Доброта и отзывчивость

Основные темы:

Будь вежлив со своими товарищами: не груби, не забывай говорить "волшебные" слова, старайся с друзьями играть дружно, не будь грубым.

Усвой истину: "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть".

Оборудование: на доске висит плакат "Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству".

Ход беседы.

Учитель обращается к детям:

- Сегодня нас ждет необычный транспорт - ковер-самолет! Вот он (расстилает на полу красочный ковер-самолет, нарисованный на ватмане). Прислала его нам Мудрая Книга. Она ждет нас, ребята, в своем книжкином доме.

Ребята! Садитесь все на ковер-самолет. Стоит нам только сказать: "Ковер-самолет, возьми нас в полет!" (Дети повторяют эти слова.) Быстро летит наш ковер-самолет, только ветер свистит в ушах. А вот и книжкин дом. Приземляемся. (Ребята встают и рассаживаются по местам.)

Входит Мудрая Книга:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада видеть вас. Сегодня я хочу прочитать вам один очень интересный рассказ. Написал его Е. Пермяк. Называется он "Самое страшное". (Читает рассказ на с. 220).

Затем проводится беседа о прочитанном, дети отвечают на вопросы по содержанию рассказа: "Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?", "Почему Вова остался один на свете?", "Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?"

Как бы подводя итог обсуждению, школьники читают хором стихи, написанные на доске (вывод):

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

Продолжая тему, учитель говорит:

- Много славных дел ждет вас впереди. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.

Исполняется песенка "Улыбка" (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).

Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть нам, вашим родителям, вашим друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.

"За добро добром платят", "Доброе братство лучше богатства" (написано на доске).

Дети читают стихотворение Л. Татьяничевой:

Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Этой мерой измеряться Все земные труды. Может, вырастил деревце На земле Кулунды? Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Плавок мирным трудом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее – Хорошо самому.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек никогда никого не обижает, помогает людям. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Добрый человек никогда один не останется. У него всегда много друзей.

Мудрая Книга:

- Я очень прошу вас, ребята, не будьте такими, как Вова. Будьте добрыми и чуткими, будьте вежливыми друг к другу. А сейчас нам настала пора прощаться! До свиданья! Мой транспорт, ковер-самолет, в вашем распоряжении. Счастливого вам пути!

Ребята снова рассаживаются на ковре-самолете. И все вместе читают стихи.

Если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Варианты бесед для учащихся V - IX классов.

Доброта.

Цель: ознакомить с содержанием понятия; разъяснить, в чем проявляется это качество.

Ход беседы.

На доске сделана запись для занесения в тетради по этике, взятая из словаря русского языка.

"Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям. Добрый - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый".

Учитель. Что же такое доброта и какова ее роль в жизни человека? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы тогда говорим, что торжествует зло?

С давних пор и во все времена в разных концах земли, под разными широтами, всегда и повсюду свойство доброты, способность ее проявлять было предметом воспитательской заботы и самого пристального внимания. Подтверждение мы находим в обычаях и верованиях разных стран и народов.

Во Вьетнаме в день лунного Нового года (весной) над дверьми домов чертят иероглифы - пожелания счастья, благополучия, доброты живущим в доме. А в Индонезии у жителей острова Бали существует давний обычай: молодого человека, достигшего брачного возраста, торжественно посвящают в мужчины. Старейший селения или племени подходит и слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая, притупляя их. По убеждениям балийцев, это делается для того, чтобы убить в человеке дремлющего в нем зверя, чтобы его душа и деяния были добрыми, чтобы он был мягок и сердечен с окружающими. И пусть, когда у него родятся дети, они будут детьми человека, а не зверя - добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь к другому, а не жестокими, корыстными, черствыми.

А сколько скромных простых примеров проявления человеческой доброты рассеяно вокруг нас, в окружающей нас жизни.

Вот престарелый врач-пенсионер выращивает в своем саду ягоды и фрукты, собирает и отдает их ребятишкам из соседнего дома. Для него радость видеть, как они лакомятся плодами его труда. Вот молодой сибиряк-тракторист, накопив несколько тысяч рублей, передает их родному селу с просьбой устроить библиотеку.

Доброта многолика и многогранна. И проявлять ее можно повсюду, недалеко искать, место и повод ее применить не требуется.

Читают вслух рассказа Б. Емельянова "Этого не нужно повторять".

Все было хорошо для Гарика до тех пор, пока звеньевой Ибрагим не сказал:

- Бабушка Таня наша подшефная!

И адрес назвал. Уточнил, что живет она одна и помочь ей некому.

Стали приходить к бабушке Тане каждый день.

Только у Гарика складывались с бабушкой странные отношения. Они избегали смотреть в глаза друг другу. Дело в том, что бабушка Таня - родная бабушка Гарика: только теперь она не просто бабушка, к которой у него все как-то не было времени забежать, а "зона их пионерского действия". Так что пришлось внуку у этой "зоны" просить о великом одолжении: не говорить ребятам, что она его родная бабушка. Стыдно. Пусть лучше Гарик будет просто тимуровец, а никакой не внук. И бабушка, любя внука, согласилась. Но легче Гарику не стало. Мучил вопрос: почему так получилось, что тимуровская разведка нашла его бабушку, а ему и в голову не пришло, что ей нужна помощь? В конце концов Гарик не выдержал и признался, что он никакой не тимуровец, а просто плохой внук. А ребята это и сами знали:

- Мы ведь не только бабушке хотели помочь, но и тебе!

Содержание рассказа обсуждается по таким вопросам: "Как вы поняли слова: "Так что пришлось внуку у этой "зоны" просить о великом одолжении..."? Кого имеет в виду автор под словом "зона"?", "Почему Гарику пришлось скрывать о ребят, что бабушка Таня его родная бабушка?", "Как относятся к своим бабушкам и дедушкам твои товарищи? А ты сам?"

Затем учитель читает школьникам статью А. Пастухова "Мы ее не били". По содержанию прочитанного предлагаются следующие вопросы: "Как можно назвать поступок одноклассников по отношению к Вале?", "Почему нельзя смеяться над физическими недостатками?", "Как следовало классу отнестись к появлению Вали в очках?"

Ученикам предлагается соревнование на то, кто больше назовет пословиц и поговорок о доброте, которые затем записываются в тетради:

Спеши делать добро.

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Наши рекомендации