов или людей, занимающих должности, м. б. нерепрезентативной для совокупности претендентов или иметь недостаточный объем. Критерии профессиональной деятельности м. б. неточными. Напр., обычно используемые оценки (рейтинги) деятельности, выставляемые работникам их непосредственными начальниками, м. б. ненадежными или предвзятыми. Критерии деятельности могут искажаться под влиянием посторонних факторов. При проведении исслед. по валидизации методов отбора психологи стараются контролировать эти и др. источники потенциальной неточности оценок ошибки прогнозирования.
Проблемы
По поводу валидности процедур О. п. часто возникают дискуссии. На фоне критики недостатков традиционного критериального подхода к валидизации методов О. п. все большее признание — как профессиональное, так и юридич., — завоевывают альтернативные подходы: оценка содержательной и конструктной валидности.
Под содержательной валидностью подразумевается релевантность задач, вопросов и прочих аспектов метода О. п. В противоположность этому, конструктная валидность характеризует теорет. основу метода. Чтобы установить конструктную валидность процедуры О. п., психолог ищет доказательства, подтверждающие или опровергающие гипотезу, лежащую в основе метода. При обоих этих подходах к определению валидности процедуры отбора главное внимание уделяется скорее самому методу О. п., чем критерию выполнения работы и связи между процедурой отбора и критерием, как при валидизации по критерию. Как содержательный, так и конструктный подход к установлению валидности процедуры отбора являются спорными.
К проблемам валидности методов отбора непосредственно относятся проблемы, связанные с необъективностью, особенно тех психол. тестов, к-рые критикуются как «культурно предвзятые» и дискриминационные по отношению к меньшинствам. Эта критика осн. на том, что представители групп меньшинств, как правило, получают более низкие показатели по мн. тестам, особенно бланковым тестам способностей. Предпринимались неоднократные попытки разраб. «культурно-свободные тесты», но они не дали успешных рез-тов. Психологи провели множество исслед., пытаясь выяснить, действительно ли используемые в целях профотбора тесты необъективно оценивают потенциал меньшинств. Дискуссия по рез-там таких исслед. затянулась надолго. Однако при решении вопроса о справедливости использования тестов для О. п. встают проблемы, касающиеся того, как эти тесты используются в процессе отбора. Возникли юридич. проблемы, затрагивающие не только психологов, но и мн. людей, не принадлежащих к этой профессии. Их возникновение связано с принятием Закона о гражданских правах 1964 года, к-рый разрешает работодателям применять профессионально разраб. тесты способностей, если они не используются для дискриминации меньшинств, женщин и др. групп, находящихся под защитой закона.
Обобщение валидности
Психологи, занимающиеся О. п., давно заинтересованы в опровержении предположения о том, что процедуры отбора имеют ситуационную специфику, и поэтому их валидность требует отдельного доказательства для каждой ситуации.
Абсолютно ясно, что дают исслед. обобщения валидности работодателям, к-рые хотят использовать тесты способностей для О. п. Если методы установления валидности тестов, не требующие специальных исслед. для каждой ситуации, получат профессиональное и юридич. признание, то работодатели будут освобождены от дорогостоящих, а часто и невыполнимых исслед.
Работодателю нужно будет, используя адекватные методы профессиографического анализа, лишь продемонстрировать сопоставимость должностей в его орг-ции с теми должностями, для отбора на к-рые уже разраб. валидные методы.
См. также Испытания при найме на работу, Промышленная психология
Д. Л. Грант
Отбор руководителей высшего звена (executive selection)
Работа по отбору менеджеров (управляющих) ведется уже давно, и проведено много исслед. лидерства. Должность руководителя орг-ции предполагает более высокий уровень сложности принимаемых решений и связанного с ними риска, поэтому О. р. в. з. выделился в отдельную самостоятельную область.
Пока что не удалось научно обосновать признаки, по к-рым прогнозируют успешную работу Р. в. з. Разные люди добиваются успеха в руководстве различными компаниями или в выполнении ролей лидеров в разное время и при различных обстоятельствах .
Почти все критерии, используемые для О. р. в. з., разраб. на основе мнений авторитетных специалистов, к-рые, изучая поведение выдающихся руководителей, пришли к заключению о личных качествах, позволивших этим руководителям добиться успеха. Успешным обычно считают такого руководителя, к-рый усиливает способность орг-ции к долговременному существованию, одновременно поддерживая ее систему ценностей и укрепляя экономическую жизнеспособность.
В многочисленных публикациях различных авторов приводятся одни и те же характеристики успешных руководителей. Все авторы указывают на сильную потребность в достижении высоких целей, мотивирующих руководителя и возглавляемую им орг-цию, а тж на потребность в доминировании, власти и самоутверждении и на готовность к риску. Успешные руководители должны быть гибкими и готовыми в случае необходимости быстро менять стратегию или тактику. Они должны не бояться трудных ситуаций и сохранять самообладание в самых неблагоприятных обстоятельствах, а тж уметь оперировать большими объемами информ., к-рая в дальнейшем будет материализована в продукте или услуге. Руководители должны обладать широким мировоззрением, позволяющим учитывать действующие в мире экономические и социологические факторы, расстановку ист. и политических сил, а тж культурные и этнические соображения.
Руководителю совр. орг-ции необходимо обладать высоким уровнем интеллекта и обширными знаниями, полученными из самых разнообразных источников. Успешные руководители — начитанные и думающие люди, поэтому они дальновидны и проницательны. У них, как правило, живой и быстрый ум, и потому они могут проанализировать массу материала и выделить важные пункты. Они хорошо разбираются в людях и умеют правильно оценивать и выбирать методы работы.
Успешные руководители должны чутко реагировать на свое соц. и политическое окружение, а тж на природную среду, и иметь чувство соц. ответственности и соц. сознание. Мн. исследователи, занимающиеся изучением темы руководства, соглашаются с перечисленными пунктами. Они тж согласны с тем, что успешным руководителям необходимо уметь мотивировать людей, собирать их творческую энергию в одно русло и направлять ее на решение проблем. Успешный руководитель создает условия для идентификации своих подчиненных с ним, в процессе совместной работы обучая их решать реальные проблемы, учиться на опыте и т. о. повышать адаптивные возможности. Выполняя свою роль, руководители должны опираться на поддержку др. людей. Однако это означает, что они тж должны быть готовы потерять одобрение др. в случае разочарования или неудачи. Кроме того, они должны воспринимать идеи членов орг-ции, анализировать их, объединять в четко сформулированную позицию, а затем озвучивать и проводить ее в жизнь, разумеется, помогая в этом своим подчиненным.
Специфической способностью успешных руководителей является умение уравновешивать политические силы как внутри орг-ции, так и вне ее.
Пользуясь психол. терминологией, можно сказать, что успешные руководители похожи на родителей, определяющих культуру семьи. Люди ожидают от тех, кто наделен властью руководителя, такого же поведения, как идеальное для этой культуры поведение родителей по отношению к своим детям. Поэтому руководитель должен быть чутким к чувствам других людей. Однако такая сензитивность может приводить к появлению чувства вины. Успешным руководителям часто бывает трудно примириться с ограниченностью или недостатками своих подчиненных.
Лучшие руководители являются наставниками и готовят себе преемников, к-рые лучше их самих. Обычно их сплачивают честность и абсолютная преданность своему делу. В своих поступках они в значительной степени руководствуются совестью и чувством долга по отношению к многочисленным клиентам, партнерам и спонсорам. У успешного руководителя целостное и сильное чувство «Я», хорошие отношения со структурами внутренней и внешней среды орг-ции; он хорошо умеет справляться со стрессом, для чего необходимы гибкость и чувство юмора.
Суммируя сведения, в настоящее время характеризующие поведение кандидата на руководящую должность и сопоставляя его с требуемым поведением, мы можем прогнозировать настолько точно, насколько это возможно. Хотя такая аппроксимация м. б. грубой, она допускает гибкий подход к анализу поведенческих требований каждой ситуации в любой заданный момент времени и позволяет нам оценить неск. кандидатов с т. зр. вероятности достижения ими успеха в данной роли в данное время.
Г. Левинсон
Отборочное собеседование (interviewing (selection))
Отбор людей в к.-л. орг-цию редко проводится на случайной основе. Как правило, возможность трудоустройства или обучения по образовательным программам предоставляются тем, кого сочли достойным этого. Для оценки этих качеств используется много процедур, но шире всего применяется О. с.
Собеседование — это беседа между кандидатом и лицом (или группой лиц), к-рое принимает решение об отборе или оказывает на него влияние. Осн. цель использования О. с. как инструмента отбора — оценка достоинств кандидата (либо общая оценка, либо оценка определенных характеристик); однако О. с. служит и др. целям. Это встреча, в ходе к-рой представители работодателя или учебного заведения могут рассказать о своей орг-ции, подробно описать работу или учебную программу и требования к сотрудникам или учащимся. О. с. тж выполняет функцию связи с общественностью, даже в том случае, если кандидата в конце концов отвергают; проводящий О. с. представитель орг-ции, к-рый производит впечатление справедливого и внимательного к людям чел., может создать или сохранить благоприятный имидж своей орг-ции.
О. с. — исключительно ненадежный и невалидный метод. Обзоры исслед. в области проведения О. с. показывают, что постоянно подтверждаются рез-ты, свидетельствующие о его слабой надежности и о том, что прогнозы будущего выполнения работы, сделанные по оценкам проводивших О. с., не всегда правильны.
Тем не менее, поскольку О. с. по-прежнему широко используется, исследователи прилагают большие усилия к поиску принципов его усовершенствования. К сожалению, большинство исслед. проводится методом моделирования ситуации О. с., т. е. «интервьюеру» просто предоставляется письменная информация о кандидатах или ответы кандидата на вопросы. Поскольку в этих исслед. отсутствует взаимодействие между интервьюером и кандидатом, то возможность распространения их рез-тов на настоящие О. с. вызывает серьезные сомнения. В двух исслед., о к-рых сообщают Дуглас Горман, Уильям Клоувер и Майкл Догерти, было ясно продемонстрировано, что оценки интервьюеров, выставленные на основе письменной информ., сильно отличаются от оценок, выставленных на основе той же информ., но полученной при личном взаимодействии.
Несмотря на то что в целом ценность О. с. невысока, исслед. дали нек-рые положительные рез-ты. Сообщалось о валидных прогнозах, сделанных при отборе биржевых брокеров, в центрах аттестации менеджеров (managerial assessment centers)и при проведении групп. собеседований. Поскольку О. с. иногда бывают валидными, то, по-видимому, исследователям необходимо прежде всего идентифицировать тех интервьюеров, к-рые выносят валидные суждения, и выяснить, на какие признаки они обращают внимание (или не замечают их), когда судят о кандидатах.
Однако люди, к-рые должны проводить О. с., не могут ждать до тех пор, пока будут получены рез-ты таких исслед. Даже не имея твердой научной основы, можно предложить нек-рые, по-видимому, правильные рекомендации.
1. Следует использовать структурированное интервью, разраб. специально для конкретной задачи отбора. Имея подробные сведения о работе или учебной программе, можно выделить круг вопросов, непосредственно ориентированных на получение соотв. информ.
2. Проводящий О. с. должен слушать; ему не следует слишком много говорить самому. Чтобы получить нужную информ., он должен позволить кандидату говорить большую часть времени, отведенного для О. с. Как ни парадоксально, но чем больше проводящий О. с. говорит сам, тем более благоприятную оценку он выставляет кандидату.
3. Следует избегать преждевременных выводов. Зачастую мнения формируются очень быстро, независимо от длительности О. с. Полезно позволить кандидату продолжать говорить, надеясь получить от него новую информ.; полезно тж разделить О. с. на части, каждая из к-рых имеет свою цель, соотв. конечной цели оценки.
4. Следует избегать вопросов, содержащих оттенок предвзятости. Независимо от намерений проводящего О. с., нек-рые вопросы способствуют формированию предвзятого мнения или подразумевают его — особенно если их задают без продуманного плана.
Большей части правовых и технических проблем, связанных с О. с., можно избежать, если использовать стандартизованные интервью, специально разраб. для отбора на конкретные должности или для обучения в определенных условиях. К сожалению, такая стандартизация еще не стала общепринятой.
Р. М. Галтон
Ответственность и поведение (responsibility and behavior)
Ответственность давно интересовала представителей общественных наук, о чем свидетельствуют старинные уголовные кодексы и работы таких выдающихся ученых, как Э. Дюркгейм и П. Фоконне. Дюркгейм высказал идею, что ответственность является необходимой составляющей добродетельной жизни. Фоконне развил эту т. зр. Дюркгейма и констатировал, что нести ответственность за совершенное деяние означает нести справедливое наказание. Несколько позже Ж. Пиаже указал на центральную роль развития ответственности в формировании моральных суждений. Однако именно основополагающая работа Ф. Хайдера стала импульсом к проведению исслед. атрибуции ответственности и ее последствий для межличностного поведения.
Согласно Хайдеру, будет ли вообще (и если да, то в какой степени) одно лицо («атрибутор») считать др. лицо («актора» или субъекта) ответственным за данный результат (последствие), зависит не только от уровня развития «атрибутора», но и от тех обстоятельств, в к-рых возник этот результат. К релевантным обстоятельствам можно отнести связь с событием, совершение действия, предсказуемость, преднамеренность и оправдывающие обстоятельства. По мере того как «атрибутор» развивается и приобретает все большую «искушенность», он начинает учитывать все больше и больше условий, релевантных контексту данного события.
Приписывание ответственности другим влечет за собой поведенческие последствия не только для «актора», но и для «атрибутора». Последствия атрибуций ответственности для уголовного судопроизводства и правовой системы самоочевидны. Напр. присяжные заседатели должны решить, действительно ли обвиняемый в изнасиловании совершил данное преступление (совершение действия). При ответе на этот вопрос они должны сначала установить, предвидел ли он последствия своего поступка, преднамеренно ли совершил его и есть ли оправдывающие обстоятельства. Ответы на эти вопросы определяют степень виновности (ответственности) и правовых санкций (наказания), к-рые надлежит применить к обвиняемому.
В отличие от неформальных межличностных ситуаций, в правовых системах на людей, как правило, не возлагается ответственность за последствия на основании одной лишь связи с определенным событием, и, следовательно, они не подвергаются правовым санкциям. Однако родители иногда несут ответственность за поведение своих детей, или люди могут нести ответственность за события, в к-рых участвует их имущественная собственность. Сходным образом армейские офицеры несут ответственность за действия находящихся в их подчинении солдат.
Разнообразные взаимосвязи между О. и п. были проанализированы и документально подтверждены в неск. тщательно контролируемых исслед. В одном из ранних исслед. Тибо и Рикен создавали ситуацию, в к-рой один из участников (наз. коммуникатором) пытался повлиять на поведение двух др. участников (помощников экспериментатора), исполнявших роли людей с разным статусом. После серии попыток оказать влияние оба помощника уступали требованиям коммуникатора. Коммуникатор приписывал согласие человека, обладающего высоким статусом, его внутренней мотивации (данный человек нес ответственность за свои действия), тогда как согласие человека, обладающего низким статусом, приписывалось влиянию самого коммуникатора. Кроме того, человек, рассматривавшийся как ответственный за свое собственное поведение, вызывал у коммуникатора большую симпатию по сравнению с человеком, чье поведение, по мнению коммуникатора, им контролировалось.
В отношении людей, страдающих от неприятных последствий, могут возникать негативные реакции, даже когда объективные обстоятельства не указывают на то, что они несут личную ответственность за эти последствия. Лернер и Мэттьюз просили пары женщин принять участие в эксперименте по научению. Каждую из участниц убеждали в том, что ее партнерша будет получать сильный удар током и что она будет находиться в более благоприятном положении по сравнению со своей партнершей. Когда участница верила в то, что ее партнерша сама несла ответственность за свои собственные страдания, ее последующие характеристики своей партнерши были сравнительно объективны. Однако когда эта участница была убеждена в собственной ответственности за участь своей партнерши, она обесценивала ее как человека. Любопытно, что когда партнерша рассматривалась как несущая ответственность не только за свою собственную участь, но и за более благоприятное положение участницы, симпатия к ней возрастала.
В фокусе внимания предыдущих исслед. находились реакции людей на воспринимаемую ответственность других за соотв. положительные и отрицательные последствия; вместе с тем есть данные о том, что само приписывание ответственности человеку тж влияет на поведение этого человека. Шленкер показал, каким образом люди реагируют, когда ключевые информативные признаки ситуации позволяют сделать вывод об их вероятной ответственности за отрицательные события. В таких случаях люди пытаются найти объяснение ситуации, прибегая к извинениям, предназначенным минимизировать их ответственность за данное событие или оправдывающим обстоятельствам, позволяющим уменьшить отрицательность события или его последствий.
В этих неск. исслед. находят свое документальное подтверждение, в сравнительно контролируемых условиях, те феномены, к-рые могут наблюдаться в повседневной жизни, и конкретизируются и детализируются те переменные, к-рые обусловливают атрибуции ответственности и последствия таких атрибуций. Когда людям приписывается ответственность за неблагоприятные последствия, они негативно оцениваются другими и их отношения с другими ухудшаются. Другие менее охотно взаимодействуют с ними, а когда они это делают, процесс такого взаимодействия ослабляется, приводя к снижению групповой продуктивности. С позитивной стороны, ответственность за положительные события вызывает одобрение, расположение и симпатию и увеличивает стремление к взаимодействию. К сожалению, эти положительные эффекты не возникают с той же степенью надежности, как негативные.
См. также Судебная психология, Моральное развитие
М. Шоу
Открытое образование (open education)
Обычно педагоги расходятся в своих определениях того, какие условия способствуют «открытости» школьного обучения. Нек-рые полагают, что сюда можно отнести любую форму обучения, отличающуюся от традиционных и формальных учеб. процедур; по мнению других, при по-настоящему открытом обучении ученики могут ходить по классу и говорить, когда они захотят, сами создавать большую часть учеб. материалов и принимать если не все, то большинство решений в отношении того, чему они будут учиться и когда они будут этому учиться. Вероятно, большинство сторонников О. о. предпочло бы ситуации обучения/ учения, к-рые будут находиться где-то между этими двумя крайностями.
Перечислим осн. идеи О. о.:
1. Поощрение и побуждение активности учащихся в ходе занятий. Если учащиеся на принимают в них активного участия, они не учатся по-настоящему.
2. Индивидуальный подход в обучении. Характер учеб. материалов меняется в зависимости от потребностей, интересов и уровня подготовки. Учащиеся обучаются в небольших группах, чтобы учителя могли уделять больше внимания специфическим потребностям каждого.
3. Разнообразие методов обучения. Учеб. деятельность не ограничивается традиционными лекциями, чтением, устными ответами и тестированием.
4. Открытость структуры. Допускается экспериментирование со смешиванием классов, групповым обучением и архитектурными приспособлениями, к-рые создают свободу передвижения и удобства для работы.
5. Релевантность повседневной жизни. Отправным пунктом для учеб. деятельности служат интересы и жизненный опыт учащихся, и предпринимаются попытки связать все то, что изучается или рассматривается, с реальным миром, находящимся за стенами классной комнаты.
6. Гуманность. Учителя стараются сделать так, чтобы учащиеся чувствовали с их стороны одобрение, поддержку, вознаграждение, понимание, уважение и принятие. Всячески поощряются теплота, откровенность и групповая сплоченность.
7. Применение принципов соц. психол. Учителя хорошо разбираются в принципах групповой динамики и используют их при групповом решении задач и в формах деятельности, предназначенной для улучшения паттернов взаимного одобрения и принятия среди учащихся.
Движение за О. о. приобрело наибольшую известность в англоязычных странах и в Европе.
Результаты исслед., посвященных оценке эффективности программ О. о., неоднозначны. В одних исслед. приводятся свидетельства того, что учащиеся, в течение ряда лет обучавшиеся по программам О. о., демонстрируют более положительные аттитюды к себе и другим, а тж к школе и учеб. деятельности, и яв-ся более творческими в сравнении с обучавшимися по более традиционным программам. Др. исслед. показывают, что учащиеся из традиционных школ демонстрируют более высокие уровни учеб. достижений, характеризуются меньшим уровнем тревожности и яв-ся не менее творческими, чем обучавшиеся по программам О. о. Учащиеся с поведенческими проблемами, проблемами в обучении или с необычно высокими или низкими уровнями тревожности чаще встречаются в условиях традиционного образования. По-видимому, результаты каждого из двух типов образования оказываются слишком сложными и разнообразными, чтобы их можно было адекватно оценить при помощи обычных методов.
См. также Альтернативные педагогические системы, Индивидуальное образование
Г. К. Линдгрен
Отношение к инвалидам (handicapped, attitudes toward)
Федеральное законодательство в области прав инвалидов изменилось, отражая соотв. изменения установок как у об-ва, так и у отдельных индивидуумов, подобно тому, как это произошло с законодательством в области гражд. прав др. групп меньшинств.
Прогресс мед. науки в хирургии, биохимии, создании искусственных органов, разработке амниоцентеза привел к увеличению средней продолжительности жизни инвалидов. Технологические достижения предоставляют таким лицам возможность быть более мобильными. Создание новых протезов, часто с использованием компьютерных технологий, уменьшает зависимость инвалидов от других и повышает их интеграцию в об-ве.
Общественные здания и тротуары должны быть свободны от барьеров, а новые архитектурные стандарты обеспечивают въезд и повсеместную свободу перемещения инвалидных колясок. Следовательно, инвалидов чаще можно видеть в общественных местах.
Школы должны предоставить всем детям, вне зависимости от степени инвалидизации, бесплатные и соотв. индивидуальным возможностям образовательные программы в минимально ограничивающей обстановке. Мн. дети, ранее посещавшие специализированные учеб. заведения, теперь учатся в общеобразовательных школах. Все дети-инвалиды должны по возможности учиться вместе с их здоровыми сверстниками. Интеграция учащихся с инвалидностью в здоровую среду обеспечила возможность для большинства детей школьного возраста иметь одноклассников с умственной отсталостью, сенсорным дефицитом, эмоциональными расстройствами или ортопедическими дефектами. Функционируют многочисленные группы помощи и самопомощи для инвалидов и их семей. Информированность об-ва о различных инвалидизирующих состояниях неуклонно повышается благодаря усилиям СМИ, помогающим увидеть, сколько упорства и решимости прикладывают инвалиды, чтобы жить полноценной жизнью.
Данные исслед. указывают на то, что предубеждения здоровой части населения по отношению к инвалидам или дискомфорт в общении с ними доступны модификации с помощью планируемых вмешательств. С достаточным успехом используются посещения школ и различных учреждений, встречи с людьми и выступления в СМИ о положении инвалидов, групповые дискуссии, в к-рых анализируется динамика предрассудков и действия, направленные на то, чтобы проникнуть в переживания инвалидов.
Эксперим. работы продемонстрировали, что контакт между инвалидами и здоровыми людьми может эффективно повышать положительные аттитюды, если обе стороны имеют сравнимый социально-экономический статус. Симуляции (представление себя инвалидом, позволяющее почувствовать, что значит быть инвалидом) тж вызывают положительную динамику аттитюдов, в особенности если в них включается возможность наблюдать реакцию окружающих на выполняемое упражнение. Но даже несмотря на то что юридич., мед., технологические и архитектурные изменения повысили заметность и принятость инвалидов в об-ве, само по себе возрастание взаимодействия автоматически не формирует более положительные аттитюды и не ведет к соотв. снижению негативных или стереотипных реакций по отношению к инвалидам.
См. также Гандикап
А. Томас
Отношение к психическим болезням (mental illness: attitudes toward)
Шелдон Корчин заметил, что отношение к психич. болезни прямо связано с наблюдением выраженных отклонений от нормы. В древние времена больных считали одержимыми демонами, их заключали под стражу и пытали. Во времена Римской империи врачи выступали в пользу более научной т. зр., предусматривающей гуманное обращение с психически больными. Но после падения Рима представление об одержимости вновь утвердилось вплоть до эпохи Возрождения.
Филипп Пинель протестовал против применения наказаний и выступал за лечение прямой конфронтацией, за научное изучение и использование историй болезни и биографических описаний. Он даже выдвигал тезис о психогенной обусловленности нек-рых состояний. Вплоть до 1-й половины XX в. психически больные все еще рассматривались большинством населения как просто «сумасшедшие». «Помешательство» продолжало завораживать воображение людей, и нередко можно было видеть «сумасшедших», к-рых показывали на ярмарках и в цирках.
Большое влияние на О. к п. б. оказало появление «мед. модели», переместившей психич. заболевание из сферы колдовства в область мед. исследования и лечения. Корчин отметил следующие характеристики мед. модели: психич. расстройства представляют собой заболевания, имеющие определенную этиологию, течение и исход; они имеют органическую основу; как и при соматических болезнях, болезнь проявляется поверхностными симптомами, отражающими более глубинный патологический процесс; лечение зависит прежде всего от мед. вмешательства, и болезнь протекает внутри больного.
Томас Зац был одним из осн. критиков этой модели. Зац утверждал, что симптомы психич. болезни не могут быть сведены к проявлениям повреждений НС и должны рассматриваться как сообщения пациентов, касающиеся их представлений о себе и мире.
Корчин говорит о том, психол. модель болезни возникла, когда стало понятно, что поведение может вызываться бессознательными процессами и психол. детерминантами. Психологи и др. исследователи показали, что психич. болезни могут быть усвоенными соц. реакциями, доступными для лечения с помощью различных психотерапевтических подходов. Как и мед., психол. модель оказала значительное влияние на отношение об-ва к психич. заболеваниям. Преобладающая установка населения по отношению к психически больным во 2-й половине XX в. состоит в том, что они рассматриваются как люди, заслуживающие лечения и гуманного обращения.
По мере того как в поле зрения практики психиатрического здравоохранения появлялось все больше картин психич. патологии, возникла тенденция оценивать жалобы в направлении болезни. Чарльз Боуден и его коллеги показали, что пациенты тоже иногда имеют вредные установки по отношению к болезни. Те, кто демонстрировал более жесткое и пессимистическое отношение к своему психич. заболеванию, отличались более тяжелыми психопатологическими проявлениями и менее благоприятным течением болезни.
Произошел сдвиг от акцента на психол. болезнь к акцентированию психол. здоровья. Психически больные, ранее находившиеся в «домах для умалишенных», теперь получают уход в психиатрических больницах и «центрах психич. здоровья», в том числе в амбулаторных условиях.
Изменение отношения вызвало множество разнообразных последствий. Джоан Брокман и Карл Дарси отметили снижение соц. дистанции между об-вом и психически больными. Корчин обнаружил значимое повышение количества состояний, относящихся к отклонениям от психол. нормы, с последующим расширением спектра работы клинициста. Однако Зац заметил, что соц. стигматизация является нежелательным побочным продуктом ярлыка «психич. заболевания» и что при этом игнорируются положительные качества индивидуума.
Совр. отношение к психич. болезням вызвало тж значительные изменения законодательства. Предпринимались усилия по формулированию «билля о правах» пациента с целью обеспечить правильное лечение. Были приняты законы, ограждающие лиц с опасным поведением от того вреда, к-рый они могут причинить самим себе и окружающим. Психически больные не считаются уже автоматически ответственными за поступки, совершенные в болезненном состоянии. Различные исслед. показали, как появление новых методов лечения меняет О. к п. б. у населения. Рональд Фив утверждает, что фармакотерапия во внебольничных условиях улучшила отношение к психически больным вследствие снижения потребности в стационарном лечении. Санитарно-просветительские семинары, имеющие целью демифологизацию психич. болезней, успешно снижают связанные с ними страхи.
Корчин определил две главные цели программы общественного просвещения: улучшить заботу о психически больных и содействовать профилактике заболеваний. Он заметил, что наиболее эффективными программами санитарного просвещения с целью изменения аттитюдов являются те, в к-рых обучающиеся принимают активное участие. Корчин идентифицировал три группы нуждающихся в просветительской работе: лица, уязвимые к эмоциональным расстройствам, представители коммунальных властных структур и поставщики мед. услуг населению. Корчин подчеркивает, что правильная информ. снижает страхи и ободряет людей, предоставляет стандарты самооценки и предотвращает появление стресса.
См. также Теория навешивания ярлыков, Психологическое здоровье
В. Карл, Дж. Биндер
Отношения «родитель—ребенок» (parent—child relations)
Когда люди становятся родителями (в результате беременности, усыновления ребенка или повторного брака), они оказываются в ситуации нарушенного равновесия, адапт. к к-рой требует значительных усилий. Родители стремятся установить тесные взаимоотношения со своим новорожденным или приемным ребенком, однако при этом они тж хотят сохранить хорошие супружеские отношения, дружеские связи и, возможно, продолжить свою профессиональную карьеру. Появление нового ребенка означает для супругов ограничения, к-рых прежде не существовало.
Все больше отцов начинают понимать важность той роли, к-рую они играют в развитии ребенка. Исслед. отцов и их взаимоотношений с младенцами подтверждают, что мн. отцы могут со вниманием относиться и чутко реагировать на своих малышей и что младенцы формируют привязанность как к матерям, так и к отцам примерно в одном и том же возрасте. Вероятно, наиболее яркие доказательства способностей мужчин ухаживать за ребенком предоставляют исслед. мужских особей приматов, отличавшихся низким интересом к своему потомству, но оказавшихся в ситуации, где им приходилось жить с детенышами, у к-рых отсутствовали матери. В этих обстоятельствах взрослые самцы проявляли значительную компетентность в воспитании детенышей.