Эмоциональная отзывчивость и экспрессивность родителей.

Ориентация на ребенка.

— Различного рода сенсорная стимуляция и выражения позитивных эмоций.

— Взрослый вступает в полноценные, ориентированные на ребенка взаимодействия.

— Рассказывает ребенку о нормальной сексуальности и нормальных взаимоотношениях.

— Составляет правила безопасности и здоровья.

— Время от времени ругает, критикует ребенка и прерывает его деятельность.

— Использует эмоциональную манеру выражения и иногда довольно резкий тон.

Пограничное отношение.

— Взрослые проявляют эмоциональную ригидность и негибко реагируют на ребенка.

— Используют вербальное и невербальное давление и с его помощью пытаются достичь нереалистичных целей.

— Часто используют вербальные и невербальные принудительные методы, что сводит к минимуму уверенность ребенка в собственных силах.

— Родители нечутко реагируют на потребности ребенка.

— Взрослые несправедливо сравнивают ребенка с другими детьми.

— Взрослые пользуются преимуществом своего положения или игнорируют зависимое положение ребенка.

— Посягают на потребность ребенка в уединении.

Неприемлемые формы поведения /насилие/отсутствие родительской заботы.

— Взрослые унижают и оскорбляют ребенка.

— Выражают амбивалентные чувства по отношению к ребенку, проявляют любовь в зависимости от обстоятельств.

— Эмоционально и физически отвергают внимание ребенка.

— Пользуются грубыми и жестокими методами контроля.

— Нечувствительны к потребностям ребенка.

— Взрослые намеренно пугают ребенка, угрожают ему или провоцируют у него негативные реакции.

— Реагирует чрезмерно эмоционально и непредсказуемо.

— Пользуясь зависимостью ребенка, применяют принуждения, угрозы или подкуп.

— Используют сексуальное или физическое принуждение и насилие.

Итак, в тех случаях, когда ребенок и его личность занимают центральное положение, родители используют приемлемые и нормальные формы воспитания, способствующие его развитию. Компетентные родители по-разному стимулируют развитие ребенка, они предъявляют свои требования к ребенку в зависимости от его потребностей и способностей. Разумеется, родители часто ругают, критикуют ребенка и даже демонстрируют нечуткость к его потребностям; в действительности, чтобы вырастить дисциплинированного ребенка, иногда нужен строгий контроль, требовательность и эмоциональная экспрессивность.

Однако при пограничном стиле воспитания родители ведут себя более безответственно, и ребенку наносится значительный вред. Таким родителям зачастую самим нужна помощь и наставление, которые позволили бы им овладеть эффективными методами воспитания.

Наконец, родители, не удовлетворяющие потребности ребенка, пользуются его зависимостью и совершают физическое, сексуальное или эмоциональное насилие. Они ведут себя неприемлемо и жестоко по отношению к детям. Итак, самый явный признак отсутствия родительской заботы — неспособность родителей чутко реагировать на потребности ребенка.

Итоги раздела.

— Можно выделить четыре основных типа жестокого обращения с детьми: отсутствие родительской заботы, физическое, сексуальное и эмоциональное насилие.

— Всегда существовали такие семьи, где с детьми обращались жестоко, но до последнего времени общество не рассматривало это явление как серьезную проблему или повод для беспокойства.

— Жестокое обращение с ребенком вызывает самые тяжелые и разрушительные формы стресса, которые часто ведут к нарушению адаптации.

— В семьях, где жестоко обращаются с детьми, отсутствует эмоциональная и физическая поддержка, поэтому у ребенка затруднена или отсутствует возможность исследовать окружающую среду и вырабатывать навыки взаимодействия с ней.

— Проявление заботы о ребенке можно описать в рамках гипотетического континуума: от приемлемых и нормальных форм воспитания до насилия и отсутствия родительской заботы.

— Границы между приемлемым и неприемлемым поведением по отношению к детям не всегда ясны или четко установлены, но осознание правильности или ошибочности действий помогает предотвратить жестокое отношение к ребенку.

Типы насилия.

Приходилось ли вам сидеть с маленьким ребенком или руководить группой детей в лагере или в школе? Что бы вы сделали, если бы увидели, что у ребенка синяки? Вам следует знать, что на всей территории США действуют законы и официальные постановления, обязывающие людей, входящих в контакт с детьми в процессе общения или работы (например водителей автобусов, работников детских садов, учителей, воспитателей и т. д.) сообщать полиции или властям об известных или возможных случаях насилия над детьми. Эти законы и постановления предусматривают ситуации, в которых детей нужно забрать изсемьи, если к ним применяется насилие. Статьи закона определяют формы жестокого обращения, которые наказываются в уголовном порядке.

Ситуации, негативно влияющие на здоровье и состояние детей, предполагают проявление насилия и отсутствие заботы со стороны взрослых, а не патологическое поведение ребенка или наличие у него психического расстройства. Таким образом, в Руководстве DSM-IV-TR отсутствуют специфические определения типов жестокого обращения с детьми. В Руководстве жестокое обращение с ребенком (со стороны взрослого или другого ребенка) рассматривается в разделе I под рубрикой «Другие условия, которые могут стать объектом клинического исследования». Если ребенок, который испытал насилие, страдает от клинического расстройства, такого как депрессия (раздел I), то жестокое обращение может рассматриваться в разделе IV (психосоциальные проблемы и проблемы окружающей среды), поскольку оно может повлиять на диагностику, лечение и последствия детской депрессии. Типы жестокого обращения определены в Национальных статистических исследованиях, которые проводятся с 1980 года Министерством здравоохранения и социальных служб (осуществлено уже три таких исследования). Эти работы учитывают статистику официальных докладов и результаты репрезентативного опроса специалистов, общающихся с детьми в процессе своей профессиональной деятельности.

Физическое насилие.

Наши рекомендации