Методические рекомендации по организации
ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Методические указания к самостоятельной работе
для студентов 1 курса МИППСпо направлению подготовки 311600.62 – «Реклама и связи с общественностью»,
квалификация «бакалавр»
Новороссийск
Содержание
1 Содержание дисциплины «Основы теории коммуникации» . . . . . . . . . | |
2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3 Задания для самостоятельной работы студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
4 Темы для написания реферата по курсу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Список рекомендуемой литературы к изучению курса . . . . . . . . . . . . . . . |
1 Содержание дисциплины «Основы теории коммуникации»
Тема 1: Понятие и основные элементы коммуникации. Методологический базис теории коммуникации: понятия объекта и предмета науки, комплексность феномена коммуникации и комплексность предметного пространства коммуникации, объект теории коммуникации, соотношение теории коммуникации со смежными научными дисциплинами, соотношение теории коммуникации с теорией журналистики, предмет теории коммуникации, методологические подходы, применяемые в теории коммуникации – процессно-информационный, семиотический.
Тема 2: Основные подходы к пониманию сущности коммуникации:философский, психологический, технологический, определения Ч.Кули, К.Шеннона и В.Вивера, К.Черри, С.Стивенса, Х.Ласссуэлла, В.Шрамма, Дж.Фиске, общее и особенное в определениях коммуникации, простейшая схема коммуникации, обобщенная типология коммуникационного поведения, жесткий и мягкий подход к пониманию сущности коммуникации. Понятие коммуникативного действия. Понятие коммуникативного акта. Типология коммуникативных актов. Формы и средства коммуникации. Социальная коммуникация в ряду смежных категорий: коммуникация, общение, информация, перцепция, интеракция, речевая деятельность.
Тема 3: Типология коммуникации. Коммуникативная среда и сферы коммуникации.Понятие институционального дискурса. Бытовой, производственный, политический, религиозный дискурсы: основные характеристики.
Тема 4: Виды и типы коммуникации. Методологические подходы к построению типологии коммуникации, типология по критерию соотношения источника и получателя - межличностная, межгрупповая, организационная, массовая коммуникация, типология по критерию характера канала, по критерию типа сообщения, эффекту и наличию обратной связи, дополнительные типологии социальных коммуникаций. Специфика массовой коммуникации: понятие массовой коммуникации – широкий и узкий подходы. Понятие массы и массового общества – теоретические подходы. Особенности источников, каналов и аудиторий массовой коммуникации.
Тема 5: Функциональный анализ коммуникативной деятельности.Потребности человека в коммуникации,цели и функции коммуникации в обществе, функциональная модель коммуникации, речевое воздействие и коммуникативное взаимодействие.
Тема 6: Вербальная и невербальная коммуникация. Сущность, структура, функции. Проксемика как составной элемент невербальной коммуникации. Кинесика – «словарь» языка тела. Различия в невербальном поведении представителей различных стран. Невербальные приемы общения в средствах массовой информации.
Тема 7: Социальная коммуникация: эволюция и специфика.Роль коммуникации в животном мире. Коммуникация у высших животных. Эволюция социальной коммуникации.Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. Динамика общества и развитие средств коммуникации. Коммуникативные революции. Антропогенез и социальная коммуникация. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. Археокультурный и палеокультурный этапы истории становления социальной коммуникации. Мануфактурный, индустриальный и постиндустриальный этапы истории становления социальной коммуникации. Концепция М.Маклюена. Будущее развития средств коммуникации и будущее общества.
Тема 8: Современное информационно-коммуникативное общество.Коммуникация и общество: основные теоретические подходы. Понятие и характеристики информационного общества. Теории информационного общества. Подходы Д.Белла, Э.Тоффлера, М.Кастельса. Понятие сетевого общества. Позитивные и негативные характеристики информационного общества. Информационное общество в России.
Тема 9: Процессно-информационный подход к коммуникации. Общая характеристика. Основные процессно-информационные модели коммуникации: подходы Г. Лассвелла, К. Шэннона-У. Вивера, Т. Ньюкомба, Д. Гербнера, Б. Де Флера, Вестли-Маклина, А. Тэна.
Тема 10: Шумы и барьеры в процессных моделях коммуникации. Понятие коммуникативных шумов; механические и семантические шумы. Коммуникативные шумы в различных моделях коммуникации. Факторы, порождающие коммуникативные шумы. Барьеры коммуникации: понятие, структура и типология коммуникативных барьеров.
Тема 11: Семиотические основы коммуникативной деятельности. Роль знаковых систем в человеческой жизни и коммуникативной деятельности.Семиотический подход к коммуникации: общая характеристика. Семиотическое членение: семантика, синтактика и прагматика.Понятие знака. Классификация знаков. Модели функционирования знаков. Концепция де Соссюра. Модели знака Фреге и Огдена – Ричардса. Прагматическая модель Пирса. Типология знаков. Свойства и характеристики знаков и знаковых систем. Прагматические под ходы Ч. Морриса и П. Грайса. Понятие кода. Типология кодов.
Тема 12: Происхождение языка.Классические теории происхождения языка. Концепция Ф.Энгельса о происхождении человека и роли языка и коммуникации в этом процессе. Российская историко-психологическая школа (Л.Выготский, А.Леонтьев, А.Лурия) о возникновении языка.
Тема 13: Коммуникативная личность. Фигура коммуникатора (адресант): индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики. Коммуникативная роль адресата. Коммуникативные, социальные и психологические роли. Речь как средство утверждения социального статуса; языковые формы адресации. Стили речевого коммуникативного поведения.
Методические рекомендации по организации