ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК. · вид занятия: лекция, практические занятия;
· вид занятия: лекция, практические занятия;
· форма: коллективная, индивидуальная;
· форма взаимодействия с преподавателем: очная, дистанционная;
· задания: заполненная таблица, творческая работа;
Задание 1:
Участие в обсуждении вопросов:
1.Принципы изучения психики ребенка.
2.Показатели психического развития ребенка.
3.Роль личности исследователя в получении объективных фактов в психологии ребенка.
Требования к выполнению задания:
1.Наличие доказательных и обоснованных суждений.
2. Логичность рассуждений.
3. Активное участие в обсуждении.
Задание 2:
Заполните таблицу, отразите специфические особенности использования методов детской психологии для изучения психического развития ребенка раннего возраста и ребенка дошкольного возраста.
Рекомендации: Охарактеризуйте каждый из перечисленных в таблице методов изучения психического развития ребенка с точки зрения возможности применения в определенном возрасте, укажите сильные и слабые стороны метода.
Особенности использования методов детской психологии для изучения психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста
Методы | Ранний возраст | Дошкольный возраст | Сильные стороны метода | Слабые стороны метода |
Наблюдение | ||||
Эксперимент | ||||
Тестирование | ||||
Беседа, опрос | ||||
Проективные методы |
Требования к выполнению задания:
1. Развернуто и обоснованно отражены необходимые компоненты таблицы.
2. Презентабельность и культура оформления работы.
3. Отсутствие грамматических ошибок.
Самостоятельная работа
Смоделируйте ситуацию применения метода наблюдения. Представьте, что Вам необходимо при помощи наблюдения определить заинтересованность ребенка 5 лет конструктивной деятельностью.
Рекомендации: Составьте план проведения наблюдения. определите способ регистрации и обработки наблюдаемых фактов. В процессе наблюдения исследователь может прослеживать внешние проявления поведения ребенка: его действия с предметами, словесные высказывания, выразительные движения. Но психолог интерпретирует не сами по себе внешние проявления, а скрывающиеся за ними психические процессы, качества, состояния.
Требования к выполнению задания:
1. Представлена форма регистрации наблюдений;
2. Представлен примерный план наблюдения;
3. Определены способы регистрации и обработки наблюдаемых фактов.
2. Презентабельность и культура оформления работы.
3. Отсутствие грамматических ошибок.
Рекомендуемые информационные источники:
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 1: От рождения до поступления в школу. - М., 2008.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 2: От рождения до поступления в школу. - М., 2008.
3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2010.
4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. – М., 2008.
5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 2010.
6. Смирнова Е. О. Детская психология. – СПБ., 2009.
7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 2008.
КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК
· вид аттестации: устный и письменный отчет
· форма выполнения контроля: индивидуальная, дистанционная
· критерии оценки выполнения задания
1. Работа на занятии:
Критерии оценки выполнения заданий | Баллы | Форма контроля |
Задание 1 Развернутый устный ответ, в котором высказана и обоснована собственная точка зрения; активное участие в дискуссии. | ||
Задание 2 В таблице заполнены все графы; представлено подробное описание методов изучения психического развития ребенка с точки зрения возможности применения в определенном возрасте, указаны сильные и слабые стороны метода. | 2 | индивидуальная |
2. Самостоятельная работа:
Критерии оценки выполнения заданий | Баллы | Срок | Форма контроля |
Соответствие требованиям к выполнению задания | 2 | 1 неделя | индивидуальная, дистанционная |
I-4
Тема 4: «Особенности психического развития ребенка в период младенчества» (2 ч.).
Компетенции:
Умение определить особенности психического развития ребенка в период младенчества, уметь выделять основные психологические новообразования этих периодов, уметь давать характеристику ведущих видов деятельности, раскрыть сущность кризиса одного года.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Представления о психического развития ребенка в период младенчества.