Причины возникновения барьеров

Ø Особенности интеллекта тех, кто общается;

Ø Неодинаковое знание предмета разговора;

Ø Различный лексикон и тезаурус;

Ø Отсутствие единого понимания ситуации общения;

Ø Психологические особенности партнеров;

Ø Социальные, политические, профессиональные, религиозные различия и т. д.

Слайд № 17

Б. Поршнев выделяет 3 формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности:

1) Избегание (как физически, так психологически).

2) Авторитет (обесценивание информации через субъективное снижение авторитетности ее источника).

3) Непонимание (снижение влияния информации путем ее искажения до неузнаваемости).

Слайд № 18

Барьеры коммуникации:

1. Логический

2. Фонетический

3. Семантический

4. Стилистический

Слайд № 19

Логический барьер – возникает, когда партнеры не находят общего языка.

Способ решения– пытаться понять то, как партнер по общению строит свои умозаключения.

Слайд № 20

Фонетический барьер – возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.

Способ решения– необходимо говорить четко, не очень громко, со средней скоростью.

Слайд № 21

Семантический барьер – возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров в коммуникации – тезауруса с полной смысловой информацией.

Способ решения– необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре понятную для него лексику.

Слайд № 22

Стилистический барьер – возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента.

Например: «Вам нужно» лучше заменить на «Возможно»

«Вы обязаны» «Желательно, чтобы вы»

«Ты должен» «Можно»

Слайд № 23

Правило рамки

Следует очертить начало и конец любого разговора

Правило цепи

Информация должна образовывать цепь, в которой сообщения объединены по отдельным признакам. А вся информация в целом изложена последовательно.

Слайд № 24

Виды и формы межкультурной коммуникации:

Слайд № 25

Слайд № 26

Например:

— Культурная ассимиляция неарабских народов, которые постепенно перенимают арабскую культуру (началась в VII веке с арабских завоеваний). Арабы в ходе своих завоеваний насаждали свой язык и культуру среди покорённых народов, в результате чего исчезли многие народы, в том числе обладавшие богатой историей и древней культурой, такие как древние египтяне, ассирийцы, вавилоняне, финикийцы и другие.

— Представители русской культуры, оказавшиеся в меньшинстве по отношению к титульным нациям в бывших республиках СССР, под давлением политических механизмов насильственно интегрируются в инокультурный контекст, утрачивая признаки национально-культурной идентичности.

— Афроамериканцы были и остаются меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, до полного растворения в ней и потери своей культурной самобытности.

Слайд № 27

Слайд № 28

Р. Линтон и М. Дж. Херсковиц выделяли 3 основных типа реагирования группы-реципиента на ситуацию межкультурного контакта:

— принятие и полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы;

— адаптация или частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы;

— реакция или полное отторжение культурных паттернов донорской группы (усиление попыток сохранить собственные паттерны без изменений).

Слайд № 29

В отличие от ассимиляции, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе, т.к. основывается на позитивном восприятии и принятии «чужой» культуры (обучение ее нормам, знакомство с ее историческим наследием и т.д.)

Например:

— процессы и результаты аккультурации наблюдаются у мигрантов.

Слайд № 30

Наши рекомендации