ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

УТВЕРЖДЕНО

на Ученом совете

факультета психологии

ТРЕБОВАНИЯ

К оформлению дипломных работ

Студентов факультета психологии,

Обучающихся по специальностям

Психология и 050706.65 Педагогика и психология

Самара

Уч. год

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Дипломная работа - самостоятельное научно-практическое исследование,подводящее итог изучению дисциплин по учебному плану вуза и являющееся основным подтверждением присваиваемой выпускнику квалификации на заключительном этапе обучения, в соответствии с образовательным стандартом. Квалификационная работа является своего рода отчетом, в котором отражается степень готовности студента-дипломника к исследовательской деятельности. Работа показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методами исследования, понятийным аппаратом науки, ориентируется в литературе.

Дипломная работа завершаетподготовку специалиста и показывает его готовность профессионально решать теоретические и прикладные задачи. Основной целью дипломной работы является систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, а также их применение при решении конкретных профессиональных задач.

Объём дипломной работы по психологии составляет не менее 50-70 страниц печатного текста. Конкретное содержание, количество и состав разделов обусловлены избранной темой, осо­бенностями объекта исследования, объёмом и характером используемого материала.

Рекомендуется следующая структура дипломной работы:

Титульный лист(образец в приложении 1).

Содержание работы.

Введение, содержащее:

- актуальность исследования (социальная, научная, прикладная),

- проблема исследования,

- объект исследования,

- предмет исследования,

- цель исследования,

- гипотезы исследования,

- задачи исследования.

- практическая значимость исследования,

- методы исследования,

- база исследования.

Глава I(содержит не менее 2 параграфов).

Выводы по главе I.

Глава II(содержит не менее 2 параграфов).

Выводыпо главе II.

Заключение(общие выводы и перспективы продолжения исследования)

Список литературы(библиография).

Приложения

Введение- это вступительная часть научно-исследовательской работы, его цель – описание методологических характеристик (актуальность, проблема, предмет и др.), а также краткое ознакомление с основным содержанием работы,

Исследование начинается с определения проблемы,которая выделяется для специ­ального изучения. Ставя проблему, исследователь определяет область поиска новой научной информации, имеющей важное практическое значение, отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»

Проблема находит своё отражение в теме научной работы, поэтому более правильно сначала совместно с научным руководителем определить проблему, а затем на её основе формулировать тему исследования.

Выдвижение проблемы и формулирование темы научного исследования предполагают обоснование актуальности исследования.Заявляя об актуальности выбранной темы, студент должен обосновать свою позицию, доказать, почему так важно изучать указанную проблему. Таким обоснованием может послужить ссылка на требования практики или на недостаточность научно-теоретических работ в этой области. В любом случае следует указать на противоречие между потребностями практики и дефицитом имеющихся знаний.

Приступая к описанию этой части дипломного сочинения, автор аргументированно отвечает на вопрос: «Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время?». Следует различать актуальность научного направ­ления в целом (например, формирование у учащихся учебных умений и навыков), с одной стороны, и актуальность самой темы внутри данного направления - с другой. Актуальность направления, как правило, не подвергается анализу в масштабах дипломной работы. Иное дело - обоснование актуальности темы. Необходимо убедительно показать, что именно данная тема, среди уже исследованных, является самой насущной в работах теоретико-прикладного характера, имеющих нормативную часть (к которым относятся психологические исследования). Важно различать практическую и научную актуальность темы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае она актуальна для практики, но не актуальна для науки и, следовательно, нужно не предпринимать ещё одного научного исследования, дублирующего предыдущие, а принять меры по внедрению того, что уже имеется в науке. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема акту­альна в двух отношениях. То есть её научное решение, во-первых, отвечает насущным по­требностям практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи, но задача не решена в должной степени или по какой-то причине не ставилась ранее.

Определяя объект исследования,следует дать ответ на вопрос: какая область научных знаний, взаимосвязанная с проблемой, рассматривается в работе. В обозначении предметанеобходимо указатьаспект рассмотрения, представление о том, как рассматри­вается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматриваются в исследовании.

Цель исследования- это сформулированное представление о конечном результате исследования. Ставя перед собой цель, исследователь представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат.

Наиболее типичны следующие цели:

- определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противо­речиво изученных,

- выявление взаимосвязи явлений,

- изучение динамики явлений,

- описание нового эффекта, явления,

- открытие новой природы явления,

- обобщение, выявление общих закономерностей,

- создание классификаций, типологий,

- разработка методики,

- адаптация методик к определённым требованиям, условиям.

Гипотеза исследования- это предположение, в котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным ранее. В процессе разработки гипотеза развёртывается в сис­тему (иерархию) определённых высказываний, предположенного, в которых каждый последующий элемент вы­текает из предыдущего. Уже поэтому для того, чтобы выдвинуть гипотезу, нужно достаточно много знать об исследуемом объекте, только тогда можно выдвинуть предположение, кото­рое нужно доказать. Задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в первую очередь в том, чтобы показать, то что не очевидно в объекте, что он видит в нём такое, чего не замечают другие. Научные истины всегда парадоксальны. Гипотеза, будучи средством пе­рехода от старого знания к новому, неизбежно вступает в противоречие с имеющимися представлениями. Во всяком случае, то, что и так всем очевидно, что не требует доказа­тельства, - не гипотеза.

Из всех возможных способов формулирования гипотезы, целесообразно использовать тот, когда выдвигается определённое положение, а затем по пунктам, рубрикам перечисля­ются условия, при соблюдении которых данное положение подтверждается, становится ре­альностью; возможен более подробный вариант - когда вначале даётся определение иссле­дуемого явления, азатем подробно прописываются позиции, способствующие формирова­нию или развитию данного явления. •

Задачи исследования.Намечая логику своей дипломной работы, исследователь формулирует ряд частных задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать в ходе исследования для проверки гипотетической позиции и дос­тижения поставленной цели. При формулировке исследовательских задач целесообразно использовать следующие глаголы: определить, выявить, раскрыть, разработать, обосно­вать, апробировать, конкретизировать и т.д.

Практическая значимость исследования - это также определение значения результа­тов, полученных в процессе исследования, но, в отличие от теоретической значимости, здесь нужно показать, для какой сферы практики имеет значение полученный результат, и в каком отношении новые знания совершенствуют эту сферу.

Определяя значение проведённого исследования для практики, исследователь отве­чает на вопрос: «Какие конкретные недостатки практической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?».

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений исследователь отбирает комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:

- теоретические: анализ литературы (философской, психологической, педагогической), моделирование;

- социологические (анкетирование, тестирование, беседа);

- эмпирические: наблюдение (прямое, косвенное, включённое);

- экспериментальные (эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный);

- изучение и обобщение педагогического опыта;

- методы математической обработки данных.

Во введении упоминается база проведения исследования, как правило, это образова­тельное учреждение, в котором проводилась исследовательская работа.

Завершается введение краткой характеристикой структуры работы:

Структура дипломной работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Эта стандартная фраза может быть использована в любой дипломной работе.

Объём введения - 3-6 страниц.

Глава I. Здесь раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается краткий анализ литературы и представляется личная позиция автора дипломной работы. Необходимо определять базовые понятия исследования, выде­лить главные теоретические положения и ведущие идеи в соответствии с целями и задача­ми дипломной работы.

В данной главе описывается также понятийный аппарат, которым оперирует исследо­ватель: даются определения основных явлений и категорий, рассматриваемых в работе, раскрываются их сущность и содержание, поясняются общепринятые термины, обосновы­ваются рабочие термины, используемые в работе.

Аналитический обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, умение систематизировать источники, крити­чески их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное учёными, оп­ределять главное в современном состоянии проблемы. При этом анализ лите­ратуры должен носить не хронологический, а проблемный характер, раскрывать состояние вопроса по разным источникам, на основе сравнительной оценки различных подходов к ре­шению поставленной проблемы.

Выводы оформляются рубриками и нумеруются. При написании выводов целесообразно использовать такие слова, как: выявлено, установлено, обосновано, раскрыто и т.д.

Глава II. В отдельном параграфе представляется база проведения эксперимента: наименование учреждения, подробная характеристика выборки испытуемых; экспериментальный материал: методы исследования, методики и процедуры диагностики.

Выводы по главе IIэто итог работы над второй частью дипломного исследования.

В заключениисодержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указывается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы.

Список литературыпредставляет собой пронумерованный алфавитный перечень книг, статей и других источников – тех, на которых в тексте имеются ссылки или не цитировавшихся, но использованных автором в ходе работы.

Например:

Книга одного, двух, трех авторов:

Семенова Т.В. Социальная психология комического: социальное познание, компетентное общение, эмоциональная регуляция, личностное саморазвитие, теоретико-эмпирические исследования : учебное пособие / Т.В. Семенова. – Самара : СГПУ, 2009. – 376 с.

Бусыгина Т.А. Основы самоорганизации учебной деятельности / Т.А. Бусыгина, К.Г. Цыганов. – Самара : СГПУ, 2008. – 210 с.

Сборник одного автора

Методологические проблемы современной науки.//Сост.А.Т.Москаленко.-М.: Политиздат,1979.-295с.

Сборник с коллективным автором

Непрерывное образование как педагогическая система: Сб.науч.тр. / Научно-исслед.НИИ высшего образования./ Отв.Ред.Н.Н.Нечаев.-М.: НИИВО, 1995.-156с.

Материалы конференций, съездов:

Гуманитарное образование полиэтнического региона: проблемы, новации и оптимальные формы : материалы регионал. научн. семинара. – Йошкар-Олы : Марийск. Гос. ун-т, 1995. – 150 с.

Статья из газеты и журнала:

Дубов И. Феномен менталитета: «психологический анализ» / И. Дубов // Вопросы психологии. – 1993. №2. – С. 10-17.

Статья из энциклопедии и словаря

Диссертация // Советский энциклопедический словарь.-М., 1985.-С.396.

Бирюков Б.В., Гастев Ю.А. Моделирование // БСЭ.-3-е изд.-М, 1974.-Т.16.-С.393-395.

Многотомное издание

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т.Т.1-М.: педагогика, 1998.-416с.

Материал, найденный в Internet

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Электронный ресурс-http // www/eidos.ru/news/compet.htm

Библиографический список дипломной работы должен содержать не менее 50 источников.

Приложения к дипломной работе оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием порядкового номера. В приложения можно включить таблицы, схемы, рисунки, фотографии, разработки, методики и т.д.

ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации