Определение барьеров входа-выхода на рынок. Виды стратегических и не стратегических барьеров.

Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Виды барьеров входа. Барьеры входа можно разделить на две большие группы: нестратегические и стратегические барьеры.

Нестратегическими называются барьеры, создаваемые фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимые от деятельности фирмы. К ним относ.: Ограничения спроса (емкость рынка): -высокая насыщенность рынка товарами, -низкая платежеспособность населения, -наличие иностранных конкурентов. Уровень кап. затрат: -затраты на освоение выпуска данного товара, -стоимость нового строительства, перевооружение действующих мощностей и т.д. Административные барьеры: -лицензирование деятельности предприятийтий, -квотирование производствава, -усложн порядок регистрацииции новых предприятий, -экологич нормы, -ограничения на исп земель. Состояние инфраструктуры рынка. Криминализация экономики Стратегическими называются барьеры, создаваемые стратегией самой фирмы, факторы субъективного характера, присущие политике фирмы на рынке. К ним относ.: Ценоообразование, ограничивающее вход. Неценовые стратегии создания барьеров в отрасли: а) Дополнит инвестиции в оборудование. б) Дифференциация продукта. в) Долгосрочные контракты с третьими лицами. Стратегические барьеры входа-выхода на отраслевой рынок. Проблемы стратегических барьеров. Стратегическими называются барьеры, создаваемые стратегией самой фирмы, факторы субъективного характера, присущие политике фирмы на рынке. К ним относ.: Ценоообразование, ограничивающее вход. Неценовые стратегии создания барьеров в отрасли: а) Дополнит инвестиции в оборудование. б) Дифференциация продукта. в) Долгосрочные контракты с третьими лицами7. Барьеры выхода с отраслевого рынка. Виды барьеров выхода. Показатели статистики входа-выхода фирм с рынка. Виды нестратегических барьеров входа фирм на рынок Административные («правительственные») барьеры суть правообеспеченные (посредством законодательных или подзаконных актов) ограничения на ведение определенных видов деятельности (их лицензирование и выдача разрешений на определенные виды бизнеса, распределение квот между фирмами, сертификация продукции и оборудования, установление норм экономического контроля, всевозможные регламенты ввоза и вывоза ресурсов, и т.п.); преодоление таковых требует от хозяйствующих субъектов временных и финансовых затрат. Рассматриваемые барьеры в каждый данный период способны быть важным рычагом регулирования экономики и приносить доход в казну государства, но, в конечном счете (в долгосрочной перспективе), подчас становятся фактором сдерживания экономической активности, в том числе в связи с заключенным в них коррупционным потенциалом (возможность разрешать или запрещать те или иные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов всегда сопровождается надеждами чиновников на соответствующую «благодарность»). Высота административных барьеров может быть представлена в качестве функции двух переменных – вышеупомянутых временных и денежных затрат (время, потраченное на установленные бюрократические процедуры, логично рассматривать с точки зрения упущенной выгоды; затраты же денежных средств на преодоление административного барьера естественно квалифицировать в качестве обязательных платежей). Сравнение соответствующих функций по различным отраслевым рынкам дает картину уровня рассматриваемых барьеров в экономике. Кроме сугубо административных барьеров любое государство законодательно задействует барьеры организационно-экономического характера, определяя правила функционирования отраслевых рынков и проводя на них ту или иную промышленную, структурно-инвестиционную, налоговую, таможенную и иную экономическую политику.

4.Ценовая дискриминация и её последствия для общественного благосостояния.

Одним из проявлений монополизации рынка является дискриминация цен. Она проявляется в том, что осуществляется продажа товара по различным ценам различным группам потребителей. Дискриминация применяется если фирма, обладает способностью устанавливать цену на продукцию, б) дифференцирует покупателей, выделяя соответствующие сегменты рынка, в) издержки проведения такой политики невелики, г) у покупателей нет возможности приобретать товар по более низкой цене. Ценовая дискриминация — это установление продавцом различных цен для разных покупателей. Ценовая дискриминация приводит к увеличению эффективности распределения ресурсов в экономике, но позволяет продавцу присваивать излишек потребителя. Ценовая дискриминация – это продажа одного товара (услуги) разным потребителям по различным ценам. Ценовая дискриминация применяется для расширения рынка сбыта продукции. Для ценовой дискриминации необходимы два условия:· наличие возможности выделения различных сегментов рынка в зависимости от эластичности спроса покупателей;· невозможность перепродажи товара (услуги) первичным покупателем другому потребителю. Существует несколько видов дискриминации:1. В зависимости от объема покупаемого продукта (чем меньше покупаешь, тем выше цена);2. В зависимости от группы покупателя - каждой группе покупателей один и тот же товар предлагается по разной цене (плата за проезд для пенсионеров и работающих, продажа товара в городе и сельской местности и т.д.);3. В зависимости от времени (продажа товара в дневное и ночное время)4. Исключительная дискриминация: цена устанавливается в каждом конкретном случае. Политика дискриминации может приносить выгоду не только монополии за счет увеличения объема продаж и прибыли, но и некоторой группе потребителей, так как дает возможность приобрести товар, в силу того, что формируется цена в зависимости от покупательской способности. Монополизация экономики может происходить в результате действия эффекта масштаба производства и в этом случае возникает естественная монополия, т.е. ситуация, при которой удовлетворить потребность с наименьшими средними издержками может только одна фирма. Деятельность таких монополий регулируется государством через контроль над ценами. Существует два подхода к решению данного вопроса:1) Цена устанавливается на уровне средних издержек. В этом случае фирма является безубыточной, но цены оказываются выше, чем на рынке совершенной конкуренции и не достигается эффективное распределение ресурсов (не все потребители могут приобрести данный товар), не достигается производственная эффективность.2) Установление цены на уровне предельных издержек. В этом случае достигается эффективное распределение ресурсов, то есть полностью удовлетворяются потребности общества. Очень часто в этом случае цена ниже средних издержек. Это означает, что производитель несет убытки при производстве данной продукции. Он будет заниматься производством данной продукции только в том случае, если государство будет дотировать производство. Так как государство формирует свои доходы за счет налогов, то в данном случае происходит перераспределение денежных средств между различными слоями и сегментами общества. Полученные в результате налогов средства государство может направлять производителям продукции или её потребителям. В первом случае цена устанавливается ниже издержек, но потери фирмам компенсируются, и у них отсутствует стремление к совершенствованию организации производства, снижению издержек. Во втором случае цена позволяет фирмам компенсировать все затраты, а потребители, имеющие доход ниже прожиточного минимума, получают от государства денежную компенсацию и имеют право выбора ее расходовать на свои цели. В большинстве стран используется второй.

Наши рекомендации