Психология встречается с финансами
Общепринятое допущение в экономике состоит в том, что люди ведут себя, как разумные индивидуумы. Проникновение в психологию толпы помогает лучше понять поведение финансовых рынков, чем поведение в экономике.
Гордон Пеппер
Тот, кто читал о финансовых рынках в газетах, встречал выражения "массовая психология" или "психология толпы". Психология толпы это не то же самое, что психология, умноженная на количество людей, составляющих эту толпу. Необходимо уметь объяснить, как отдельный человек взаимодействует с другими и как создаются контуры обратной связи и массовые движения. Как отдельное психологическое явление взаимодействует с экономическим феноменом?
Первую попытку применить психологию к экономической науке, по-видимому, предпринял французский психолог Габриэль Тарде. Он использовал эту концепцию в 1881 году и в 1902 году написал на эту тему книгу la Psychologic Economique1. Густав ле Бон2 (французский философ и политик, живший с 1841 по 1931 годы) в 1885 году описал элементы этой концепции в классической книге " Толпа ", опубликованной в 1897 году. За Тарде и Ле Боном последовал Морис Кларк, опубликовавший в 1918 году книгу "Экономика и современная психология" (Economics and Modern Psychology), где писал:
Экономист может пытаться не придавать значения психологии, но абсолютно невозможно не обращать внимания на человеческую природу.
1 Экономическая психология. / Пер. с фр. — Прим. перев.
2 Gustave Le Bon.
Позднее психология становится важным элементом в теориях австрийских экономистов Хайека, фон Мисесы и Джорджа Ка-тоны3. Последний представил ее американскому экономическому сообществу в 40-х годах XX в. и завоевал у него значительное доверие, используя в качестве основы для своих теорий хорошо документированные, эмпирическим путем собранные данные из реальной жизни. Он был первым психологом, сосредоточивший свое внимание на психологических проблемах на макроэкономическом уровне. Он ввел в общую экономическую теорию такие понятия, как "отношение к чему-либо", "настроение" и "ожидания". Катона годами колебался между терминами "экономическая психология" и "психологическая экономика", пока не остановился на последнем, опубликовав "Психологическую экономику"(PsychologicalEconomics) в 1975 году, но позже принял новый термин "поведенческая экономика". Однако термин "экономическая психология" с тех пор более распространен (и он определенно лучше, так как легче произносится).
общая модель для экономической Психологии
Ученые предпочитают работать с общепринятыми эталонными моделями, и экономические психологи не исключение. Один из них — ван Райджн — в 1981 году предложил одну из самых широко применяемых стандартных моделей экономической психологии, показанную на Рисунке 9. Модель рассматривает несколько объектов, имеющих отношение к экономическому психологу 3 Hayek, von Mises, George Katona.
Рисунок 9Общая модель экономической психологии. На схеме представлена эталонная модель экономической психологии, предложенная ван Райдженом в 1981 году.
(прямоугольники). Стрелки между прямоугольниками — это определенные взаимоотношения, требующие изучения. Взаимодействиями между различными субъектами, вписанными в прямоугольники, являются:
A. Как люди воспринимают экономические реалии
B. Восприятия, предпочтения и мнения, соотносящиеся с пове
дением
C. Удовлетворение и претензии потребителя
D. Спрос и предложение товаров и услуг
E. Дизайн и разработка продуктов, услуг и программ, основан
ных на удовлетворении требований и опыта участников
F. Как оправданные и неоправданные ожидания изменяют ожи
дания потребителей рынков и продукции
G. Влияние личности, когнитивного стиля и стиля жизни на
восприятие и классификацию экономической реальности Н. Ситуативные влияния на экономическое поведение I. Соотношение сферы потребления, экономического удовлетворения и общего благосостояния
Некоторые из этих взаимодействий, особенно взаимоотношения А, В, D, Е, F, G и Н, касаются изучаемой нами проблемы (психологии финансов).
релевантные основные Школы Психологии
Четыре ведущие психологические школы особенно важны для понимания поведения людей на финансовых рынках:
• Бихевиористская школа (исследование окружающих условий,
являющихся причиной того или иного поведения человека)
• Гештальдская школа (исследование, как мы экстраполируем
получаемую входящую информацию для создания более за
вершенных мысленных образов)
• Когнитивная психологическая школа (исследование, как че
ловеческое мышление контролирует поведение)
• Психоаналитическая школа (исследование психических забо
леваний и подсознания)
Психоанализ — это анализ психического заболевания, в то время как другие школы уделяют больше внимания, как думают, чувствуют и действуют нормальные люди. Следовательно, разумно ожидать от других трех школ лучшего объяснения, как создаются ценовые фигуры в совокупных движениях рынка. Психоаналитическая школа, с другой стороны, может объяснить, почему личный счет (не ваш, разумеется, кого-то другого!) не в таком уж хорошем состоянии.
Таблица 2 дает общее представление этого явления с точки зрения каждой из школ, объясняющих странное поведение финансовых рынков.
Каждый феномен приписывается определенной школе, хотя можно и утверждать, что он описывается под разными углами несколькими или даже всеми школами. Некоторые из приведенных феноменов, по понятной причине, довольно похожи, но представлены под разными заголовками, потому что у различных школ отличаются подходы и их названия. Мы просто не будем придавать значения этому раздражающему фактору, а двинемся дальше.
Итак, давайте положим этот список в свой карман и вернемся к нашей задаче. Мы можем начать с рассмотрения, как люди обрабатывают информацию на финансовых рынках. Это позволит понять, как воспринимается информация об экономической ситуации, как она влияет на наше субъективное состояние, какую придает форму нашему поведению и каким образом это поведение создает события в рынках. Как это было уже однажды, в 1815-м году...
Основная школа Бихевиористская школа Гештальдская теория Школа Когнитивной психологии Психоанализ | Релевантный феномен 1. Теория перспективы 2. Магическое мышле- ние 3. Эффект убедитель-ности 4. Эффект самоубеж-дения 5. Эффект репрезента-тивности 6. Адаптивная пози-ция 7. Самореализующаяся позиция 8. Позиция знаний 10.Эффект ложного единодушия 11.Позиция самоза-щиты 12.Теория соматиче- ского маркера 13.Социальное срав-нение 14.Синдром повы-шенной чувствите-льности. 15.Теория сожаления 16.Когнитивный диссонанс 17. Фиксация 18. Мыслительные отделы 19. Размыкание (цепи) 20.Ошибка ассимиля- ции 21.Избирательная об- работка (информа-ции) 22. Избирательное восприятие 23.Слишком самона- деянное поведение 24.Необъективность оценки прошедших событий 25.Необъективность подтверждения 26.Параноидное раз- двоение личности 27.Мимическое раз- двоение личности/ Пограничное раздво-ение личности 28.Самовлюбленное раздвоение личности 29.Замкнутое раздвое- ние личности 30.Навязчивый невроз 31.Депрессивное раз- двоение личности | Краткое описание У нас есть беспри-чинная тенденция с меньшей готовнос-тью делать ставки на прибыли, чем на убытки. Мы думаем, что определенное поведение приводит к желаемому результату, даже когда мы не знаем этому ни-какого объяснения и когда на самом деле его нет Нас больше убеж-дает надежный источник, чем надеж-ный аргумент. Когда реальность в конфликте с нашим мнением, мы, ско-рее, изменяем свое мнение, нежели при-нимаем реальность. Мы склонны ду-мать, что наблюдаемые нами тренды, вероятней всего, продолжатся Мы придержива-емся тех же самых мнений, что и свя-занные с нами люди. Мы делаем что-либо, поскольку это заставляет нас ду-мать, что мы являемся кем-либо. Мы делим данные на легкоуправляемые кластеры, каж-дый из которых обрабатывается как простая позиция В основном мы переоцениваем ко-личество других лю-дей, согласных с нашей позицией Мы переосмысли-ваем свои позиции, чтобы они как бы подтверждали уже принятые нами ре-шения. Сильные угрозы возбуждают телесные реакции, уси-ливающие длительную панику. Мы используем поведение других как источник ин-формации о про-блеме, которую затрудняемся объ-яснить. Мы переоцени-ваем лично нами выбранные вещи. Мы стараемся из-бегать действий, подтверждающих совершенные нами ошибки. Когнитивный ди-ссонанс возникает, когда доказатель-ства говорят, что наши предположения неверные. Мы ста-раемся избегать или искажать такую ин-формацию, мы ста-раемся избегать дей-ствий, выявляющих это несоответствие. На наши решения влияет входящая информация, кото-рая, как нам кажется, предлагает пра-вильный ответ. Мы разделяем явление на различ-ные составляющие и пытаемся скорее оптимизировать ка-ждую из них, нежели целое Мы избегаем при-нимать решения, пока не получим дополнительную информацию, даже если эта информация не относится к разрешению близкой проблемы. Мы неверно исто-лковываем получаемую информацию, чтобы она подтве-рждала то, что мы совершили. Мы стараемся прислушиваться то-лько к той инфор-мации, которая, как нам кажется, под-тверждает наше поведение и позицию. Мы ошибочно интерпретируем информацию, чтобы она подтверждала наше поведение и позицию. Мы переоцениваем нашу способность принимать верные решения. Мы переоценива-ем наши способности предсказать исход некоторых прошедших собы-тий. Наши выводы чрезмерно склоняют нас к тому, во что мы хотим верить Мы чрезмерно озабочены, что нас могут обмануть или что мы можем со-вершить ошибки. Мы постоянно взвешиваем свои решения и не можем расслабиться Мы чрезмерно озабочены выгля-деть успешными во всем, что мы делаем Мы продолжаем возвращаться к делам, которые не уда-лись, чтобы отом-стить или переде-лать наоборот. Мы чрезмерно поглощены мель-чайшими подроб-ностями Мы всегда разоча-рованы и озабочены, независимо от того, хорошо или плохо все у нас |
Когнитивный диссонанс
Различные переживаемые нами эмоции могут не влиять друг на друга, или они могут находиться в обоюдной гармонии, или в обоюдной дисгармонии. Мы говорим о "когнитивном резонансе", когда они в гармонии, и о "когнитивном диссонансе", когда они в дисгармонии. Когнитивный диссонанс, таким образом, это конфликт разума, с которым мы сталкиваемся, когда получаем доказательства, что мы не правы или не были правы, подобно курильщику, читающему статью о вреде курения.
Это не очень приятно, и теория когнитивного диссонанса предлагает нам оберегать себя от полного осознания, насколько мы глупо поступаем или поступили. Мы можем, например, избегать информации о проблеме или можем придумать потусторонние аргументы для поддержания своих верований и предположений.
К примеру, Эрлих4 и другие (1957) продемонстрировали, что покупатели новых автомобилей выборочно избегают читать рекламу о моделях, которые они не выбрали, и в то же время их привлекает реклама выбранных ими автомобилей.
Этот процесс, вероятней всего, влияет на то, как инвесторы отбирают информацию. Финансовые тренды могут продолжаться дольше, чем они должны, если люди пытаются избегать информации, противоречащей тренду.
создание Позиций
1 Erlich. |
Позиции часто создаются через взаимодействия между аффектом, поведением и познанием.
Часть IV