Обсуждение проблем ВИЧ-инфицирования
В клинической практике
Еще одной образовательной функцией психотерапевта являет
ся обсуждение с клиентом безопасных форм сексуального по
ведения. Шернофф (Shernoff, 1989) полагает, что консультан
ты и психотерапевты имеют все возможности помочь клиентам
Глава 2. Создание модели аффирмативной гей-психотерапии 79
изменить свое поведение таким образом, чтобы избежать ВИЧ-
инфицирования.
Психотерапевтические отношения характе
ризуются взаимным уважением и теплотой. В этих условиях
психотерапевт помогает клиенту лучше разобраться в своих
чувствах и представлениях, относящихся к ВИЧ-инфицирова
нию. Медицинские работники заметили, что одного информи
рования клиентов об опасности ВИЧ-инфицирования недоста
точно для того, чтобы добиться устойчивых изменений их по
ведения. Необходимо принять во внимание два следующих
фактора:
а) опасения человека относительно возможного
цирования;
ВИЧ-инфи
б) его способность добиться изменений своего поведения.
Эти способности предполагают достаточный уровень само
оценки, признание ценности своей жизни, а также готовность
человека договариваться со своими партнерами относительно
использования определенных мер профилактики. Шернофф
подчеркивает: психотерапевты должны напоминать клиенту о
необходимости использования мер профилактики ВИЧ-ин
фицирования, независимо от его сексуальной ориентации. По-
моему, при работе с геями и бисексуалами необходимость в
этом еще более высока.
Некоторые психотерапевты избегают обсуждать с клиентом
вопросы, связанные с его сексуальным поведением. При этом
они считают, что спрашивать пациента о его сексуальном по
ведении неэтично, и поступая таким образом, они рискуют
ухудшить отношения с клиентом.
Хочется напомнить психотерапевтам о том, что они долж
ны задавать клиенту вопросы, которые определяются клини
ет о чувстве безнадежности и бессмысленности существования,
большинство психотерапевтов постараются выяснить, нет ли у
клиента суицидных мыслей. Если психотерапевт не обратит на
подобные заявления клиента внимания, он упустит важную
возможность обсудить его переживания, связанные с жизнью
и смертью. Большинство людей, кончающих жизнь самоубий
ством, сообщают о своих намерениях другим, хотя не напря
мую. Если клиент обсуждает с психотерапевтом вопросы,
80
Часть I.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
связанные с сексуальными отношениями, специалисту, как мне
кажется, следует поинтересоваться, какие средства профилак
тики ВИЧ-инфицирования он использует. Вполне естествен
но, что психотерапевт сообщает клиенту о своих ценностях.
Я убежден — мы должны стремиться к тому, чтобы в опреде
ленный мере повлиять на ценностные представления клиентов.
Относительно второго вопроса — о потенциальной угрозе
для психотерапевтических отношений, возникающей при об-
суждениеи с клиентом возможности его ВИЧ-инфицирования,
Шернофф (Shernoff, 1989, р. 77) пишет:
«Вопросы такого рода часто провоцируют возникновение у кли
ента сильных чувств, включая чувство гнева, иногда сменяющее
бой вопрос, связанный с темой СПИДа, который задает психоте
рапевт, заставляет клиента задуматься о последствиях своих
действий и указывает на то, что специалист подозревает наличие
определенного риска инфицирования клиента. Гнев также может
быть связан с переносом, в особенности если вопросы психотера
певта напомнят клиенту негативные моменты его отношений с
родителями. Обсуждение негативного переноса может стать удач
ным поводом для выхода на темы сексуального поведения в целом;
на обсуждение того, как клиент воспринимает себя в своих сексу
альных взаимоотношениях с другими, а также на то, в какой мере
он осознает последствия своего импульсивного поведения. Когда
тем, что важные вопросы сексуального поведения были наконец
открыто рассмотрены».
Поэтому, затронув тему сексуального поведения клиента,
психотерапевт получает определенный
положительный ре
зультат. В то же время Шернофф указывает, что специалисту
надо быть знакомым с путями ВИЧ-инфицирования и спосо
бами его предупреждения, равно как и с различными формами
сексуальных практик. Он должен обладать достаточной компе
тентностью в сексуальных вопросах, что предполагает специ
альную подготовку. Дезинформация клиента или сообщение
ему сведений, основанных на предрассудках в отношении сек
суального поведения, могут оказаться для клиента более вред
ными, нежели открытое обсуждение этих вопросов.
Глава 2. Создание модели аффирмативной гей-психотерапии 81
Этические вопросы
Один из этических вопросов, касающихся психотерапевтиче
ской работы с лесбиянками, геями и бисексуалами, звучит так:
должен ли психотерапевт браться за лечение клиентов, которые
заявляют, что хотят изменить свою сексуальную ориентацию
на гетеросексуальную. Материал первой главы, а также 12 реко
мендаций Кларка определяют позицию психотерапевта, в част
ности необходимость уважать потребности и взгляды клиента.
Будут ли психотерапевты, уважающие личность клиента, пы
таться изменить то, что составляет одну из важнейших сторон
его личности? И насколько этично заниматься «лечением»
того, что болезнью не является, хотя и осуждается обществом?
Эти вопросы одинаково важны для специалистов, представля
ющих разные направления психотерапии. Исходя из изло
женного ранее, аффирмативная гей-психотерапия (которая, как
полагают авторы, по сути является личностно-аффирмативной)
не может согласиться с подобным предложением клиента.
Некоторые психотерапевты считают, что было бы непра
вильным отказывать клиенту, когда тот просит помочь в изме
нении его сексуальной ориентации, думая, что пациент сам не
знает, о чем просит. По мнению Сильверстейна (Silverstein,
1977), ни один клиент не станет добровольно обращаться к пси
хотерапевту с просьбой изменить его сексуальную ориентацию.
Такие клиенты, скорее всего, страдают от заниженной само
оценки и переживают сильное чувство вины.
«Просьба об изменении сексуальной ориентации равносильна
предложению психотерапевту выступить в роли садиста. Эта
просьба означает призыв клиента вступить с ним в садомазохист
ские отношения, в которых он будет играть роль жертвы» (Silver
stein, 1977, р. 207).
Более того, Дэвисон (Davison, 1978) отмечает, что сам факт
существования программ изменения сексуальной ориентации
и «конверсивной» психотерапии (см. первую главу) причиня
ет ущерб не только тем, кто их проходит, но и тем, кто лишь
собирается приступить к лечению.
82
Часть I.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ
_ _ ^
Негативные последствия
психотерапевтической работы с
лесбиянками и геями еще мало изучены. В большинстве иссле
дований, рассматривавших попытки изменения сексуальной
ориентации, не обращалось должного внимания — приводит ли
это к снижению самооценки клиента. Кроме того, не изучались
хотерапевтические подходы, в основу которых заложен патоло-
гизирующий взгляд на гомосексуальность, вряд ли можно при
знать полезными или даже безвредными для клиента» (Cohen
and Stein 1986, p. 20). Использующие эти подходы специалисты
выполняют функцию социального контроля и психологическо
го манипулирования клиентами. Мошер (Mosher, 1991, р. 199)
рекомендует прибегать к политическим акциям, помогающим
специалистам противостоять институционализированному ге-
теросексизму:
«Психологи, так же как и ученые и другие специалисты, призван
ные защищать интересы граждан, обязаны противодействовать
певта-гетеросексуала может входить и необычная для него функ
ция защиты интересов представителей сексуальных меньшинств,
если он желает добиться положительных эффектов в работе с гея
ми и лесбиянками, страдающими от несправедливого отношения
окружающих».
Противодействие гетеросексизму должно быть заботой всех
психотерапевтов, касается ли он их друзей или родственников,
коллег или представителей иных общественных институтов.
Сексуальная ориентация психотерапевта
Я полагаю, что сексуальная ориентация психотерапевта не име
ет большого значения для эффективной работы с представите
лями сексуальных меньшинств. Наиболее важное значение
имеет способность психотерапевта сочувствовать клиенту и
понимать его переживания. Для того чтобы быть способным к
этому, психотерапевт должен преодолеть собственные страхи
и предрассудки, а для этого ему необходимо понять их причи
ны. В качестве одного из примеров того, как психотерапевт-ге-
Глава 2. Создание модели
аффирмативной гей-психотерапии 83
теросексуал решает эту задачу, рекомендую познакомиться с
работой Мошера (Mosher, 1991). Очень важно, чтобы все пси
хотерапевты, работающие с лесбиянками, геями и бисексуала
ми, осознали собственный гетеросексизм, так же как они долж
ны осознавать свой сексизм и расизм (см. также Young, 1956B).
Одним из путей лучшего понимания лесбиянок и геев и про
явления к ним сочувствия для психотерапевта является укреп
ление его контактов с представителями сексуальных мень
шинств. Для тех же специалистов, среди клиентов которых
имеется немало геев и лесбиянок, может иметь определенное
значение участие в таких масштабных празднествах, как, на
пример, «Марш гомосексуальной гордости». Благодаря этому
они могут
продемонстрировать свою поддержку сексуальных
меньшинств и убедиться в огромном разнообразии их жизнен
ных стилей.
Когда общество отказывается уважать геев и лесбиянок,
укрепление в них самоуважения является одной из наиболее
важных задач
психотерапии.
Психотерапевт-гетеросексуал
может сыграть в этом весьма значимую роль, поскольку уваже
ние со стороны психотерапевта, являющегося представителем
гетеросексуального большинства, помогает клиенту преодо
леть негативные последствия его социальной стигматизации.
Искреннее уважение к клиенту, проявляемое психотерапев-
том-гетеросексуалом, позволяет тому повысить самооценку,
так как мнение и отношение психотерапевта для него чрезвы
чайно значимы. Клиенты склонны воспринимать психотера
певта как представителя общества и, основываясь на его отно
шениях и реакциях, могут прогнозировать реакции других лю
дей.
«Обнаружившие» себя
психотерапевты-лесбиянки, геи и
бисексуалы являются в глазах клиента образцом для подража
ния. Как отмечает Софи (Sophie, 1988, р. 54), «все это укрепля
ет психотерапевтические отношения и ко многому обязывает
психотерапевта».
Психотерапевты-гетеросексуалы должны быть весьма осто
рожны, упоминая в общении с клиентами о своих детях, жене
или муже, что может восприниматься теми как подчеркивание
специалистом своей «безопасной» гетеросексуальной позиции.
В свою очередь, психотерапевты-лесбиянки, геи или бисексуа-
Часть I.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ
лы должны быть осторожными, сообщая клиенту о своей ори
ентации. Следует учитывать, какими реакциями переноса и
контрпереноса данный факт может сопровождаться. Напри
мер, это может быть воспринято клиентом как попытка его «со
блазнения».
Клиенты сами могут проявить интерес к сексуальной ори
это связано, и решить для себя, следует ли ему открыто сооб
щить клиенту о своей сексуальной ориентации. Некоторые
клиенты могут быть к этому не готовы. В то же время те психо
терапевты, которые отказываются сообщать клиенту о своей
сексуальной ориентации, когда тот открыто интересуется этим
вопросом, могут вызвать его недоверие, что существенно за
труднит дальнейшую работу. Софи (Sophie, 1988, р. 56) пола
гает, что «клиент, если пожелает, имеет право знать, насколько
психотерапевту удалось прийти к пониманию гомосексуальной
идентичности». Разумеется, психотерапевт должен выяснить,
почему клиент интересуется этим вопросом, и понять, как па
циент может воспринять его ответ. Если же психотерапевт —
лесбиянка, гей или бисексуал, его отказ отвечать на вопрос кли
ента может быть истолкован как следование социальным кон
венциям, заставляющим его скрывать свою сексуальную ориен
тацию (Stein, 1988. См. «Приложение 1»).
Заключение
В этой главе изложены основные принципы
аффирмативной
гей-психотерапии, которые могут быть включены в арсенал
теоретических представлений специалиста. В тех случаях, ко
гда теоретические представления психотерапевта расходятся
с принципами аффирмативной гей-психотерапии, рекоменда
ции, сформулированные Кларком (Clark, 1987), должны быть
признаны в качестве основных ориентиров. Психоаналитиче
ский принцип, связанный с представлением о психотерапевте
как «белом экране» и предполагающий неразглашение психо
терапевтом личной информации при общении с клиентом, не
Глава 2, Создание модели аффирмативной гей-психотерапии 85
должен препятствовать их искренним отношениям. Следует
также признать, что в работе с представителями сексуальных
меньшинств соблюдение основных условий клиент-центриро-
ванного подхода (Rogers, 1951) далеко не всегда является обя
зательным условием, поскольку стигматизация лесбиянок, геев
и бисексуалов во многом обусловливает отличие их социально
го опыта от опыта гетеросексуалов (так же, например, как со
циальный опыт людей с черной кожей, живущих среди белого,
расистского большинства, отличен от опыта людей с белой ко
жей).
Аффирмативными гей-психотерапевтами являются те, чья
система верований и ценностей включает признание гомо
сексуальности и бисексуальности и признает право челове
ка придерживаться той сексуальной ориентации, которая
отвечает его потребностям. Аффирмативные гей-психотера
певты считают патологией не гомосексуальность или бисек
суальность, а гомофобию.
Аффирмативные гей-психотерапевты с уважением относят
ся к сексуальной ориентации своих клиентов, их культуре и
жизненному стилю.
Для того чтобы работать с представителями сексуальных
меньшинств, психотерапевты должны пройти специальную
подготовку, предполагающую осознание собственных раз
нообразных сексуальных переживаний, а также своего отно
шения к гомосексуальности и формирование более четких
представлений о таких важных вопросах, как гомофобия,
«обнаружение», гомосексуальные отношения и человече
ская сексуальность.
Психотерапевты должны осознавать степень своего автори
тета в глазах клиента и то, как их авторитет может усили
вать негативное воздействие общества на клиента либо по
могать клиенту повысить свою самооценку. Для того чтобы
лучше понять свои собственные реакции на многообразные
проявления сексуальности, специалисты должны пользо
ваться супервизиями и личной психотерапией.
Психотерапевтам принадлежит важная роль в образовании
других специалистов и разъяснении им многообразия форм
86
Часть I.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ
сексуального поведения, гомофобии и ее влияния на пси
хическое здоровье людей. Им принадлежит важная роль и в
образовании клиентов, в частности, с использованием биб
лиотерапии, а также в объяснении им необходимости ис
пользования средств профилактики ВИЧ-инфицирования,
Доминик Дэйвис
ГОМОФОБИЯ
И ГЕТЕРОСЕКСИЗМ
Определения
В этой главе обсуждаются некоторые важнейшие понятия, свя
занные с психотерапевтической работой с лесбиянками, геями
и бисексуалами, а именно понятия гомофобии и гетеросексиз-
ма. Обычно считают, что слово «гомофобия» впервые исполь
зовано Вейнбергом (Weinberg, 1972), хотя на самом деле до
него это слово применил Смит (Smith, 1971). Однако именно
Вейнберг дает этому понятию определение, на которое ориен
тируется большинство современных авторов и которое мы
предлагаем использовать в качестве основы для его понимания.
Гомофобия по Вейнбергу — это «страх контакта с гомосексуа-
лами, а если речь идет о гомосексуалах, то под гомофобией по
нимается их отвращение к самим себе». Данное определение
было дополнено Хадзоном и Риккетсом (Hudson and Rickets,
1980),
предложившими использовать этот термин также для
обозначения чувств тревоги, отвращения, гнева, дискомфорта
и страха, которые могут испытывать гетеросексуалы в отноше
нии лесбиянок и геев. Именно такого расширенного толкова
ния данного термина мы будем придерживаться в этой главе и
в книге в целом.
Важно отметить, что слово «гомофобия» в современной ли
тературе принимается далеко не всеми. Некоторые авторы счи
тают его неточным и несоответствующим клиническому поня
тию фобии. Было предложено пользоваться такими понятия-
88
ми, как
Часть I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
гомоэротофобия (Churchill, 1967), гомосексофобия
(Levitt and Klassen, 1974), гомосексизм (Lehne, 1976), гомоне-
гативизм (Hudson and Rickets, 1980), а также «стыд, связанный
с гетеросексизмом» (Neisen, 1990). Херек (Herek, 1991) выска
зывается против дальнейшего использования понятия «гомо
фобия», поскольку оно возлагает основную вину на индивида,
вместо того чтобы рассматривать антигомосексуальные прояв
ления как отражение культурных влияний, и предлагает
пользоваться термином «антигомосексуальные предрассудки».
Хотя на социальном уровне термин «антигомосексуальные
предрассудки» вполне приемлем, было показано (Freund et al.,
1973; Langvin et al., 1975; Shields and Harriman, 1984), что мно
гие люди испытывают страх перед
гомосексуальностью. Не
смотря на то, что этот страх может быть культурно обусловлен,
одним людям он присущ в большей степени, чем другим, что
заставляет считать его проявлением индивидуальной анома
лии. Поэтому, мне кажется, имеет смысл продолжать употреб
лять термин «гомофобия», хотя я также буду использовать и
понятие «антигомосексуальные предрассудки» — в тех случа
ях, когда оно соответствует контексту обсуждения.
Кроме того, я постараюсь показать разницу между поняти
ем «интернализированная гомофобия», обозначающим ситуа
ции, когда лесбиянки, геи и бисексуалы боятся или испытыва
ют отвращение к гомосексуальности, и понятием «институци
онализированная гомофобия», обозначающим ситуации, когда
социальные институты проявляют дискриминацию в отноше
нии лесбиянок, геев и бисексуалов. Для обозначения этих про
явлений используют также термин «гетеросексизм», определя
ющий «систему, при которой гетеросексуальность рассматри
вается как единственно приемлемая форма сексуального
поведения» (Blumenfeld and Raymond, 1988, p. 244) либо такая
форма сексуального поведения, которая признается в качестве
более естественной и предпочтительной.
Слово «бифобия» обозначает страх бисексуалов или пред
взятое к ним отношение. Иногда оно может характеризовать
антибисексуальные настроения, свойственные некоторым лес
биянкам и геям, поскольку негативное отношение гетеросексу-
алов направлено против гомосексуальной составляющей би-
Глава 3. Гомофобия и гетеросексизм 89
сексуальной идентичности и может поэтому быть расценено
как проявление гомофобии. Термин «бифобия» иногда прини
мают за обозначение жесткого подхода к пониманию челове
ческой сексуальности, допускающего лишь две «противопо
ложные» (гетеро- и
гомосексуальную) ориентации или две
идентичности (мужскую и женскую). Более того, эти явления
можно было бы квалифицировать как свидетельства биполяр
ного мышления и не связывать их с фобией.
И наконец, следует рассмотреть более общие понятия пред
рассудков и дискриминации, введенные Гордоном Олпортом
(Allport, 1954) в его исследованиях расовых предрассудков.
К сожалению, эти слова сохраняют свою значимость и по про
шествии сорока лет:
«Предрассудки связаны с проявлением антипатии, основанной на
ложных и ригидных обобщающих суждениях. Они могут ощу
щаться или проявляться в поведении. Они могут быть связаны с
ется членом этой группы» (Allport, 1954, р. 9).
«Слово дискриминация обозначает то, когда мы отказываем от
дельным людям или целым группам людей в уважении наравне с
другими людьми» (Allport, 1954, р. 51).
Роль предрассудков
Прежде всего, важно выяснить, почему существует гомофобия,
какова ее цель и почему люди продолжают следовать ложным
представлениям о лесбиянках, геях или бисексуалах.
Одной из причин существования гомофобии может быть то,
что мужская гомосексуальность воспринимается как угроза
для социума и патриархального уклада жизни, при котором
характерно признание главенства мужчин и «мужских» ценно
стей. Геев рассматривают как людей, не вписывающихся в этот
уклад жизни (Weinberg, 1972), как «немужчин». С ними свя
полицейских характерно, например, стремление по малейшему
поводу привлекать геев к уголовной ответственности, когда
90
Часть I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
они вместе снимают домики в кемпингах или путешествуют,
в чем, в сущности, нет никакого преступления, потому что все
это делается взрослыми людьми по их взаимному согласию.
Кроме того, полицейские нередко устраивают рейды по барам,
где собираются геи, или являются на вечеринки, проводимые в
частных домах геев. Полицейские редко позволяют себе обра
щаться таким же образом с лесбиянками, что позволило одному
из специалистов по социальной работе с лесбиянками сказать
о том, что «любой половой акт лишен какой-либо социальной
значимости до тех пор, пока в нем не участвует пенис» (Bernard,
1992, р. 27).
Некоторые психологические корни сохранения предрассуд
ков были обозначены Тереком (Herek, 1991). Во многих случа
ях в основе предвзятого отношения к геям лежит желание че
ловека повысить свою самооценку за счет унижения другого.
Так, например, представитель евангелической церкви предает
гомосексуальность анафеме, утверждая посредством этого акта
свою религиозную идентичность; другой человек может гряз
но шутить по поводу геев, для того чтобы получить одобрение
своих друзей. Можно достаточно легко утвердить свою принад
лежность к той или иной социальной группе, «атакуя» предста
вителей другой группы (феномен «поляризации»). Кроме того,
предвзятое отношение к другим людям, в частности к геям,
помогает некоторым упорядочить свои представления о мире,
который кажется им слишком сложным и
противоречивым.
Они добиваются этого, разделяя людей на разные группы и
устанавливая с некоторыми из них более тесные отношения,
чем с другими. Стереотипы являются достаточно простым
средством регулирования таких отношений.
Еще одна причина сохранения предрассудков в отношении
геев связана с тем, что они помогают некоторым людям компен
сировать собственную неадекватность или разрешать внутри-
психические конфликты. Так, например, делая из лесбиянок,
геев и бисексуалов «козлов отпущения», некоторые гетеросек-
суалы пытаются преодолеть свойственное им ощущение соб
ственной неполноценности. Другим вариантом подобной «за
щитной» функции предрассудков может быть постоянное
стремление некоторых людей связывать гомосексуальность с
Глава 3.
Гомофобия и гетеросексизм 91
педофилией. Тем самым гетеросексуалы пытаются отвлечь
внимание общества от того факта, что 95 % всех актов сексуаль
ного насилия в отношении детей совершают гетеросексуалы.
В обоих приведенных примерах нападающие на геев тем самым
дистанцируются от
неприемлемых для них собственных
чувств, проецируя их на других, что можно рассматривать в
качестве типичной фобической реакции.
Олпорт (Allport, 1954) разработал шкалу для оценки пред
рассудков, в соответствии с которой каждый новый уровень их
развития характеризуется усилением степени предвзятости в
отношении какой-либо группы лиц. В отношении лесбиянок,
геев и бисексуалов эта шкала выглядит следующим образом:
1. Вербальное отрицание (вербальное открытое выражение от
вращения и ненависти к лесбиянкам, геям и бисексуалам;
грязные шутки, использование унизительных кличек — «пе
дик», «голубой» и другие).
2.
Дискриминация (отказ обеспечить соблюдение прав лесби
янок, геев и бисексуалов, например, в получении ими обра
зования, работы, аренды или покупке жилья и т. д., а также
отказ в отношении к ним, как к равным).
3. Физическое насилие (избиения и убийства геев, изнасилова
ние лесбиянок и геев).
Портрет гомофоба
В обзоре литературы, освещающей проявления негативного
отношения к лесбиянкам и геям, Герек (Негек, 1984) перечис
ляет некоторые отличительные признаки гомофоба. «Средне-
статический» гомофоб характеризуется:
— нежеланием иметь личные контакты с лесбиянками и геями;
— нежеланием сообщать другим о проявлениях собственной
гомосексуальности или признавать себя лесбиянкой или
геем;
— общением с коллегами или знакомыми, проявляющими к
лесбиянкам и геям негативное отношение, особенно если
эти коллеги или знакомые — мужчины;
— тем, что проводит время в тех местах, где люди демонстри
руют свое негативное отношение к сексуальным меньшин
ствам, особенно в подростковом возрасте;
Часть I.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
— более старшим возрастом и более низким образованием по
сравнению с неотягощенными гомофобией лицами;
— религиозностью, частым посещением церкви и привержен
ностью консервативной религиозной идеологии;
— следованием
тендерные роли;
традиционным, ограниченным взглядам на
— сексуальной сдержанностью и склонностью к переживанию
чувства вины в связи с проявлениями собственной сексу
альности;
— авторитарностью и другими связанными с ней личностны
ми особенностями.
Герек (Herek, 1984) также обнаружил, что отягощенные го
мофобией гетеросексуалы нередко негативно относятся к пред
ставителям своего пола, и это более характерно для мужчин,
чем для женщин.