Шаг 3. Отчет по результатам исследования свойств внимания
Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования свойств внимания, ориентируясь на схему, предложенную в табл. 11.
Таблица 11
Индивидуальные результаты исследования свойств внимания
Уровни выраженности отдельных свойств внимания | Проявления отдельных свойств внимания | |||
в обыденном поведении | в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) | в учебной (профессиональной) деятельности | ||
11 и менее цифр | Низкий уровень ОВ | |||
12 - 14 цифр | Средний уровень ОВ | |||
15 - 17 цифр | Высокий уровень ОВ | |||
18 и более цифр | Очень высокий уровень ОВ | |||
6 и менее баллов | Низкий уровень ИВ |
Окончание табл. 11
7 –13 баллов | Средний уровень ИВ | |||
14 - 19 баллов | Высокий уровень ИВ | |||
20 и более баллов | Очень высокий уровень ИВ | |||
За 6 мин - 4 и менее ошибок | Очень высокий уровень РПВ | |||
За 8 мин - 5 и менее ошибок | Высокий уровень РПВ | |||
За 10 мин - 6 и менее ошибок | Средний уровень РПВ | |||
Более 10 мин - более 6 ошибок | Низкий уровень РПВ |
Примечание. ОВ - объем внимания, ИВ - избирательность внимания, РПВ - распределение и переключение внимания.
Рекомендации по развитию внимания
Правила самоорганизации внимания при усвоении материала:
1. Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас.
2. Организуйте рабочее место предварительно.
3. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало Вас перед работой. Один из способов – предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.
4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает Вашу работу бесполезной.
5. Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение внимания.
6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).
7. Необходимо чередовать чтение обдумыванием, пересказом, поиском собственных примеров.
8. Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что Вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.
9. Если Вы обнаружили, что Вы “отключились”, то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.
10. Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы с упражнениями5.
Вопросы
1. Что такое “внимание” и какие его свойства и виды Вы знаете?
2. Какую роль играет внимание в поведении и деятельности человека?
3. Какими способами можно измерить свойства внимания?
4. Можно ли влиять на формирование и развитие свойств и видов внимания? Если да, то каким образом?
Задачи
Для проверки степени усвоения материала темы Вам предлагается решить следующие психологические задачи:
1. На практических занятиях в вузе преподаватель в тех случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела.
На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться данным приемом?
2. Во время экзаменационной сессии студент готовится к экзамену по предмету, для него не интересному. Несколько раз он начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, опять садится к столу.
С чем в данной ситуации могут быть связаны трудности при вхождении в работу?6
3. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни полагают, что если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, то он, конечно, внимателен. Другие думают, что внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей.
О каком свойстве внимания идет речь в каждом случае?7
Рекомендуемая литература
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995.
Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н. Леонтьев и современная психология: Cб. М., 1983.
Грищенко Л.А. Психология восприятия, внимания, памяти: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1994.
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова М., 1990.
Тема 9. ПАМЯТЬ.