Раздел ii. равнодушие и отзывчивость

РАЗДЕЛ I. ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА

«Всего превыше: верен будь себе. Тогда, как утро следует за ночью, Последует за этим верность всем»

(В. Шекспир)

«Главное, не изменять себе, не растрачиваться на то,что на самом деле не нужно, и уметь хранить то.

что действительно ценно» (О. Рой)

«Хранить верность — это достоинство, познать верность — это честь...»(Мария фон Эбнер-Эшенбах)

«Верная любовь помогает переносить все тяготы...»(Ф. Шиллер)

«Измена зарождается в сердце прежде, чемпроявляет себя в действии» (Д. Свифт)

«Верность друга нужна и в счастье, в беде жеона совершенно необходима...» (Сенека)

«Есть преступление, которое не искупается, —это измена Родине» (П. Буаст)

РАЗДЕЛ II. РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ

«В чем добродетель? В сострадании к живому...» (Хитопадеша)

«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества»(А. Шопенгауэр)

«Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь... переносится на других...» (Б. Мандевиль)

«Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие: вот истинно вершина бесчеловечности» (Б. Шоу)

Чем опасно равнодушие?

«Разве милосердие не должно проявлятьсяс особенной силой именно там, где особенноглубоко падение?» (В. Гюго)

«Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего»(М. Горький)

«Не столько ум.сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятным»(Ж. Лабрюйер)

«Доброта лучше красоты» (Г. Гейне)

РАЗДЕЛ III. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

«Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем»

(О. Уайльд)

«У кого нет цели, тот не находит радости нив каком занятии» (Д. Леопарди)

«Бесчестные средства, с помощью которых многие...возвышаются, ясно говорят, что и цели также

не стоят доброго слова» (М. Монтень)

«Когда человек не знает, к какой пристанион держит путь, для него ни один ветер не будетпопутным» (Сенека)

«Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывать недостойные средства для еедостижения» (А. Эйнштейн)

«Есть люди, которые живут без всякой цели,проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут.

их несет» (Сенека)

РАЗДЕЛ IV СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ

«Лишь тот смел и храбр, кто себя одолеет»(Аристотель)

«Страх возникает вследствие бессилия духа» (Спиноза)

«Некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить» (Г. Ван Дайк)

«Трусость — самый страшный порок» (М. Булгаков)

«Героизм зачастую заключается в том, чтобы,не теряя головы, выполнить свое дело, вместо того

чтобы бежать и получить пулю в спину» (Р. Хайнлайн)

«Истинное мужество немногоречиво: ему так малостоит показать себя, что самое геройство оно

считает за долг, не за подвиг» (А. Бестужев)

«Безумство храбрых — вот мудрость жизни!..Безумству храбрых поем мы песню!» (М. Горький)

«Дерзайте Отчизну мужеством прославить!»(М. Ломоносов)

РАЗДЕЛ V ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Что такое «настоящая жизнь» и «жизнь ложная»?

«Горе тому обществу, где порок не ищет темныхуглов, но горделиво разгуливает при дневномсвете по улицам ипоплощадям» (С. Соловьев)

«Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой...»(А.С. Пушкин)

«Ничто так наглядно не определяет лицо государства, как существо и облик чиновника»(Б. Андреев)

«Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам...» (А.С. Пушкин)

«Не стоит село без праведника» (А. Солженицын)

«Как в человеке, так и в государстве, опаснее всего болезнь, начинающаяся с головы»(Плиний младший)

«Нам не дано предугадать, Как слово нашеотзовется...» (Ф.И. Тютчев)

ВВЕДЕНИЕ

Дорогие ребята!

Вам предстоит трудное испытание — написать итоговое выпускное сочинение. На основе резуль­татов этого сочинения будет осуществляться до­пуск к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Поэтому ваша задача сейчас — как можно лучше и тщательнее подготовиться к выполнению этого задания.

В этой работе вы должны умело использовать литературные аргументы, произвести анализ про­изведений русской и мировой классики. Причем вы можете обращаться не только к прозаическим жанрам, но и к лирическим, драматическим, пу­блицистическим — если того требует раскрытие выбранной вами темы.

Помните, что самое главное в написании ито­гового выпускного сочинения — это раскрытие темы. В первой части вы даете вступление, ко­торое может быть более или менее абстрактным. Вы можете дать определение основного понятия, раскрыть свой взгляд на проблему, порассуждать о том, каким должно быть достойное, идеальное раз­решение ее, привести какие-то факты из русской культуры, истории, прошлого России (если это возможно в рамках выбранной вами темы), фило­софии, социологии.

Затем вы обращаетесь к аргументам из художе­ственной литературы. В качестве первого примера можно привести прозаическое произведение и дать его глубокий, развернутый анализ. В качестве второго примера можно привести лирическое про­изведение (стихотворение), дав уже небольшой анализ и процитировав несколько строк. Второй вариант — вы даете глубокий, полноценный анализ одного художественного произведения (выдержав необходимый объем).

Обращаясь к литературным произведениям, вам необходимо не просто пересказать сюжеты, но и произвести полноценный литературоведческий анализ произведения. Вы должны очень хорошо знать содержание книги, дать краткое изложение сюжета, охарактеризовать образы, привести приме­ры поступков героев, подтверждающие те или иные их личностные качества. Также нужно обозначить идею произведения и выявить авторскую позицию. Очень хорошо, если вы вспомните какие-то худо­жественные средства, использованные автором в данном произведении, в обрисовке образа, — по­трет героя (его характерные особенности), пейзажи ит.д.

Затем вы высказываете свое мнение о данной проблеме, говорите о том, что вы согласны с дан­ными авторами, потому что... Затем делаете вывод.

Помните, что объем вашего сочинения должен составлять не менее 350 слов (включая предлоги, союзы и частицы). Это составляет примерно 5 ли­стов рукописного текста (школьной тетради). При этом вам нужно постараться избежать орфографи­ческих и пунктуационных ошибок, а также оши­бок по культуре речи. Поэтому лучше не строить больших, сложных предложений, тем более пред­ложений-периодов. Стилистические и пунктуаци­онные ошибки в них, как показывает практика, не­избежны. Разбейте все свои сложные предложения на простые. При этом помните о правильном по­строении предложений с деепричастным оборотом (в них также зачастую допускают ошибки).

Данная книга должна помочь вам в написании итогового сочинения. Она включает разработ­ку всех тематических направлений 2017—2018 гг.: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчи­вость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». В каждом направлении представлены определенные темы, оформленные в виде цитат и афоризмов.

В сочинениях дан анализ художественных про­изведений, привлечены критические материалы. Данный сборник поможет вам подготовиться и к сочинению-эссе, которое вы будете писать уже не­посредственно на ЕГЭ по русскому языку.

Книга адресована школьникам старших классов, абитуриентам, преподавателям.

РАЗДЕЛI

Верность и измена

«Всего превыше: верен будь себе.

Раздел II.

Равнодушие и отзывчивость

«В чем добродетель?В сострадании к живому...»(Хитопадеша)

Добродетель — это важнейшая нравственная ка­тегория, делание добра. Это совокупность мораль­ных качеств личности, в основе которых — любовь, терпимость, сострадание ко всем живому, к людям, природе, животным.

Отношение людей к «братьям нашим меньшим» всегда занимало писателей, поэтов, привлекавших внимание общества к жестокому обращению с жи­вотными, с горечью отмечавших дефицит доброты и сострадания в человеческих сердцах.

Одно из таких произведений — рассказ Л. Андре­ева «Кусака». В основе сюжета — история бродячей собаки. Жизнь научила ее защищаться, не доверять людям. Но вот весной появились дачники, обогре­ли, приласкали, накормили собаку, и сердце ее от­таяло. Кусака (такое прозвище ей дали) искреннепривязалась к ним. А с наступлением осени дач­ники уехали в город, бросив несчастную собаку на произвол судьбы. И снова была разрушена ее вера в людей...

Мир людей и мир животных противопоставлены в рассказе А. Куприна «Изумруд». Изумруд — это скаковая лошадь, жеребец, выигравший скачки. Однако люди начинают оспаривать его первенство, утверждая, что лошадь «поддельная», «фальши­вый рысак», требуют назад поставленные деньги. В финале Изумруд погибает (ему подсыпают от­равленный овес). «Изумруд погибает вследствие коварства, корыстолюбия, алчности людей, но на­сколько он чище, совершеннее их! Невдомек ему, разгоряченному блистательной победой в бегах, почему вокруг него поднялась суматоха, почему проверяют его клеймо и масть, почему звучат обви­нения в мошенничестве, как невдомек и то, почему у овса в чужой, незнакомой конюшне такой стран­но-непривычный вкус. И подлое убийство ранним утром, «когда все... спали», не осознанное жерт­вой, отторгает убийцу, «большеголового, заспан­ного человека с маленькими черными глазками и тоненькими черными усами на жирном лице», от рода человеческого, так безнадежно уступающего животным в порядочности»[28].

Этой же теме посвятил рассказ «О чем плачут лошади» и Ф. Абрамов. Сюжет рассказа несложен:пришел однажды рассказчик к лошадке Рыжухе, своей любимице, а она с грустью поведала ему та­кую историю. На летнем сенокосе услышала она от старой кобылы, что раньше было такое время, когда люди заботились о лошадях и ценили их. Но когда Рыжуха стала петь эту песню на своем поле, остальные лошади не поверили ей и попросили ее замолчать. И тогда она обратилась к рассказчику с вопросом, правда ли, что были на свете такие вре­мена. И он не знал, что ей ответить. Ведь лошадь всегда была в крестьянской семье надеждой и опо­рой, кормилицей. Она была вместе с хозяином не только на работе, но и в праздник, в масленичные гулянья, когда «радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, коло­кольцы — услада русской души...». Первой игруш­кой крестьянского сына всегда был деревянный конь. Смелый, отважный конь был неизменным спутником богатыря в русских былинах и сказках. И на фронтах всех войн лошади воевали. Наконец, в русской литературе образ «розового коня» ассо­циируется с первыми мечтами лучшей поры нашей жизни — юности. А как же сейчас к ним относят­ся люди? Пьяный конюх зачастую забывает о них, почти все животные сгорблены от работы, висит клочьями шкура, гноятся глаза. Что получили они в благодарность за свой труд? Лишь равнодушие. Несправедливо отнесся к ним человек. Вот и пла­чут лошади от обиды. Писатель в этом рассказеосуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзьям и помощникам — лошадям.

Таким образом, именно общение с природой формирует нравственность. Человек должен быть добр, милосерден по отношению к природе и жи­вотным. И тогда окружающий мир распахнется ему навстречу и заиграет удивительными, яркими кра­сками.

«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества»(А. Шопенгауэр)

Сострадание — это важнейшее нравственное ка­чество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты являются необхо­димой составляющей человеческой личности, по­могают человеку в критической ситуации.

Примеров тому немало в художественной лите­ратуре. Тема милосердия, великодушия, отзывчи­вости — одна из важнейших тем романа А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка». Вспомним историю взаимоотношений главных героев романа, Гринева и Пугачева. Вот незнакомый мужичок спасает Гри­нева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит свой зая­чий тулуп. С практической точки зрения подарок бессмыслен: тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Одна­ко Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «На­гради вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понима­ние, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.

Вот вторая встреча героев. Бунтовщики берут Белогорскую крепость и уже должны, повесить Гринева, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет Петру Гриневу жизнь. Вечером в беседе наедине Пугачев говорит: «...я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скры­ваться от своих недругов».

И далее писатель как будто начинает испыты­вать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугаче­ва присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», — «с твердостию» говорит он. Вот Гринев приходит к Пугачеву с просьбой помочь Маше Ми­роновой. Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь, на восстановление спра­ведливости. И в этом поступке — уважение к Пу­гачеву. Убийце и висельнику не отказывает Гринев в доброте и человечности. И это почувствовал са­мозванец. И поэтому, даже узнав, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, Пугачев ведет себя достойно. Он помогает освободить ее, отпу­скает молодых людей: «Казнить так казнить, жало­вать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»

Мы знаем, что отношение Пушкина к пугачев­скому бунту было однозначным. «Не приведи Богвидеть русский бунт — бессмысленный и беспо­щадный. Те, которые замышляют у нас невозмож­ные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка — полушка, да и своя шейка — копей­ка», — говорит в повести Гринев. И автор согласен с этим высказыванием. Однако Пушкин не отка­зывает Пугачеву в милосердии, чувстве жалости и сострадания. Это очень важно в контексте фило­софского осмысления произведения, так как здесь у нас напрашивается вывод о пушкинском понима­нии человеческой натуры: каким бы злодеем ни яв­лялся человек, в душе его подспудно живет добро, нужно только уметь отыскать его, нужно уметь до него достучаться.

То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Ис­следователи отмечали, что сама любовь героя — русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жа­ление (В.Н. Катасонов). Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родите­лям; заботясь о безопасности своей невесты, мол­чит о ней во время суда.

Чувством терпимости, доброты, большой привя­занности к своему воспитаннику проникнуто и все поведение Савельича, дядьки Петра. Так, он про­являет терпимость в эпизоде с Зуриным (биллиард­ный проигрыш Гринева), спасает своего воспитан­ника от смерти, бросившись в ноги к Пугачеву.

Мотив милосердия возникает и в финале рома­на, в эпизоде обращения Маши Мироновой к им­ператрице с просьбой спасти жениха. Гринев поми­лован по указанию императрицы.

Таким образом, мотив сострадания пронизы­вает весь сюжет пушкинского романа. По мысли автора, это то качество, которое необходимо чело­веку вжизни. Как заметил А. Шопенгауэр, состра­дание — «это единственный закон бытия всего че­ловечества».

«Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь... переносится на других...»(Б. Мандевиль)

Милосердие — это готовность помочь кому-то, чувство сострадания, терпимости. Это заботливое, доброжелательное, любовное отношение к окружа­ющим людям: Тема милосердия всегда развивалась в произведениях русских и советских писателей. Одно из таких произведений — роман М. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом».

Это одно из пронзительных произведений о ве­ликом подвиге материнства в годы Великой Оте­чественной войны. Писатель разворачивает пе­ред нами удивительную, драматическую историю Нины Нечаевой. На ее долю выпали жестокие ис­пытания, за годы войны она изменилась, повзро­слела, многое поняла, приняв ответственность за сына. Муж Нины ушел на фронт, отец посоветовал ей ехать в Ташкент, к матери и брату. Будучи на по­следних сроках беременности, она попадает в са­мую гущу событий. В Ташкенте она не находит род­ственников и уезжает в Саратов. Нина встречает на своем пути множество различных людей — и хоро­ших, и дурных. В поезде ее опекает «добрый гений Лев Михайлович», генерал Рябинин помогает ей в Ташкенте, в аксайском роддоме нянечка Фрося со­бирает немудрящее приданое для ее ребенка, мно­

годетная Клавдия кормит Витюшку грудью, потому что у Нины нет молока.

Чужой для героини становится лишь семья ее мужа. Оказавшись в Саратове, городе своего дет­ства, Нина пытается найти помощь и поддержку в доме своего свекра. Однако она оказывается там лишней, под любым предлогом родственники хо­тят избавиться от нее. Жизнь в этом доме становит­ся для нее невыносимой. Каждый день она ходит в поисках нового жилья. И наконец обретает дом у посторонней женщины — Евгении Ивановны. Она приютила Нину с крошечным сыном, дала ей кров, любовь и поддержку, спасла от болезни и голодной смерти. Она стала для нее родным человеком. И от­чаявшаяся героиня поняла, что в людях по-преж­нему жива доброта, любовь к ближнему. Еще Нина поняла, что не имеет права погибнуть, обязана вы­жить ради своего ребенка. И она начинает бороть­ся за жизнь: оставшись в одиночестве, добывает дрова, для того чтобы протопить дом; добивается устройства ребенка в больницу, чтобы он не погиб от голода.

Образ главной героини близок автору и читате­лям. Эта маленькая женщина похожа на Мадонну с цветком. Эту картину Нина когда-то видела в Ле­нинграде, в доме же Евгении Ивановны висит ее старая репродукция. Только у героини Глушко иная судьба — она Мадонна с пайковым хлебом. Нина в романе совершила настоящий подвиг — она спасла

своего сына, сумела сохранить в себе доброту, чело­вечность, душевную щедрость.

Таким образом, история жизни этой героини — история любви и милосердия. Чувство любви и со­страдания — это основа жизни.

«Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечноети»(Б. Шоу)

Равнодушие — это безразличие к окружающим людям, миру, природе, животным. Это безучастное состояние человека, отсутствие интереса к жизни, отсутствие чувства сострадания, любви. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслужива­ешь звания человека», — сказал Саади. К этой теме часто обращались и русские писатели, например В. Астафьев в рассказе «Людочка».

В этом рассказе автор представляет нам траги­ческую историю деревенской девушки. Расска­зу предшествует эпиграф и вступление. Эпиграф стихотворный, во вступлении читаем пушкинские строки: «Что в имени тебе моем?». Вступление на­полнено авторскими вопросами: «Зачем я помню это? Зачем же история эта, тихо и отдельно ото все­го, живет во мне и жжет мое сердце?». И писатель тут же дает ответ: «Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?»

И далее он разворачивает перед читателем эту простую историю о деревенской девушке, вроде бы ничем не выделяющейся на фоне окружающих, обыкновенной, скромной, замкнутой, по-кре­стьянски трудолюбивой. Она живет в деревне с ма­терью и отчимом. Закончив десятилетку, уезжает впоселок ВПВРЗ, где поступает на работу в местную парикмахерскую. Снимает комнату у приютившей ее Гавриловны.

Рассказ о жизни героини в этом поселке пред­варяется у Астафьева описанием городского парка. И всюду тут мы видим запустение, разорение, изде­вательство человека над природой. В парке выкопа­на канава, по которой течет горячая бурда — грязь и мазут. Вокруг «дурнолесье» и «дурнотравье»: ра­стут кривоствольные черемухи, бузина, волчатник. Место полностью захламлено человеком: всюду бу­тылки, мусор, сломанные скамейки. С этой ужас­ной картиной контрастируют лозунги, висящие в этом месте: «Ленинизм живет и побеждает!», «Сла­ва советскому народу, народу-победителю!». Так писатель, используя прием контраста, говорит об огромной дистанции между планами государства и реальной жизнью. И в деревне Вычуган, и в посел­ке — всюду разруха, пьянство, нищета, нравствен­ная деградация общества. С большой иронией, даже сарказмом писатель замечает, что под этими лозунгами в парке местные жители пили, играли в карты, дрались и резались насмерть, «имали девок». Вот как Астафьев описывает танцы в этом парке: «В загоне-зверинце и люди вели себя по-зверино- му», «Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред».

Характерное поведение отличает и жителей этого поселка. Вот Артемка-мыло, представитель местной шпаны, вот пахан и вор Стрекач, человек,способный на любую подлость и гнусность. Имен­но он нападает на Людочку в один из вечеров, когда она возвращается домой через парк. Причем делает это от скуки, желая покуражиться перед приятеля­ми. Свое отношение к этому персонажу Астафьев выражает в авторских комментариях — едких и сар­кастических, в презрительной интонации. В этом герое нет ничего человеческого, он подлый и при­митивный тип. Став жертвой насилия, героиня тя­жело переживает случившееся. Она пытается найти поддержку у Гавриловны, в собственной семье. Од­нако все остаются равнодушными к ее горю. В эти минуты Людочка вспоминает об умершем в боль­нице парне-лесорубе, о том, что не смогла ничем помочь ему, разделить его участь, чувствует свою острую вину перед ним. В простой душе этой де­вушки живут сильные и глубокие чувства.

После всего произошедшего Людочка испыты­вает глубокое чувство вины, стыда, отчаяния, оди­ночества. «Никто ни о чем не спрашивал — никому до меня нет дела!» — думает она. И она решает по­кончить с собой, повесившись на дереве. Горькое восклицание автора словно продолжает мысли его героини: «А душа? Да кому она нужна, та простень­кая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютив­шаяся душа?»

Самоубийство девушки вызывает неоднознач­ную реакцию окружающих. Близкие испытывают острое чувство вины, отчим Людочки расправ­ляется со Стрекачом. В поселке же все остаетсяпо-прежнему. Астафьев замечает: «Угнетенные, ограбленные, царапанью, резаные, битые, в страхе ожидания напастей жившие обитатели железнодо­рожного поселка вздохнут теперь освобождение и будут жить более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порожденного и взращен­ного». С горечью всматривается Астафьев в души своих героев и понимает, что это «темное царство», равнодушие окружающих погубило невинную душу.

А каковы же истоки этих бед? По мысли писате­ля,'корень этбго зла — в разрыве связей народа со своей историей, в гибели русской деревни, в губи­тельной социальной политике, когда государству нет дела до конкретного человека. В душе героев нет веры в Бога, но нет и никаких иных идеалов. Именно о таких людях писал Д. Андреев: «...эти несчастные в подавляющем большинстве сами не понимают всего ужаса своего положения. Утратив­шие связь с матерью-землей и не вознагражденные за это приобщением к мировой культуре, психи­чески искалеченные вечной возней с машинами, эстетически колеблющиеся от красот индустриаль­ного пейзажа до частушек и пошлой олеографии, эти люди становятся жертвами одуряющей скуки, как только оказываются наедине с самими собой. Они как огня боятся тишины, ибо тишина ставит их лицом к лицу с их душевной опустошенностью. Природа для них мертва, философия — смертель­на скучна, искусство и литература доступны лишьв самых сниженных проявлениях, религия возбу­ждает в них лишь высокомерную усмешку невежд, и только наука вызывает в них чувство инстинктив­ного уважения, как нечто бесспорно высшее, чем они. Их отдых — карты, водка, домино, спорт, при­митивный флирт да кинематограф. И пусть не лгут, что я клевещу на этих людей: им слишком долго кадили фимиам, их растлевали потоками демагоги­ческой лести и лжи; приходит время, когда перед ними поставят собственные, ничем не разукрашен­ные портреты»[29].

Астафьев с горечью пишет о нравах русского на­рода, озабоченного строительством социализма и коммунизма, когда жизнь человеческая обесцени­вается, когда рушатся все моральные устои, все то, чем испокон веков был жив русский человек.

Таким образом, равнодушие людей может при­вести к трагедии, разрушить человеческую жизнь, это «истинно вершина бесчеловечности».

Чем опасно равнодушие?

Равнодушие губит, ожесточает сердца, делает людей инертными, безразличными к окружающему миру, людям, природе. «Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!» — сказал Юлиус Фучик. К этой теме часто обращались русские писатели, например Ф.М. До­стоевский в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке».

В этом рассказе Достоевский передает печаль­ную историю маленького мальчика, приехавшего с матерью в Петербург из маленького городка. Мать внезапно умерла, и ребенок остался один накануне Рождества. Он одиноко бродил по городу, голод­ный, плохо одетый, однако все остались безучастны к его судьбе. Городские жители веселились на рож­дественских елках. Здесь Достоевский использует принцип антитезы. Праздничная рождественская елка, ее веселые огоньки, веселящиеся, беспеч­ные люди — все это противопоставлено одиноко­му, забытому всеми ребенку. В душе этого мальчика живет страх, тоска, он испытывает чувство голода, дрожит на морозе. Однако окружающим нет дела до несчастного ребенка. Рождество должно нести лю­дям радость, единение. Однако герою Достоевского этот праздник приносит гибель. Ребенок замерзает в одной из подворотен. И далее сюжет развивается в фантастическом плане: мальчик попадает на елку к Христу. И только здесь он оказывается в атмосферелюбви, участия, тепла, обретает дом, где его лю­бят. Таким образом, в финале рассказа происходит чудо, которого нет в жизни.

Авторская позиция отчетливо выражена в этом рассказе. «Если в мире нет любви и сострадания, то неизбежно страдают дети», — говорит Достоевский. Детские слезы воспринимаются читателем как ре­зультат неправедной, греховной жизни взрослых. И только жанр святочного рассказа позволяет нам приподняться над обыденностью, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии.

Равнодушие к окружающим, близким людям, семье лежит в основе эгоизма. Именно эта мысль звучит в повести А. Алексина «Безумная Евдокия». В этой повести писатель создает образ немолодой учительницы — Евдокии Савельевны. Окружаю­щие зачастую считают ее смешной, нелепой. Роди­тели одной ученицы, талантливой, неординарной девочки, прозвали ее «безумной Евдокией», счи­тая, что она критически настроена по отношению к их дочери. Однако финал этого произведения грустен — талантливая художница Оля оказывает­ся эгоисткой, которой недостает душевной чутко­сти, внимательности к окружающим и, прежде всего, к самым близким людям — родителям. Уйдя в поход вместе со своим классом, она внезапно ис­чезает, чтобы первой пройти по маршруту Мити Калягина, героя, доставившего своему дяде-док­тору лекарства и медицинские инструменты в годы Великой Отечественной войны. Олю начинаютискать, об исчезновении девочки сообщают ее ро­дителям; И мама Оли, женщина с больным серд­цем, не выдерживает: она сходит с ума. Девочка же, упоенная своим успехом, вскоре появляется дома и радостно сообщает о том, что она первой прошла по маршруту Мити Калягина и получила приз. Ев­докия Савельевна с горечью говорит о недостатке человечности в душе этой девочки, ее равнодушии к окружающим, желании любой ценой быть пер­вой. Она убеждена, что самое главное — не развить в детях талант, а воспитать в них доброту и чуткость. И «безумная Евдокия» оказывается права — ее пра­воту доказывает сама жизнь.

Таким образом, равнодушие способно разру­шить человеческую жизнь, загубить семью, любовь.

«Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение?» (В. Гюго)

Милосердие — это доброта, готовность прийти на помощь, это чувство сострадания к окружаю­щим, любовь к людям. Высшая форма этого каче­ства — милосердие к врагу, человеку, к которому естественно испытывать чувство ненависти, враж­ды. Эту ситуацию описывает В. Закруткин в пове­сти «Матерь человеческая».

В основе повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, — вспо­минает автор, — мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги... В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитле­ровцами хутора. На хуторе не было ничего живо­го... Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла едва прикрытая лохмотьями мо­лодая женщина. Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей при­шлось пережить среди развалин родного хутора. Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Посели­лась в уцелевшем погребе...». Тогда же, в перерывемежду боями, Закруткин написал рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году Спустя много лет он решил написать по­весть об этой женщине. Так появилась «Матерь че­ловеческая».

«Матерь человеческая» — это повесть о тяжких испытаниях, которые приносит человеку война, о горе, слезах, страданиях. Одновременно это произ­ведение о великой русской женщине, ее душевной силе, ее мужестве, терпении и любви, милосердии.

Героиня повести Мария — женщина непростой, драматической судьбы. В гражданскую войну бе­логвардейцы расстреляли ее отца-коммуниста. Когда девочке было шестнадцать лет, умерла мать. Потом Мария вышла замуж, у нее родился сын Вася. С приходом фашистов жизнь героини рух­нула: на ее глазах повесили мужа и десятилетнего ребенка, сожгли хутор, жителей стали отправлять в Германию. Марии чудом удалось спастись, спря­тавшись в кукурузном поле. Она осталась одна на «чадной, повитой черным дымом, овеянной смер­тью земле...». Убитая горем, Мария хочет умереть. Но она ждет ребенка, она «не одна... в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским теплом, но уже своя отдельная, слабая жизнь...» Здесь словно происходит разговор разума и сердца героини: «Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить!..» Здесь мы слышим и голос автора, он сли­вается с голосом неродившегося ребенка. И Мария остается в этом мире, ставшем для нее страшным, —среди трупов, пустоты, каркающих воронов. Она идет на кладбище, чтобы навестить своих близких, поделиться с ними своим несчастьем. Мария хо­чет посоветоваться с матерью, поговорить с дедом Корнеем. И это посещение кладбища дает ей новые силы.

Очень важным эпизодом становится в пове­сти встреча героини с раненым немцем, Вернером Брахтом. Она не смогла убить его, испытывая чув­ство жалости и сострадания. Убить раненого без­защитного мальчишку — значит стать вровень с фашистами, убившими ее семью. Это шло против природы, против высшей справедливости. Этот не­мецкий юноша увидел в ней мать, и героиня стала названой матерью своего врага, вступила на путь утешительницы, заступницы. Образ Марии в этой сцене обретает символическую глубину, глобаль­ность, соотносясь с образом Богородицы. И не слу­чайно к ней возвращаются уцелевшие на хуторе го­луби — символ святости в христианской традиции. Мария ухаживает за раненым немцем, а когда он умирает, хоронит его.

Важным этапом в жизни героини становится ее встреча с детьми, которых она нашла в копне сена на хуторском поле. Оказывается, дети были эваку­ированы из ленинградского детского дома. С по­явлением на хуторе детей Мария словно оживает, возвращается к самой себе. Теперь нужно много работать, как-то устроиться для того, чтобы спа­сти детей, помочь им выжить. Настоящим счастьемстановится для нее рождение собственного ре­бенка.

Трогателен и символичен финальный эпизод noLвести: командир кавалерийского полка «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к безвольно опущенной маленькой руке». Героиня Закруткина совершила великий подвиг — подвиг материнства. Истоки ее подвига заключались в ее великой душе, любви, милосердии, вере в людей.

Таким образом, справедливы слова В. Гюго: «...милосердие... должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение».

«Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего»(М. Горький)

Любовь к людям — это основа жизни, основа взаимоотношений человека с миром, природой. Именно это чувство рождает в человеке вдохнове­ние, оно способно подвигнуть нас на подвиг, на са­мопожертвование. Эту мысль развивает А.М. Горь­кий в рассказе «Старуха Изергиль».

В этом произведении А.М. Горький утверждает свой писательский идеал — героя, посвятившего свою жизнь людям. Ему противопоставлен другой персонаж — индивидуалист и себялюбец.

Рассказ создан в русле романтической традиции. Но, в отличие от настоящих романтиков, писа­тель поэтизирует не зло, а добро. Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть — легенда о Ларре, вторая — рассказ Изергиль о своей молодости, третья — легенда о Данко. При этом первая и третья части контрастно противопоставлены друг другу.

Ларра — это воплощение крайнего индивидуа­лизма. Сын женщины и орла, он отличается гор­достью, высокомерием, презрением к людям. Он «ловок, хищен, силен, жесток». Черты характера героя подчеркнуты в его внешнем облике: «глазаего были холодны и горды, как у даря птиц». Ларра убивает девушку за то, что она оттолкнула его. Ин­дивидуалиста Ларру решили наказать вечным оди­ночеством. И вначале юноша громко смеялся над людьми, которые бросили его, смеялся, оставаясь один. И только позднее он понял, на какую страш­ную муку обречен: «...он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... И нет ему места среди людей...». Одиночество ока­залось для него невыносимым: он стал искать спа­сения в смерти, но и смерть не приходила к нему «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему... Вот как был поражен человек за гордость!».

Подлинный герой, по мысли автора, не агрес­сивный индивидуалист. Жизнь становится непре­рывной мукой, если человек оторван от людей, от мира, от общества, — такова идея легенды о Ларре. В образе этого героя Горький развенчал себялю­бие, эгоизм и индивидуализм. По мысли писателя, жизнь человека вне человеческого общества пуста и бессмысленна. Истинный же героизм состоит в любви к людям, в готовности человека совершить подвиг во имя высокой цели.

Таким героем у писателя является Данко, чело­век, ведущий свой народ на свободу. На пути людей возникали трудности, неодолимые, казалось бы, препятствия: густой лес, темнота и холод, грозные вспышки молний. И когда люди упали духом и хо­тели уже повернуть обратно, герой вынул свое серд­це и поднял его над головой. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к лю­дям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и осве­щая им путь людям».

В этом рассказе у Горького очень важна симво­лика света и тьмы. О<

Наши рекомендации