Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - student2.ru

Рабочая программа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РЕКЛАМА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ»

Для специальности 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм

КАФЕДРА ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

План учебного процесса

Составляющие учебного процесса Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Объем работы студента, час. Всего  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Лабораторные занятия -   -
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля по семестрам (указывать номер семестра) Экзамен  
Зачет -   -
Контрольная работа -   -
Курсовая работа  

Санкт-Петербург


Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующему направлению (специальности) подготовки и на основании рабочего учебного
плана № 1/34 (2009 г.) и 3/70(2010г.)

Составитель доцент Бабанчикова О.А. ____________
(подпись)

Рабочая программа принята на заседании кафедры «1» апреля 2010 г., протокол № 8

Зав. кафедрой рекламных технологий __________________
(подпись)

СОГЛАСОВАНИЕ:

Институт бизнес-коммуникаций

Зам. директора института по учебной работе
______________________________

(подпись)

Учебно-методический отдел _____________________________________________________

(должность сотрудника отдела, ФИО, подпись)

1. Введение к рабочей программе

Настоящий курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (специализация – Рекламно-выставочный сервис). Он является предметом национально-регионального компонента при подготовке дипломированного специалиста по циклу дисциплин специализации. Читается по учебному плану на 3-м курсе обучения в 5-м семестре.

В перечень дисциплин, которые необходимы студентам при освоении курса «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме» входят такие предметы как «Основы корпоративной символики», «Технология визуальных коммуникаций», «История и теория рекламно-выставочной деятельности», «Архитектоника и эргономика экспозиционной среды».

Целью курса является формирование у будущего специалиста целостного представления о рыночных коммуникациях. Занятия предусматривают аудиторные лекции и практические занятия, посещение рекламных агентств, специализированных выставок, выполнение практических заданий в рамках самостоятельной работы студента.

Задачи курса:

· Усвоение студентами знаний в объеме, обеспечивающим успешную сдачу экзамена, грамотную разработку разделов по рекламной деятельности и фирменному стилю в курсовых и дипломных проектах, эффективную профессиональную деятельность выпускников.

· Привитие студентам навыков и умений поиска, сбора, систематизации и обработки информации для планирования и организации рекламной деятельности на предприятии сферы туризма и социально – культурного сервиса.

· Развитие у студентов творческих способностей, креативного мышления, способности самостоятельно разрабатывать стратегию рекламной кампании в целом и отдельных рекламных обращений.

· Реализация требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социально – культурный сервис и туризм».

Место курса в системе профессиональной подготовки выпускников

Настоящий курс позволяет студентам овладеть знаниями, которые обеспечат возможность ориентации в рекламной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме, обладающей своей собственной спецификой. Полученные знания будут необходимы для эффективной работы при подготовке рекламных материалов или разработки рекламной кампании для различных фирм и организаций занимающихся туристическим бизнесом .

В результате изучения курса студент должен знать

· основы специальной терминологии в пределах программы

· специфику рекламы в социально-культурном сервисе и туризме

· предмет, объект и принципы; виды и средства рекламы

· методологию рекламной работы

  • обязанности менеджера рекламного отдела
  • контроль рекламной деятельности
  • закон РФ «О Рекламе»

· технологический процесс создания рекламного продукта.

Кроме того, студент должен уметь

  • анализировать рекламу
  • изготавливать художественный оригинал - макет творческих идей
  • обсуждать творческую идею и корректировать ее смысл

· выполнять расчеты затрат на рекламу

  • планировать рекламную акцию и рассчитывать ее эффективность

Занятия предусматривают аудиторные лекции и практические занятия в сочетании с самостоятельной работой студента.

2. Содержание дисциплины

2.1. ДС.01.03. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме

Предмет и сущность рекламы; виды рекламы; традиции и сов­ременное состояние, возможности новаторства и творчества; связь рекламы со смежными понятиями: агитация, популяризация, воспитание, привитие хорошего вкуса и тому подобное; сочетание речевого воздействия с другими факторами рекламы; средства и приемы рекламного стиля, речи; объекты рекламы; зависимость языка рекламы от объекта рекламы и типа рекламополучателя, его менталитета; рекламные жанры; реклама и вопросы этики, юридической ответственности; авторское право на рекламные произведения: языковые компоненты рекламы; рекламная лексика, семиотика, грамматическая специфика; речевая структура; художественно-изобразительные средства рекламы; композиция рекламы; объем рекламы в социально-культурном сервисе и туризме.

2.2. Наименование тем, их содержание и объем

Наименование и содержание тем Объем выделяемого времени, час.  
Введение. Цель, задачи, дисциплины, демонстрация работ.    
Тема №1 Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций. Основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций (личная продажа, стимулирование сбыта, связи с общественностью, реклама). Предмет и сущность рекламы. Функции рекламы, в том числе привитие хорошего вкуса. Схема рекламной коммуникации. Сочетание речевого воздействия с другими факторами рекламы. Характеристика современного рекламного процесса.  
Тема №2 История возникновения и развития рекламы. Реклама в древнем мире, средние века, в новое время. Первые рекламные обращения. Влияние технологического процесса на развитие рекламы. Специфика развития рекламы в России – традиции и современное состояние.  
Тема №3 Реклама в индустрии туризма. Особенности рекламы в туризме. Классификация видов туристской рекламы. Планирование рекламной кампании. Определение целевой аудитории рекламной кампании. Зависимость языка рекламы от объекта рекламы, типа рекламополучателя и его менталитета.  
Тема №4 Рекламные исследования и определение целей рекламы. Информационное обеспечение рекламной деятельности. Принципы и методы формирования информации. Схема рекламного исследования. Основные направления рекламных исследований туристского предприятия. Определение целей рекламы. Позиционирование.  
Тема №5 Фирменный стиль. Брендинг. Формирование имиджа туристского предприятия. Виды брендинга. Понятие фирменного стиля, его составные элементы (лозунг, знак, логотип, шрифты, цветовое сочетание). Разработка и регистрация товарного знака. Корпоративное управление брендом и фирменным стилем. Художественный бренд .  
Тема №6 Принятие решения о рекламном обращении. Рекламное обращение – центральный элемент рекламы. Творческая платформа и концепция рекламного обращения. Позиционирование в рекламе. Уникальное торговое предложение. Стиль рекламного обращения. Структура и форма рекламного обращения. Рекламная лексика, семиотика, грамматическая специфика. Особенности разработки слогана.  
Тема №7 Психологические аспекты восприятия рекламы. Процесс воздействия и восприятия рекламы. Непроизвольное и произвольное внимание. Уровни воздействия рекламы: когнитивный, аффективный, суггестивный, конативный. Внушение в рекламе. Рекламные модели (AIDA, DIBABA, DAGMAR, ОДОБРЕНИЕ). Написание рекламного текста с точки зрения психологического типа личности. Использование в рекламе методики НЛП.  
Тема №8 Художественное оформление рекламы. Художественно-изобразительные средства рекламы. Творческая идея дизайна рекламы. Цвет в рекламе. Колористика. Принципы композиции рекламы. Иллюстрации в рекламе. Работа с электронными фотобанками. Выбор шрифта для рекламного объявления.    
Тема №9 Выбор средств распространения рекламы. Медиапланирование. Факторы, влияющие на выбор средств распространения рекламы. Периодичность рекламы. Цели и задачи, медиабриф и медиаобсчет. Основные понятия, этапы медиапланирования. Требования и подходы к разработке медиаплана. Выбор средств и медианосителей. Основные документы медиаплана. Эффективность затрат на медиапланирование.    
Тема №10 Виды рекламы. Классификация видов и средств рекламы. Реклама в прессе. Печатная реклама. Технология изготовления печатной рекламы. Виды эскизов и оригинал-макетов. Допечатная подготовка. Преимущество и недостатки средств распространения печатной рекламы. Аудиовизуальная реклама. Радиореклама. Телевизионная реклама. Сравнительные характеристики печатной, теле-радио рекламы. Разработка рекламного теле-радио ролика для предприятия сферы социально – культурного сервиса и туризма. Покупка рекламной площади и эфирного времени. Работа с прайсами. Прямая почтовая реклама. Рекламные сувениры. Реклама в сети Интернет. Особенности туристской рекламы в сети Интернет. Особенности наружной рекламы и рекламы на транспорте.    
Тема №11 Разработка рекламного бюджета. Решения, принимаемые при разработке рекламного бюджета. Определение общего объема средств на рекламу. Распределение рекламных средств по определенным статьям расходов.  
Тема №12 Оценка эффективности рекламной деятельности. Экономическая эффективность рекламной деятельности. Основные понятия и методы расчета экономической эффективности рекламы. Коммуникативная эффективность рекламной деятельности. Предварительный, текущий, последующий анализ. Методы последующего анализа.    
Тема №13 Нравственное и правовое регулирование рекламы. Реклама и вопросы этики, юридической ответственности. Нравственное регулирование рекламы. Международный кодекс рекламы (Париж, 1987г.). Правовое регулирование рекламы. Федеральный закон «О рекламе». Авторское право в рекламе. Недобросовестная реклама. Недостоверная реклама. Другие виды ненадлежащей рекламы. Государственный контроль в сфере рекламы и юридическая ответственность за нарушение Федерального закона «О рекламе».    
Всего:  

3. ТЕматический план

3.1. Лекции

Номера изучаемых тем Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
1- 13    
             
Всего   - -  

3.2. Практические (семинарские) занятия

№ № изуч. тем Наименование практических занятий Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
Реклама: понятие, предмет и сущность. Место рекламы в системе маркетинговых коммуникаций. Взаимодействие туристского предприятия с рекламным агентством. Бриф.     не предусмотрено  
Влияние научно - технического прогресса на развитие рекламы. Специфика развития рекламы в России – традиции и современное состояние.     не предусмотрено
Особенности рекламы в туризме. Классификация видов туристской рекламы. Планирование рекламной кампании. Определение целевой аудитории рекламной кампании.    
Информационное обеспечение рекламной деятельности. Принципы и методы формирования информации. Схема рекламного исследования. Определение целей рекламы. Позиционирование.     не предусмотрено
Рекламное обращение – центральный элемент рекламы. Уникальное торговое предложение. Стиль рекламного обращения. Структура и форма рекламного обращения. Разработка текста рекламного обращения в соответствии со спецификой продукта, целевой аудитории и целей рекламы.    
Процесс воздействия и восприятия рекламы. Непроизвольное и произвольное внимание. Уровни воздействия рекламы: когнитивный, аффективный, суггестивный, конативный. Внушение в рекламе. Написание рекламного текста с точки зрения психологического типа личности. Использование в рекламе методики НЛП.    
Художественно-изобразительные средства рекламы. Творческая идея дизайна рекламы. Цвет в рекламе. Принципы композиции рекламы. Иллюстрации в рекламе. Работа с электронными фотобанками. Выбор шрифта для рекламного объявления.    
Медиапланирование. Факторы, влияющие на выбор средств распространения рекламы. Выбор средств и медианосителей. Основные документы медиаплана.    
Разработка стратегии размещения рекламы в прессе, на радио, на телевидении, в сети Интернет. Использование наружной рекламы в продвижении туристских услуг.    
Определение общего объема средств на рекламу. Распределение рекламных средств по определенным статьям расходов.    
Оценка эффективности рекламной деятельности. Экономическая эффективность рекламной деятельности. Коммуникативная эффективность рекламной деятельности. Предварительный, текущий, последующий анализ. Методы последующего анализа.      
Применение Федерального закона «О рекламе» и Международного кодекса рекламы     не предусмотрено
  Всего:        

3.3. Лабораторные занятия не предусмотрены.

4. Курсовое проектирование

В соответствии с учебным планом студенты должны выполнить курсовую работу и сдать ее в установленные сроки для проверки в деканат. Цель курсовой работы – сформировать у студента более полное представление о рекламе как единстве теории и практики; художественной формы и содержания; творческой и исполнительской деятельности.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций в сфере СКС и Т.

2. Реклама как средство маркетинговых коммуникаций. Особенности рекламы в туризме.

3. Организация собственной рекламной службы на предприятии и формирование рекламного бюджета.

4. Проблемы исследований при подготовке рекламных кампаний в туризме.

5. Основные средства маркетинговых коммуникаций.

6. Спонсорство как средство маркетинговых коммуникаций.

7. Особенности психологического воздействия рекламы на человека.

8. Применение в рекламе методики НЛП.

9. Особенности восприятия человеком рекламной информации.

10. Определение целевой аудитории рекламной кампании. Медиапланирование.

11. Принятие решений о рекламном обращении в соответствии с поставленными целями рекламной кампании.

12. Позиционирование в рекламе.

13. Реклама и брендинг.

14. Особенности и средства туристской рекламы в Интернет.

16. Технология и материалы для наружной рекламы.

17. Формирование и поддержание положительного имиджа предприятия, как инструмент продвижения товаров и услуг.

18. Особенности и средства радиорекламы.

19. Защита авторских прав в туристской рекламе.

20. Особенности применения закона РФ «О рекламе».

21. Планирование рекламной кампании.

22. Планирование выставочной деятельности в СКС и туризме.

23. Особенности разработки фирменного стиля туристского предприятия.

24. Особенности разработки товарных знаков.

25. Авторское право и смежные права на рекламу знаков.

26. Организация выставок.

27. Внутренняя и внешняя информация в рекламной деятельности.

28. История Российской рекламы 18-21 век. Основные перспективы развития современного рекламного рынка.

29. Творческий процесс художественного построения печатной рекламы.

30. Драматургия телевизионной рекламы.

31. Художественно-образные средства для разработки рекламы.

33. Функции и структура рекламного агентства.

34. Оценка эффективности рекламной деятельности.

5. Дополнительные Формы контроля и закрепления знаний и навыков студентов

Номера тем, по которым проводится контроль Форма контроля знаний Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Колич. Номер семестра Колич. Номер семестра Колич.
  Контрольная работа - - - - - -
  Промежуточное тестирование - -
  1. Самостоятельная работа студента
Виды самостоятельной работы студента Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
Усвоение теоретического материала по дисциплине    
Подготовка к практическим (семинарским) и лабораторным занятиям    
Выполнение домашних заданий    
Подготовка к зачетам и экзаменам    
Выполнение курсовых проектов (работ)    
Выполнение учебно- или научно- исследовательских работ -     -
Всего:        
Доля самостоятельной работы студента в % от общего объема работы     62%       91%
  1. Учебно-методические материалы по дисциплине

7.1 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Назайкин А. Медиапланирование на 100% - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

2. Третьякова Т.Н. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Изд. центр «Академия», 2008

3. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года.

7.2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
Викентьев И.Л. Приемы рекламы и pablic relations. – СПб.: Издательский дом «Бизнес – пресса», 2002.

5. Гольман И.А. Реклама плюс. Реклама минус. – М.: ООО «Гелла – Принт», 2000.

6. Гольман И.А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация. – М.: Гелла-принт, 2002.

7. Джефкинс Ф. Реклама. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. Дурович А.П.,Реклама в туризме: учебное пособие . – М.: Новое знание, 2008.Имшинецкая И.Я. Креатив в рекламе. – М.: РИП - холдинг, 2002.

8. Картер Г. Эффективная реклама. – М., 2001.

9. Курушин В.Д. Дизайн и реклама: самоучитель. – М.: ДМК Пресс, 2006.
Лебедев–Любимов А. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2002.

10. Марк Тангейт Всемирная история рекламы - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

11. Морган Н., Причард А. Реклама в туризме и отдыхе. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.

12. Морозова Н.С., Морозов М.А. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Изд. центр «Академия», 2008.

13. Музыкант В. Л. Реклама: Международный опыт и российские традиции. – М., 1996.

14. Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. – М.: Евразийский регион, 1998.

15. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Основы рекламы: учебник. – М.:Дашков и Ко, 2007.
Ромат Е.В. Реклама. – СПб.: Питер, 2004.
Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. – СПб: Питер, 2002.
Школьник Л.С. Уроки рекламных королей. – М.: Валент, 1998.

16. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. – СПб: изд-во «Питер»,2000.

17. Филинова О.Е. Информационные технологии в рекламе: Учебное пособие. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006.

18. Фред И. Хан. Библия рекламы. Бесценный кладезь для тех, кто хочет извлечь максимум из вложений в рекламу. - М., 2006.

Ресурсы сети Интернет:

19. http://www.promo.ru – реклама и маркетинг в Рунете;

20. http://www.ir-magazine.ru – сайт журнала «Индустрия рекламы»;

21. http://www.rectech.ru – сайт журнала «Рекламные технологии»;

22. http://www.gallup.ru – проекты и технологии медиаисследований, маркетинговый исследований, мониторинг СМИ.

23. http://www.advesti.ru/glossary/ -рекламный словарь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

Наши рекомендации