Причины возникновения барьеров
Ø Особенности интеллекта тех, кто общается;
Ø Неодинаковое знание предмета разговора;
Ø Различный лексикон и тезаурус;
Ø Отсутствие единого понимания ситуации общения;
Ø Психологические особенности партнеров;
Ø Социальные, политические, профессиональные, религиозные различия и т. д.
Слайд № 17
Б. Поршнев выделяет 3 формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности:
1) Избегание (как физически, так психологически).
2) Авторитет (обесценивание информации через субъективное снижение авторитетности ее источника).
3) Непонимание (снижение влияния информации путем ее искажения до неузнаваемости).
Слайд № 18
Барьеры коммуникации:
1. Логический
2. Фонетический
3. Семантический
4. Стилистический
Слайд № 19
Логический барьер – возникает, когда партнеры не находят общего языка.
Способ решения– пытаться понять то, как партнер по общению строит свои умозаключения.
Слайд № 20
Фонетический барьер – возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.
Способ решения– необходимо говорить четко, не очень громко, со средней скоростью.
Слайд № 21
Семантический барьер – возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров в коммуникации – тезауруса с полной смысловой информацией.
Способ решения– необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре понятную для него лексику.
Слайд № 22
Стилистический барьер – возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента.
Например: «Вам нужно» лучше заменить на «Возможно»
«Вы обязаны» «Желательно, чтобы вы»
«Ты должен» «Можно»
Слайд № 23
Правило рамки
Следует очертить начало и конец любого разговора
Правило цепи
Информация должна образовывать цепь, в которой сообщения объединены по отдельным признакам. А вся информация в целом изложена последовательно.
Слайд № 24
Виды и формы межкультурной коммуникации:
Слайд № 25
Слайд № 26
Например:
Культурная ассимиляция неарабских народов, которые постепенно перенимают арабскую культуру (началась в VII веке с арабских завоеваний). Арабы в ходе своих завоеваний насаждали свой язык и культуру среди покорённых народов, в результате чего исчезли многие народы, в том числе обладавшие богатой историей и древней культурой, такие как древние египтяне, ассирийцы, вавилоняне, финикийцы и другие.
Представители русской культуры, оказавшиеся в меньшинстве по отношению к титульным нациям в бывших республиках СССР, под давлением политических механизмов насильственно интегрируются в инокультурный контекст, утрачивая признаки национально-культурной идентичности.
Афроамериканцы были и остаются меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, до полного растворения в ней и потери своей культурной самобытности.
Слайд № 27
Слайд № 28
Р. Линтон и М. Дж. Херсковиц выделяли 3 основных типа реагирования группы-реципиента на ситуацию межкультурного контакта:
принятие и полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы;
адаптация или частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы;
реакция или полное отторжение культурных паттернов донорской группы (усиление попыток сохранить собственные паттерны без изменений).
Слайд № 29
В отличие от ассимиляции, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе, т.к. основывается на позитивном восприятии и принятии «чужой» культуры (обучение ее нормам, знакомство с ее историческим наследием и т.д.)
Например:
процессы и результаты аккультурации наблюдаются у мигрантов.
Слайд № 30