Г) Становление ценностно-смыслового блока отцовской сферы отмечается.
2.3.2. Характеристика эмоционально-потребностного блока отцовской сферы.
А) Наличие потребности в заботе и охране:а)по отношению к жене выражена слабо, б)по отношению к ребенку в данном эпизоде ее наличие вызывает сомнение, поскольку по отношению к ребенку не употребляется уменьшительно-ласкательный суффикс, движения малыша характеризуются термином «буйствовал».
Б) Потребность во взаимодействии с ребенком присутствует, хотя без собственной инициативы.
В) Потребность в отцовствескорее присутствует. Так, у Ильи вызвало оживление упоминание жены об особой реакции ребенка на папу.
Г) Изменения в трех триместрах беременности выражены слабо.
2.3.3. Личностная зрелость. Определенные черты инфантильности присутствуют в данном эпизоде. Илья не проявляет самостоятельности в общении с ребенком, не встает в родительскую позицию, давая характеристику ребенка. Он не отреагировал на потребность жены в поддержке во время ее рассказа о концерте. Однако нельзя судить в целом о зрелости на основании только этих эпизодов.
Эмоциональный ресурс.
2.4.1. Характеристики эмоциональной сферы отца. В данном эпизоде Илья проявил себя более эмоционально, чем Ольга. Основное экспрессивное средство, которым он пользуется – улыбка. Последняя может сочетаться со взглядом, отведенным в сторону.
2.4.2. Эмоциональное отношение к беременной женеположительное.
Складывается впечатление, что положительным оно было с самого начала и существенных изменений не претерпело.
2.4.3. Эмоциональное отношения к ребенку положительное. Илья улыбался во время рассказа жены. Радовался реакции малыша на свою руку. Смотрел на живот беременной жены. Качественных скачков в течении трех триместров не отмечено.
В) Когнитивный уровень.
Знаний о развитии ребенка, скорее всего, недостаточно. По другим показателям информации недостаточно.
Г) Операциональный уровень.
Недостаточно информации.
Д) Психофизический уровень – владение навыками саморегуляции. Недостаточно информации.
Анализ взаимодействия в паре.
3.1. Гармоничность пары во внешнем облике, в одежде.Оба одеты в удобную одежду, сходную по цветовой гамме: черно-белая.
3.2. Характеристика невербальных компонентов коммуникации в паре.Сидят близко, соприкасаясь плечами. Короткий контакт глазами имел место один раз. В нескольких случаях взгляды оставались без ответа. Наблюдаются синхронные проявления мимики: например, улыбаются одновременно, например, при рассказе о реакциях ребенка, при этом могут не смотреть друг на друга.
Распределение ролей и характеристика взаимодействия в паре на основе наблюдения и рассказов мамы и папы.
Похоже, что Ольга является лидером в паре. Илья не идет в своих действиях дальше того, что ему предлагает Ольга. Однако Ольга не стремится подавлять. У пары есть взаимопонимание, они разделяют положительные эмоции друг друга, умеют вместе радоваться.
Выводы по психологической готовности будущих родителей к воспитанию детей. Прогноз родительско-детских отношений после рождения ребенка.
У Ольги и Ильи присутствуют потребность и ценность ребенка, формируется потребность в родительстве. В паре присутствует взаимодействие и взаимопонимание. Возможно, у Ильи более сильный эмоциональный ресурс, и он сможет его реализовать в общении с ребенком. В целом, прогноз скорее в пользуадекватного стиля, гармоничного типа отношений с ребенком после рождения. Однако, низкая субъективизация и наличие конкурирующих ценностей у мамы могут создать условия и для делегирования ею полномочий по воспитанию ребенка и выраженности эмоционального игнорирования.
План психокоррекционной работы.
В работе с этой парой следует, в первую очередь, развивать чувствительность и респонсивность по отношению к ребенку. Помочь им увидеть индивидуальные черты малыша, научиться различать его состояния, отличные от маминых, и не соответствующие папиным желаниям, то есть повысить субъективизацию. Научить гармонично и дополнительно применять ресурсы мамы и папы в воспитании ребенка. А также дать адекватную информацию о развитии ребенка и его потребностях, способствовать формированию навыков ухода за малышом.