Теоретические подходы к характеристике ценностно-смысловой сферы в отечественной и зарубежной литературе

Исследования ценностей и смыслов является центральным образованием личности. Ценностные ориентации являлись объектом изучения многих дисциплин, таких как: философия, этика, психология и другие. Категории смысла занимают важное место в лингвистических и культурологических концепциях.

В современной психологии ученые не могли найти единый подход к определению ценностей и смысла, несмотря на то, что эти понятия широко изучаются отечественными и зарубежными исследователями. На сегодняшний день в российской научной литературе имеется большое многообразие определений ценностей и смысла.

Закревская О.В. дает следующее определение понятия «ценность»: «Ценность – понятие, используемое в философии, социологии и психологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. Ценности входят в структуру личности и определяют ее направленность, они формируются в процессе социализации и обеспечивают духовную ориентацию человека, направленность его мировоззрения» [11, с. 13].

Понятие ценностей, на основе психологического подхода, отражается в определении, которое основано на утверждении о том, что ценности являются специфическими образованиями сознания, которые выступают в структуре общественного и индивидуального сознания: идеалами, обобщенными представлениями о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, а также идеальными критериями оценки и ориентации личности и общества. Попова И.М. дала определение, основанное на данном подходе: «…под ценностями целесообразно понимать обобщенные представления, выступающие в качестве общественных идеалов, стереотипов общественного и индивидуального сознания, функционирующих как идеальные критерии оценки и ориентации личности и общества» [34, с. 26].

В психологии понятие «смысл» неразрывно связано с гармонично развивающейся личностью.

Выготский Л.С. столкнулся с проблемой смысла связи с изучением смысловой стороны речи. Он пришел к выводу, что существует динамическая смысловая система, которая представляет собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее. Идея позволяет раскрыть прямое движение от потребности и побуждений человека к известному направлению его мышления и обратное движение от динамики мысли к динамике поведения и конкретной деятельности личности» [8, c. 14].

Леонтьев Д.А. в своей статье «От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности» делает следующий вывод: «…Личностные ценности являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуются его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут быть как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей» [20, с.22].

Леонтьев Д.А. обобщил и развил представления о смыслах. Он определил смысловую сферу личности как «…особым образом организованную совокупность смысловых структур и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию ценностной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах» [21, с.42].

По мнению Клепикова В.Н., близко к пониманию понятия «ценности» подошли математик Эрдниев П.М. и психолог Зинченко В.П. Эрдниев П.М. ратовал за увеличение информационной емкости знания, т.е. за укрепление дидактических единиц. Зинченко В.П. настоятельно рекомендовал учителям рассматривать учебную информацию как «живое знание», т.е. такое, которое постепенно, «обрастая» объективными и субъективными смыслами, оживает во внутреннем мире ребенка и тем самым становится строительным материалом для формирования его личности [15].

Василюк Ф.Е. пишет, что «смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, является своего рода продуктом ценностной системы личности». Василюк Ф.Е. полагает, что в ходе развития личности, ценности проходят определенную эволюцию. Первоначально они существуют только в виде эмоциональных реакций на их утверждение или нарушение [5, с.22].

Олпорт Г. не делает различия между ценностью и личностным смыслом. В его понимании, «ценность это и есть некий личностный смысл. Человек осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность. Это категория значимости, которая не приобретается упражнениями или подкреплениями как определенные привычки и умения. Личностные смыслы трансформируют привычки и умения из внешнего пласта личности в систему «Я»». Процесс перевода внешних ценностей во внутренние, преобразование средств в цели и формирование на их основе личностных смыслов Олпорт Г. назвал «принципом функциональной автономии» [27, с.65].

Франкл В. определяет ценности как самоотдачи, чувств как отражения богатой палитры красок жизни и отношений, которая формирует внутреннюю позицию, осознанную ориентацию на этические основания собственной деятельности [Цитир. по: 41, с.107].

В созданной Франком В. теории логотерапии центральным звеном выступает понятие «смысл жизни». Согласно Франку В., смысл жизни можно обнаружить тремя путями: совершая подвиг, переживая ценности и путем страдания [Цитир. по: 41, с.108].

Рокич М. определяет ценности как «...устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [Цитир. по: 22, c.17].

Рокич М. характеризует ценности следующими признаками [Цитир. по: 22, c.17].:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич выделяет два класса ценностей [Цитир. по: 22, c.17]:

а) Терминальные ценности – это убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

б) Инструментальные ценности – это убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точки зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Одно из последних фундаментальных теоретических исследований проблемы смысла и смысловой регуляции предпринял Леонтьев Д.А., который разработал трехуровневую схему функционирования взаимосвязей смысловых структур, которые определил как «превращенные формы жизненных отношений субъекта». К первому, низшему уровню, он отнес личностный смысл и смысловую установку. Названные личностный смысл и смысловая установка конкретной деятельности порождаются структурами второго уровня: мотивом этой деятельности, устойчивыми смысловыми конструктами и смысловыми диспозициями личности. Наконец, на третьем, высшем уровне системы смысловой регуляции находятся личностные ценности, выполняющие смыслообразующую функцию ко всем названным структурам. Смыслообразование представляет собой процесс распространения смысла от ведущих, смыслообразующих, «ядерных» смысловых структур к периферическим, частным в конкретной деятельности [21].

Смысложизненные ориентации – это целостная система сознательных и избирательных связей, которые отражают направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход. Согласно мнению Чудновского В.Э., смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными, и способствовать позитивному развитию личности. Смысложизненные ориентации традиционно рассматриваются в двух аспектах. Во-первых, это те сферы жизни, в которых данный конкретный человек с наибольшей вероятностью может найти смысл своей жизни. Во-вторых, это связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека. Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным, и в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг [44].

Большое влияние на развитие ценностных ориентаций оказывает осмысленность жизни. Здравомыслов А.Г. писал: «Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии» [13, с.49].

Как правило, личностные и смысловые ценности отражаются в сознании в форме ценностно-смысловых ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Ключевым показателем личностного смысла является осмысленность жизни [21].

Ценностно-смысловая сфера, по мнению ряда авторов, представляет собой базовое ядро личности и включает в себя два компонента: личностные ценности и систему личностных смыслов, которые неразрывно связаны друг с другом. И прировнял эти два компонента между собой австрийский психолог Франкл В.

Ценностно-смысловая сфера складывается в результате сопоставления собственных потребностей, мотивов, убеждений человека с общественными требованиями, нормами, идеалами.

Формирование ценностно-смысловой сферы складывается на протяжении всей жизни человека. Ее содержание может меняться под влиянием многих факторов, так как социализация может происходить в условиях стихийного воздействия на личность. Ценностно-смысловая сфера эволюционирует и развивается параллельно с эволюцией человеческого рода.

Основные направления ценностно-смыслового развития: этическое познание; обогащение эмоциональной сферы детей; создание и стимулирование ситуаций нравственного выбора в опыте поведения школьников; педагогическая организация рефлексивных процессов в общей и индивидуальной жизнедеятельности воспитанников, актуализация их нравственной оценки и самооценки.

Качество развития ценностно-смысловой сферы личности выражают следующие критерии: достаточный уровень этических знаний, культура чувств, ценностно-смысловая ориентация поведения, способность к рефлексии [44].

Подводя итог по первому пункту можно сказать о том, что ценности и смысл жизни взаимосвязаны между собой. Индивиду необходимо иметь ценности в жизни (убеждения, идеалы, цели), к которым он стремится, и соответственно, если этих ценностей не будет, то у человека просто «рушится мир» вокруг, ему становится неинтересно общество и у него теряется смысл жизни. И в некоторых случаях это приводит к суициду. Каждый человек выбирает свой смысл жизни в соответствии со своими потребностями. Для более полного понимания связи понятий ценностей и смыслов жизни приведем пару примеров. Например, ценность – дети, а смысл – жить ради детей и т.д.

Близким по смыслу понятию ценностных ориентаций, является понятие личностных смыслов. В отечественной психологии одними из первых заговорили о понятии смыслов Выготский Л.С., Леонтьев А.Н..

Они определяют смысловую сферу личности как организованную совокупность смысловых ориентаций, обеспечивающую смысловую регуляцию ценностной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах [8, 21].

Разработка понятия смысла в зарубежных исследованиях связана с работами Дильтея В., Шпрангера Э., Адлера А., Франкла В. Представители зарубежного исследования считал, что смысл личности возникает непроизвольно, он неизбежно складывается в первые годы жизни.

Эти авторы и многие другие также пришли к выводу, что ценности и смыслы связаны друг с другом. Они говорили, что «ценности это и есть некий личностный смысл» [Цитир. по: 41].

Исходя из анализа работ таких авторов, как Франк В., Шемшурана А.И., Леонтьев Д.А., Рокич М., Здравомыслов А.Г. в нашей работе мы вводим следующее понятие ценностно-смысловой сферы - это многообразная структура потребностей, идеалов, мотивов, целей, убеждений, которые участвуют в создании направленности личности.

Наши рекомендации