Класс отношений (валентностей).
Испытуемого просят сравнить человека, который отвергал испытуемого по непонятным для него причинам, человека, который нуждается в испытуемом, и человека, которого испытуемый знает не очень хорошо, но хотел бы узнать лучше. Это скорее фантомы, а не реальные люди, поэтому предполагается, что при их сравнении испытуемый будет опираться на проецируемые содержания.
Класс близких.
Это наиболее сложный класс, включающий супруга (супругу), бывшего возлюбленного (возлюбленную) и друга (подругу). Этот класс выявляет личностные конфликты как в отношении испытуемого к двум близким ему людям противоположного пола, так и в отношениях между близким человеком противоположного пола и близким человека одного пола с испытуемым.
Класс семьи.
В него включаются отец, мать и брат. Испытуемый должен сформулировать конструкт, который определяет его взаимоотношения с членами семьи.
Класс сестры.
Здесь испытуемому предлагается реконструировать образ своей сестры. Использование этой триады представляет возможность увидеть сестру в качестве принимаемого учителя в его противопоставлении счастливому человеку, в качестве счастливого чело-
века в противопоставлении принимаемому учителю, а также противопоставить сестру как счастливому человеку, так и принимаемому учителю.
Класс матери.
Здесь для сравнения с матерью выбирается человек, в котором испытуемый разочаровался, и принимаемый учитель.
Класс отца.
Здесь в качестве персонажей для сравнения с отцом выбираются начальник и преуспевающий человек.
Класс брата.
В качестве персонажей для сравнения выбираются человек, отвергающий испытуемого, и отвергаемый самим испытуемым учитель.
Класс сестры.
Сравниваемые персонажи те же, что и в предыдущей триаде (класс брата).
Класс хорошего отношения.
В него включены сестра, человек, которого испытуемый жалеет, и высоконравственный человек.
Класс угрозы.
В него включены брат, бывший друг и человек, представляющий угрозу для испытуемого.
Класс супруга (супруги).
Супруг сравнивается с человеком, представляющим угрозу, и счастливым человеком.
Й класс брака.
Мать сравнивается с супругом (супругой) и бывшим возлюбленным (возлюбленной).
Й класс брака.
Отец сравнивается с аналогичными лицами.
Класс приятелей
В него включены друг, бывший друг и человек, который привлекает испытуемого.
17. Класс сибсов (общее понятие, включающее
и братьев, и сестер)
Я сам, брат и сестра.
Класс мотивации достижения
В него включены начальник, человек, достигший успеха, и высоконравственный человек.
Класс предпочитаемого родителя
В него включены мать, отец, и человек, представляющий угрозу для испытуемого.
Класс потребностей
Я сравнивается с человеком, которого испытуемый жалеет, и с привлекательным для него человеком. Такое сопоставление дает возможность клини-
Глава 2. Психодиагностика: практика
цисту изучить соотношение субъективного и объективного направления потребностей испытуемого.
Класс компенсаций
В него включены бывший друг, человек, отвергающий испытуемого, и человек, которого испытуемый жалеет. Этот класс дает клиницисту воз-
можность выяснить, как испытуемый реагирует на утрату близких отношений с людьми.
Класс идентификации
Это основной класс. В него включены Я, супруг (супруга) и друг. Иногда этот класс дает возможность получить сведения о семейных проблемах испытуемого.
Таблица 7
CN | со | ■^ | Ю СО | р- | со о> | о | CN СО -^ | LO CD | p~ | СО CD | О —1 СЧ СЧ СЧ СЧ | ||||||||||||
en | го | н | ш | О) | > | [Д | < | < | К | со | о | X | X V | IT К | >■ | >• | да X | £ | ^ | D4 К | Имя | ||
* | * | * | * | X | * | * | * | * | * | * | * | * | Дата | ||||||||||
CN | СО | -* | ю | со | р~ | со | С7) | о | CN | ГО | ^ | ю | ID | г*- | со | ОТ | СМ | гм | <N CN | КОНСТРУКТ КОНТРАСТ | |||
О | О | ||||||||||||||||||||||
о | О | О | |||||||||||||||||||||
О | о | о | |||||||||||||||||||||
о | о | о | |||||||||||||||||||||
О | О | о | |||||||||||||||||||||
о | о | ||||||||||||||||||||||
О | о | о | О | ||||||||||||||||||||
О | о | О | |||||||||||||||||||||
о | О | о | |||||||||||||||||||||
о | О | о | |||||||||||||||||||||
о | о | О | |||||||||||||||||||||
о | о | О | |||||||||||||||||||||
о | о | О | |||||||||||||||||||||
о | о | о | |||||||||||||||||||||
О | о | о | |||||||||||||||||||||
о | о | о | |||||||||||||||||||||
о | о | о | |||||||||||||||||||||
о | О | о | |||||||||||||||||||||
о | О | о | |||||||||||||||||||||
о | о | о | |||||||||||||||||||||
о | О | о | |||||||||||||||||||||
о | о | о |
Таблица 8