Особенности ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению

Т. Котова

(студентки 3 курса факультета психологии)

(научный руководитель - ст. преподаватель Курденко А.Н.)

Аннотация. В данной статье выявляется понятие «Ценностно смысловая сфера» в зарубежной и отечественной психологии. Выявляются факторы и условия формирования ценностно-смысловой сферы подростков. Также описывается специфика ценностно-смысловая сфера подростков, склонных к девиантному поведению.

Ключевые слова: Подростковый возраст, ценностно-смысловая сфера, девиантное поведение, склонность девиантного поведения.

Проблема девиантного поведения широко изучается в зарубежных исследованиях в рамках традиционных теоретических ориентаций такими авторами как: Н.Миллер, А.Бандура, Т.Адроно, В.Шутц, Р.Харре, С. Линга, а в отечественных исследованиях изучение девиантного поведения связано с исследованиями социально-психологических характеристик групп подростков с девиантной ориентацией: их групповых потребностей, норм, ценностей, такими авторами как: Г.С. Прыгин, И.В. Севастьянова, С.В. Тачина. Но изучение склонностей подростков к девиантному поведению остаются малоизученными и в настоящее время [Ощепков А.А., 2012].

Актуальность ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению обусловленна необходимостью изучения особенностей ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению и дальнейшей ее коррекции.

Соответственно, объектом является ценностно-смысловая сфера подростков.

Предметом – особенности ценностно-смысловой сферы подростков с отклоняющимся поведением.

Цель – выявление особенности ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению.

Как известно, подростковый возраст является переходным, поэтому считается самым трудным и сложным из всех возрастных этапов. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости.

Все ведущие исследователи психологии подростков утверждают, что данный возраст является сензитивным в формировании ценностно-смысловых образований: собственная мировоззренческая позиция, чувство взрослости, ориентация на взрослые ценности, самосознание и самоопределение. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, для подростков стало характерно достижение материального благополучия, причем, любой ценной.

В современной психологии отсутствует единый подход к определению ценностей и смысла, не смотря на то, что эти понятия широко изучается отечественными и зарубежными исследователями. На сегодняшний день в российской научной литературе имеется большое количество определений ценностей и смыслов.

Закревская О.В. определяет ценность как понятие, используемое для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. Ценности входят в структуру личности и определяют ее направленность, они формируются в процессе социализации и обеспечивают духовную ориентацию человека, направленность его мировоззрения [Закревская О.В., 2014].

М. Рокич определяет ценности как «... устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».

М. Рокич выделяет два класса ценностей:

а) Терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

б) Инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях [Столащук Н.И., 2013, 1с.].

В психологии понятие «смысл» неразрывно связано с гармонично развивающейся личностью. Леонтьев Д.А. обобщил и развил представления о смыслах. Он определил смысловую сферу личности как «…особым образом организованную совокупность смысловых структур и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию ценностной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах» [Леонтьев Д.А., 2003].

Одно из последних фундаментальных теоретических исследований проблемы смысла и смысловой регуляции предпринял Д.А.Леонтьев, разработавший трехуровневую схему функционирования взаимосвязей смысловых структур, которые определил как «превращенные формы жизненных отношений субъекта». К первому, низшему уровню, он отнес личностный смысл и смысловую установку, которые порождаются структурами второго уровня: мотивом деятельности, устойчивыми смысловыми конструктами и смысловыми диспозициями личности. Наконец, на третьем, высшем уровне системы смысловой регуляции, находятся личностные ценности, выполняющие смыслообразующую функцию ко всем названным структурам. Смыслообразование представляет собой процесс распространения смысла от ведущих, смыслообразующих, «ядерных» смысловых структур к периферическим, частным в конкретной деятельности [Леонтьев Д.А., 2003].

Г. Олпорт не делает различия между ценностью и личностным смыслом. В его понимании, ценность это и есть некий личностный смысл. Человек осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность. Это категория значимости, которая не приобретается упражнениями или подкреплениями как определенные привычки и умения. Личностные смыслы трансформируют привычки и умения из внешнего пласта личности в систему «Я» [Олпорт Г., 2002, 462 с.].

Как правило, для личностных и смысловых ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностно-смысловых ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

Ценностно-смысловая сфера представляет собой базовое ядро личности и включает в себя два компонента: личностные ценности и систему личностных смыслов, которые неразрывно связаны друг с другом. И прировнял эти два компонента между собой австрийский психолог В. Франкл.

Ценностно-смысловая сфера складывается в результате сопоставления собственных потребностей, мотивов, убеждений человека с общественными требованиями, нормами, идеалами.

Наиболее интересные, с точки зрения формирования ценностно-смысловой сферы личности является подростковый возраст.

Подростковый возраст – этап взросления, когда ребенок перестает быть ребенком и через колоссальный по росту энергетики, интенсивности развития и количеству преобразований скачок переходит во взрослость, принимая на себя ответственность за собственную жизнь и развитие [Авдулова Т.П., 2014, 3 с.].

Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В.С. Савина отмечает: «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции» [Мамедова Ж.С., 2006, 121 – 132 с.].

Факторами, влияющими на формирование ценностно-смысловой сферы подростков являются: во-первых, группа сверстников; во-вторых, средства массовой информации (журналы, телевидение, радио, интернет), и в-третьих, влияющим фактором является семья.

Нравственные ценности у ребенка закладываются в семье. И то, что ребенку закладывают родители, помогает в той или иной степени с определением жизненного пути и стиля в жизни. В семье ребенка представления о добром и злом, о хорошем и плохом, закладываются основные потребности личности. Естественно, в каждой семье существуют свои смыслы и ценности, которые семья старается присвоить своему ребенку. И те ценности, которые родители не смогли донести до ребенка, усваиваются уже, в следующих социальных группах [Петровского А.В., 1987, 240 с.].

В подростковом возрасте ребенок больше времени проводит со сверстниками, прислушивается к ним, и усваивает нормы и ценности, которые приняты в этом кругу. Но в подростковом возрасте на ребенка имеют влияние не только сверстники, но и «значимые» взрослые. Чаще всего это бывают артисты, музыканты или другие известные люди. Подросткам хочется походить на выбранного ими идеала, они перенимают черты характера, поведением и даже прической.

Большое влияние в современном мире имеет степень воздействия на поведение и ценностные ориентации подростков, чей возраст предполагает постоянную открытость психики к внешнему влиянию, средств массовой информации, таких как радио, телевидение, газеты, реклама, интернет.

Следует отметить, что подростковый возраст - благоприятная почва для формирования отклоняющегося поведения, которое диктует особые условия для становления ценностно-смысловой сферы. Подростки, склонные к отклоняющемуся поведению по-другому смотрят на мир, и соответственно относятся к нему.

Девиантное поведение (от лат. deviation – отклонение) – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. [Змановская Е.В., 2007, 3 с.]

Как утверждают многие ученые, ценностно-смысловая сфера подростков, склонных к девиантному поведению, зависит от многих факторов, но большую роль в этом играет референтная для него асоциальная или криминальная группа, в которой, как утверждал Д.А. Леонтьев, формируются соответствующие «псевдоценности» [Яницкий М.С., 2011, 119-131с.].

Рассмотрим системы ценностей подростков с девиацией. Как известно, у подростков ярко выражена потребность в общении. Они нередко отвергаются ровесниками, поэтому они объединяются в асоциальные группы, что в свою очередь способствует отдалению от просоциальных ровесников.

Подростки, склонные к девиантному поведению ведут активную жизнь, хоть и проявляется она в отрицательном поведении.

Подростки, склонные к отклоняющемуся поведению нередко самоуверенны в своих действиях, это связанно с тем отношением, которое образовалось вокруг этих подростков, ведь кроме себя им положится не на кого.

Для подростков друзья играют не маловажную роль, друзья становятся опорой для подростков, склонных к девиантному поведению.

Это далеко не все ценности, характерные для подростков, склонных девиантному поведению.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что между подростками в норме и подростками, склонными девиантному поведению есть существенные различия в ценностно-смысловой сфере, и не только. У них совершенно разные взгляды на окружающих, ценности, мировоззрение и др. Как уже упоминалось ранее для подростков в норме в приоритете стремление к познанию окружения, норм и правил общества, а для подростков, склонных к отклоняющемуся поведению важна независимость, друзья и свободное времяпровождение.

Весьма перспективным представляется разработка реализации тренинговой программы на выявление ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению.

Литература

Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. Пособие для студ.учреждений высш.образования – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. 3 с.

Закревская, О. В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков [Электронный ресурс] / О. В. Закревская // Современные проблемы науки и образования.-2014.-№3.-[Режим доступа]:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tsennostno-smyslovoy-sfery-starshih-podrostkov

Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения., 4-е издание, исправленное. – Москва, 2007. 3 с.

Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е издание. М.: Смысл, 2003, 488, 160 с.

Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика» № 6. Ростов-на-Дону, издательство РГПУ, 2006. 121 – 132 с. (статья)

Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

Ощепков А.А. Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к девиантному поведению [Электронный ресурс] / А.А. Ощепков. - 2012, - [Режим доступа] :

http://www.dissercat.com/content/osobennosti-tsennostnykh-orientatsii-i-sotsialnykh-ustanovok-podrostkov-sklonnykh-k-deviantn

Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М, 1987. - 240 с

Столащук Н. И. Диагностика ценностных ориентаций студентов факультета менеджмента и маркетинга [Электронный ресурс] / Н.И. Столащук – (Дата обращения: 15.04.2016) – 2013. 1-4с.- [Режим доступа] : http://www.repository.hneu.edu.ua/jspui/bitstream/

Яницкий М.С. Ценностная регуляция поведения личности и ее нарушение при различных формах социальных девиаций// Вестник КРАУНЦ. №2 (18). 2011. – 119-131 с.


Наши рекомендации