Лингвистические причины возникновения барьеров

· Фонетика. Разные языки.

· Семантика. Несовпадение значений слов. Сленг, жаргон. Необходимо общаться на понятном языке.

· Стилистика. Несоответствие стиля речи и ситуации общения. %интересный рассказ в сухой неэмоциональной форме.

· Стиль долженствования. «Ты должен», «Необходимо», «Мы обязаны». Этому стилю противостоит стиль возможного. «Желательно, чтобы…», «Вы можете»

· Логический барьер. Несоответствие логики рассуждений коммуникатора восприятию реципиента. Сложна, несерьезна.

Эффективные формы аргументации:

высокообразованные слушатели более восприимчивы к рациональным аргументам.

заинтересованная аудитория предпочитает рассудочные аргументы, а невнимательная реагирует на самого коммуникатора, его личность.

· Позиция коммуникатора. Открытая .Закрытая.

Психологические причины

осуждение. критика, обвинение, уныние, подавленность

оскорбление, обзывание, высмеивание

похвала с подвохом

решение за других.приказы, команды. (неуважение к самостоятельности

собеседника)

угрозы, предупреждения

нравоучения

настойчивое выспрашивание

избегание чужих проблемсоветы, готовые решения

смена темы, отшучивание, уход от разговора

убеждение логикой

утешение, сочувствие на словах, уговоры

Средства коммуникации.

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем.Различают вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация. Речь

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь.При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. К-кодирует, а Р-декодирует.

Лингвистические причины возникновения барьеров - student2.ru К--------------------С-----------------------Р

кодирование текст декодирование

4.2.Невербальная коммуникация.

Визуальные средства: кинесика, мимика, пантомимика, проксемика, контакт глаз.

Кинесика--внешние проявления человеческих чувств и эмоций;

Мимика – движение мышц лица, отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жестикуляция – жестовые движения отдельных частей тела;

Пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

Контакт глаз--

Проксемика– расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

o интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

o личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

o социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;

o публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Наши рекомендации