Некоторые типовые примеры с решениями

Раздел 1.

Пример 1.1. Решить систему линейных уравнений, пользуясь формулами Крамера.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Определитель данной системы

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Вычислим определитель Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru :

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение системы: Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Для того чтобы убедиться в правильности решения, подставим эти значения Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru в исходную систему

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Раздел 2.

Пример 2.1. Найти угол φ между векторами Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , если М1(1, -2, -3), М2(-3, 1, 1), М3(3, 2, 2).

Решение. Для нахождения cosφ используем формулу

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

где Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru - скалярное произведение векторов Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Определим координаты векторов Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и cosφ:

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru = {-3-1, 1+2, 1+3} ={-4, 3, 4}, Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru = {3-1, 2+2, 2+3} = {2, 4, 5},

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

φ = 87045'54».

Пример 2.2. Даны координаты вершин пирамиды А1(1, -2, -3), А2(-3, 1, 1), А3(4, 3, -1), А4(3, 2, 2). Найти площадь грани А1 А2 А3 и объем пирамиды.

Решение.

1. Площадь треугольника А1А2А3 найдем, используя геометрический смысл векторного произведения векторов

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

где Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru - векторное произведение векторов.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Вначале находим Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

а затем

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ед2.

2.Объем пирамиды найдем, используя геометрический смысл смешанного произведения векторов

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

следовательно, Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ед3.

Раздел 3.

Пример 3.1. Найти расстояние между точками М1(1, -2, -3) и М2(-3, 1, 1). Определить координаты точки С, делящей отрезок М1М2 в отношении 2:3.

Решение.

Используя формулу

М1М2 = Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

получим М1М2 = Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Координаты точки С определим по формуле вида

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

где Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 3.2. Даны вершины треугольника А(-3,-3), В(2,7) и С(5,1). Требуется написать уравнения сторон треугольника, определить угол А треугольника, найти уравнение медианы АК и высоты АМ.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Рис. 1.

Решение. Чтобы написать уравнение стороны АВ треугольника, используем вид уравнения прямой, проходящей через две точки:

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

AВ: Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru или у = 2х + 3.

Аналогично

АС: Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru или у = 0,5х -1,5

СВ: Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru или у = -2х +11.

Тогда тангенс угла А определяется по формуле:

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , k1=2, k2 = 0,5. Следовательно Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Ищем уравнение медианы АК. Для этого определяем координаты точки К, учитывая, что отрезок ВС в точке К делится пополам и, следовательно,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

АК: Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru или Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Ищем уравнение высоты АМ, опущенного из вершины А на сторону ВС :

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , где Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Следовательно, уравнение АМ: Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru или у - 0,5х +1,5 =0.

Раздел 4.

Пример 4.1. Найти область определения функции D(f)

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Решение. Если числовая функция задана аналитически (в виде формулы Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ) и область ее определения не указана, то считают, что эта область есть множество всех действительных значений аргумента, при которых выражение Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru - действительное число. Для существования заданной функции Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru необходимо, чтобы имело место неравенство Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Для существования функции Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru должно иметь место неравенство Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , откуда Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Область определения исходной функции Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru или Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 4.2. Найти область определения функций:

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Решение. Для приведенных выше функций области определения удовлетворяют условиям:

1. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

2. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 3. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

3. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

4. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

5. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

6. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ; Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Пример 4.3. Найти область определения функции

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Для существования функции Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru необходимо, чтобы Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Для существования функции Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru надо, чтобы Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , откуда Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Для существования функции Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru необходимо, чтобы Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , откуда Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Таким образом, получены условия

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Следовательно, Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 4.4. Определить, являются ли функции

1. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

2. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

3. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

4. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

четными или нечетными.

Решение. Для определения свойств четности или нечетности функции следует проверить выполнение следующих положений:

1. Является ли область определение симметричной относительно начала координат, т.е. если Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , то и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

2. Выполняются ли равенства Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru или Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . При выполнении первого равенства функция окажется четной с графиком, симметричным относительно оси ординат, во втором – нечетной с графиком, симметричным относительно начала координат.

Для указанных в задаче функций:

1. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

то функция Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru - нечетная;

2. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

то функция Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru является четной;

3. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

следовательно, функция нечетная;

4. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

следовательно, функция Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru не является ни четной, ни нечетной.

Пример 4.5. Найти период функции

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. При решении задач на нахождение периода функции следует использовать следующее.

Функция является периодической, если существует такое число Т¹0, что при любом x из области определения функции числа Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru также принадлежат этой области и выполняется равенство Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

В этом случае Т есть период функции Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Так как Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , то период Т=1.

Пример 4. 6. Доказать, что Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Решение. Зададим произвольное Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и покажем, что существует положительное Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru такое, что из неравенства Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru вытекает неравенство Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Действительно,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Значит, если положить Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , то выполнение неравенства Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru влечет за собой выполнение неравенства Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Таким образом, согласно определению, заключаем, что Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Практически предел функции находят не на основании определения предела функции, а на основании теорем о пределе функции.

Теорема. Если при Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru существуют пределы функций Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , то:

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , где Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , где Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru - постоянный множитель.

Пример 4.7. Вычислить

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Так как

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , а Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

то по теореме о пределе частного получаем, что

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Но не всегда можно применять теоремы о пределах без предварительного преобразования функций, стоящих под знаком предела. При этом возможны следующие неопределенные ситуации: Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Приемом раскрытия неопределенности вида Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru является деление числителя и знаменателя на наивысшую степень x.

При неопределенности вида Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru требуется выполнить преобразование функции, выделив в числителе и знаменателе дроби множитель, стремящийся к нулю. Затем сократить дробь на этот общий множитель.

Неопределенности же вида Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru путем преобразований приводят к одному из рассмотренных случав Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru или Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Поясним сказанное на примерах.

Пример 4. 8. Вычислить

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Наивысшая степень x - вторая, делим числитель и знаменатель на Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Получим

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , так как Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 4.9. Вычислить

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Имеет место неопределенность вида Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Разложим числитель и знаменатель дроби на множители. Получим

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 4. 10. Вычислить

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Числитель и знаменатель дроби при Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru стремятся к нулю. Преобразуем функцию, выделим общий множитель

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 4.11. Вычислить

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Имеет место неопределенность вида Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Преобразуем дробь, домножив числитель и знаменатель на выражение, сопряженное числителю

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 4.12. Вычислить

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Имеет место неопределенность вида Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Преобразуем функцию под знаком предела, домножив и поделив на сопряженное выражение.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Таким образом получили предел, в котором имеет место неопределенность вида Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Наибольшая степень x - первая, поэтому поделим числитель и знаменатель на x, получим

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 4.13. Вычислить

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Так как Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , а Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , то имеет место неопределенность вида Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Выполним преобразования

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 4.14. Найти точки разрыва функции. Построить чертеж.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru если Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Естественно, что на интервалах Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru функция непрерывна. Проверке подлежат только точки Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Для того чтобы убедиться, что функция непрерывна в точке, требуется проверить, равны ли между собой односторонние пределы и равны ли они значению функции в этой точке.

Рассмотрим точку Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Вычислим односторонние пределы

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Так как односторонние пределы не совпадают, Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru - точка разрыва функции.

Рассмотрим точку Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru - точка непрерывности функции, выполнены все условия непрерывности.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Рис. 2

Пример 4.15. Исследовать поведение функции вблизи точки разрыва. Построить схематический чертеж.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Область определения функции

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Точка разрыва Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Найдем односторонние пределы

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ; Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Знак предела зависит от знаков числителя и знаменателя дроби. В обоих случаях числитель Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , но знаменатель в пределе слева остается отрицательным, приближаясь к нулю, а в пределе справа, приближаясь к нулю, знаменатель остается положительным. Схематичный чертеж представлен на рис. 3.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Рис. 3

Раздел 5.

Пример 5.1. Пользуясь формулами дифференцирования, найти производные следующих функций:

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 4. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Решение.

1. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

2. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru есть сложная функция.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , где Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Производная сложной функции имеет вид

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru или Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Следовательно,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru - сложная функция.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , где Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , а Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

5. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Функция Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru от независимой переменной Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru задана через посредство вспомогательной переменной (параметра t). Производная от Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru по Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru определяется формулой

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Находим производные от Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru по параметру t:

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 5.2. Составить уравнение касательной и нормали к кривой Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru в точке, где Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Уравнение касательной к кривой в точке Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Для определения углового коэффициента касательной Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru находим производную

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Подставляя значения Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru в уравнение, получим

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru или Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Уравнение нормали

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru или Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 5.3. Точка совершает прямолинейное колебательное движение по закону Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Определить скорость и ускорение движения в момент времени Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Найдем скорость Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и ускорение Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru движения в любой момент времени t

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

При Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 5.4. Найти дифференциалы функций

1. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

2. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , вычислить Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Находим производную данной функции и, умножив ее на дифференциал независимой переменной, получим искомый дифференциал данной функции:

1. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

2. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Полагая Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , получим Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 5.5. Вычислить приближенное значение:

1. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

2. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Если требуется вычислить Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и если проще вычислить Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , то при достаточно малой по абсолютному значению разности Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru можно заменить приращение функции ее дифференциалом Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и отсюда приближенное значение искомой величины по формуле

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

1. Будем рассматривать Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru как частное значение функции Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru при Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Пусть Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , тогда

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Подставляя в формулу, получим

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Получим

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Пример 5.6. Найти пределы используя правило Лопиталя

1. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

2. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

3. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

4. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Решение. Убедившись, что имеет место неопределенность Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru или Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , применяем затем правило Лопиталя.

1. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

2. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

здесь правило Лопиталя применено дважды.

3. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

4. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Раздел 6.

Пример 6.1. Исследовать функцию Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и построить её график.

1. Функция определена и непрерывна в интервалах Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

2. Функция общего вида, так как

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

3. График функции не пересекается с осью OХ, а с осью OY пересекается при x = 0, y= -2, т.е. в точке В(0; -2).

4. Исследуем функцию на наличие асимптот.

а) Уравнение вертикальной асимптоты: Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . Вычислим пределы функции при Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru слева и справа.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

б) Уравнение наклонной асимптоты имеет вид y = kx + b, где

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Таким образом, уравнение наклонной асимптоты Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

5. Исследуем функцию на экстремум.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru - точки, подозрительные на экстремум.

Исследуем знак производной в интервалах, окружающих подозрительные точки.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Рис. 4.

Получили, что в точке х=-1 возрастание функции сменяется убыванием, следовательно, это точка максимума. В точке х=2 убывание сменяется возрастанием, следовательно, это точка минимума (рис. 4).

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ; Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

6. Исследуем график функции на выпуклость и вогнутость.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Точек перегиба нет, так как Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Исследуем знак второй производной в интервалах, где функция определена, (смотрите пункт 1. этого примера) (рис. 5а).

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Рис. 5а.

Основываясь на полученных результатах исследования, строим график функции.

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Рис. 5б

ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДНЫХ

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 1* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 2* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 3* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 4* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 5* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 6* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 7* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 8* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 9* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 10* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 11* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 12* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 13* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 14* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 15* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 16* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru
Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru 17* Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Правила дифференцирования

Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru

Контрольная работа 1

В задачах 1.01 – 1.20 система трёх линейных уравнений с тремя неизвестными х1, х2, х3 задана своей расширенной матрицей.

Требуется:

1. записать систему в канонической форме (в виде системы уравнений),

2. решить её методом полного исключения,

3. решить систему по формулам Крамера, причём определители вычислять, используя их свойства.

1.1. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . 1.11. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
1.2 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . 1.12. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
1.3. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . 1.13. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
1.4. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . 1.14. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
1.5. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . 1.15. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
1.6. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . 1.16. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
1.7. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . 1.17. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
1.8. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . 1.18. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
19. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . 1.19. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
1.10. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru . 1.20. Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

3.Даны координаты вершин пирамиды Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , причём точка А4 - вершина.

Средствами векторной алгебры найти:

1. длину ребра Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ;

2. длину медианы основания пирамиды, проведённой из точки А3,

3. точку пересечения медиан основания,

4. угол между ребрами Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru и Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru ,

5. площадь основания пирамиды.

3.01 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.02 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.03 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.04 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.05 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.06 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.07 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.08 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.09 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.10 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.11 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.12 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.13 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.14 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.15 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.16 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.17 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.18 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.19 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .
3.20 Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru , Некоторые типовые примеры с решениями - student2.ru .

3. Треугольник АВС задан координатами своих вершин.

Сделать чертёж и найти: 1) уравнение стороны АВ,

2) уравнение стороны АС,

3) угол между этими сторонами,

Наши рекомендации