Отношение между психологией и экологией 7 страница
Замороженный мир «знакомых незнакомых». Городской житель, попадая в село, часто бывает поражен тем, что с ним здороваются люди, которых он когда-то просто встречал. Бывает, что здороваются и совершенно незнакомые прохожие. В анонимной городской толпе мы здороваемся только со знакомыми и друзьями, иначе от постоянных приветствий можно было бы сойти с ума. При этом существует определенное число людей, которых мы можем назвать «знакомыми незнакомыми». Это те люди, которые разделяют нашу общую судьбу в передвижении в городской агломерации:- ездят с нами в одно и то же время в городском транспорте; обедают в одной с на-. ми столовой или ресторане; у нас с ними одинаковый маршрут по продовольственным магазинам.
Профессор Стэнли Мильгрем в течение многих лет
регулярно ездил пригородным поездом. Он был пленен железной регулярностью мира «знакомых незнакомых». На станции, где он садился в поезд, каждое утро встречался с одними и теми же людьми. Кроме взаимной регистрации взглядом, у них не было никаких эмоций. Постепенно он стал осознавать особое психическое напряжение, которое вызывает такая ситуация: люди считают себя фоном среды, а не личностью, с которой можно общаться и завязывать контакты. Человек является лишь атрибутом окружающей среды, каким-то мобильным урбанистическим дополнением, анонимной частью большого города. Напряжение подавляется при наличии большого количества индивидов одинаковой судьбы и, наоборот, возрастает, если на автобусной станции в ожидании стоят только два «знакомых незнакомых». Днем они видят друг друга, но вообще они никогда не встречались. Между ними существует неприятный барьер. Сломать его? Или продолжать молчать? Пойти на сближение или сохранить критическое расстояние?
Однажды С. Мильгрем сфотографировал всех стоявших на одной остановке, пронумеровал их и на следующей неделе раздал портреты всем «знакомым незнакомым». Их задачей было:
1) обозначить лица, которых они знают и разговаривали с ними;
2) обозначить абсолютно незнакомых людей;
3) обозначить классических «знакомых незнакомых» — людей, которых они знают только потому, что видят их иногда, но никогда с ними не разговаривали.
И каковы были результаты? Каждый пассажир на этом маршруте знал в лицо 4—5 человек. У каждого из этих «знакомых незнакомых» было свое представление о других: угадывал, кто он, где работает, какая у него личная жизнь и т. д. Среди «знакомых незнакомых» были даже свои «звезды», выделявшиеся чем-то из однородной массы. Например, в упомянутом эксперименте 80% опрошенных ^узнали красавицу среднего возраста, а своеобразный центр указанной массы пассажиров отличался смелыми мини-юбками даже в зимнее время.
Феномен «знакомых незнакомых» не означает, что между ними вообще отсутствуют межчеловеческие отношения. Речь идет об особом виде «заморожен-
ных» отношений, которые неизбежны в больших городах. Даже с тривиальным вопросом (например, который час) люди скорее обратятся к абсолютно' незнакомому человеку, чем к «знакомому незнакомому». Существующее длительное время молчание определяет отсутствие личных контактов; это состояние «знакомые незнакомые» воспринимают как нормальное положение вещей. Отношениям между ними присущи такие характеристики, которые не проявляются до определенной поры. Скажем, в неординарной ситуации (в случае обморока, транспортных происшествий) «знакомый незнакомый» чувствует себя обязанным помочь «дальнему близкому» человеку и принимает соответствующие меры.
Вероятность завязывания контакта увеличивается в тех случаях, когда «знакомые незнакомые» встреча-: ются в чужой для обоих среде, например за границей. Здесь они быстро могут установить контакт, так как психологические координаты среды здесь совершенно иные и не способствуют поддержанию молчаливой коммуникации. Люди — очень хрупкие создания, включенные в систему социальных контактов и запретов, и только среда, ее локальный колорит побуждает их к определенным действиям. В случае «знакомых незнакомых» это проявляется особенно наглядно.
Влияние среды