Оценка ППЭ как индивидуального, комплексного и личностного

В ППЭ как методической процедуре психолога прежде всего интересуют качественные базисные переменные, на которые влияют варьируемые ситуативно – от одной методики к другой – условия. Деятельность психолога в ситуации ППЭ предполагает указанную двухуровневость гипотез, где в качестве «экспериментальных» выступают гипотезы первого уровня, предполагающие связи выполнения функциональных проб с особенностями базисного процесса (уровня обобщения, целенаправленности мышления и т.д.). Поскольку в ППЭ учитывается возможность различной степени участия изучаемой базисной переменной в выполнении разных заданий и используется всегда несколько методик, ППЭ включает ряд этапов или отдельных проб. Последовательность этих функциональных проб соответствует исследовательской цели и изменяется в зависимости от отклонения или подтверждения возникающих до и в ходе ППЭ гипотез об особенностях психики обследуемого человека, о специфике данного единичного случая.

Итак, «экспериментальные патопсихологические методики» являются только частью средств, применяемых в ситуации обследования испытуемого. Целостность ППЭ означает указанную ранее взаимосвязь проверяемых гипотез первого и второго уровней. Выбор методик как разных средств сбора данных в ППЭ направляется общей целью: раскрытие внутренних механизмов регуляции психической деятельности и описание на этой основе индивидуального случая.

«Личностный» характер обследования человека в ППЭ традиционно связывается с необходимостью учета включенности испытуемого в выполнение заданий, особенностей отношений его к эксперименту, принятия им инструкции и характера образуемых целей, т.е. специального анализа влияний системы отношений испытуемого в экспериментальной ситуации на структурно–функциональные характеристики его психических процессов (В. В. Мясищев, Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков, В. В. Николаева, Е. Т. Соколова и др.). В патопсихологическом исследовании изучается не совокупность ответных реакций испытуемого, а строится целостная картина особенностей и степени сохранности его психической деятельности, в том числе и с точки зрения ее опосредствованной личностной регуляции.

«Естественный» характер ППЭ, как его понимала Б. В. Зейгарник, связан с тем, что в нем реализуется идея рассмотрения экспериментальной ситуации как «пласта жизни», в котором наблюдение за испытуемым и показатели выполнения задания дают экспериментатору представление о целостной саморегуляции поведения обследуемого: как он приступает к заданию, как воспринимает инструкцию, в какой степени проявляет критичность, как реагирует на замечания –эти данные наблюдения необходимо сопоставляются с результатами, полученными в собственно «экспериментальных методиках».

Не менее важные сведения исследователь получает в беседе, в частности при анализе жалоб больного и выявлении его «внутренней картины болезни», при использовании тестирования, т.е. его результаты сопоставляются с другими данными патопсихологического исследования. В этом исследовании измерительный подход к анализу зависимых переменных уступает место целостной комплексной оценке сохранности психики и личности больного по отношению к ориентирам «нормы» в виде знаний о функционировании тех или иных механизмов психической регуляции.

«Индивидуальный» характер ППЭ является основной его чертой, независимо от последующей схемы использования индивидуальных результатов. Описание единичного случая – основная цель психолога в ситуации обследования. Ею обусловлен рассуждающий характер эксперимента, осознанная регуляция экспериментатором взаимодействия с испытуемым, в ходе которого строятся и проверяются конкретные для данного случая гипотезы, а взаимосвязи показателей испытуемого в отдельных пробах. Экспериментатор лабильно изменяет и подстраивает схему ППЭ, т.е. выбор методик и последовательности их предъявления, в соответствии с необходимостью проверки гипотез об особенностях конкретного единичного случая.

Укажем также те характеристики ППЭ, которые выражают специфику его по сравнению с обычно обсуждаемыми схемами психологического эксперимента.

Наши рекомендации