Основная задача любого фокуса - удивить
Возбудить интерес. И если вам необходимо
«зацепить» собеседника, приковать его внимание к
Тому, что вы хотите рассказать дальше, -
удивите его!
Удивление - очень сильная эмоция, при этом довольно безобидная с точки зрения общественной морали. Подумаешь, удивил девушку, это же не откровенный комплимент в первую минуту знакомства! Но на самом деле все не так уж и целомудренно![10] Ведь удивление – это состояние, вызванное сильным впечатлением отчего-нибудь, что поразило человека неожиданностью, необычайностью, странностью или непонятностью и, в свою очередь, неразрывно связано с интересом. И именно он - интерес - вам и нужен, если вы хотите, чтобы люди вас слушали и слушались.
Интерес - это эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности[11].
Проще говоря, интерес заставляет человека искать ответы, следовательно, слушать и быть внимательным к вашим словам. Кроме того, интерес побуждает его действовать, чтобы удовлетворить возбужденное любопытство. А это значит, что, возбудив интерес, вы провоцируете его на активность, чтобы он, движимый внутренней энергией мотивации интересом, действительно пошел и что-то сделал.
Про любовь
А еще интерес - это одна из основ любви или, по крайней мере, влюбленности. Согласитесь, странно было бы любить человека, которым не интересуешься. И раз уж мы начали раскрывать секреты магии общения, вот вам еще один.
Опытные актеры знают: если хочешь сыграть на сцене или в кино любовь так, чтобы это выглядело натурально и без преувеличений, необходимо относиться к человеку, в которого влюблен твой персонаж, с живым неподдельным интересом. Зрители будут воспринимать эту игру как талантливую трансляцию настоящей любви.
Теперь вспомните, какие фокусы и уловки Патрика Джейна для возбуждения интереса к своей персоне вы еще видели в фильме?
«Живая» зубочистка
В первой же серии Джейн показал безобидный фокус с зубочисткой: он вел большим пальцем по столу, а вслед за его пальцем катилась, как на привязи, зубочистка. Немедленно этот фокус был раскрыт агентом Чо: «Он подул на нее», - сказал тот, и волшебство испарилось. Жать. Фокус простой и со вкусом. Но прежде чем демонстрировать на публике этот трюк, хорошенько потренируйтесь дома с разными зубочистками и на разных поверхностях. Зубочистка по гладкому столу катится не так, как по застеленному скатертью, а расстояние от ваших губ до поверхности обеденного стола значительно меньше, чем, скажем, до поверхности журнального столика, поэтому дуть надо будет с разной силой. Учитывайте нюансы. И тренируйтесь.
«Чтение мыслей». Дубль 232
Чуть более сложный трюк Патрик исполнил в третьей серии первого сезона: держа за руку Ван Пелт, он нашел ключи от машины, спрятанные ею в цветочном горшке в холле. Опять - «чтение мыслей»...
Первая хитрость состоит в том, что Патрик держал Ван Пелт за запястье, а значит, чувствовал изменение ее пульса. Когда Патрик приближался к разгадке, Ван Пелт начинала волноваться, и ее пульс учащался. А когда он уходил дальше от искомого места, Грейс успокаивалась, и пульс становился снова ровным. Вы достаточно чувствительны, чтобы улавливать нюансы пульса? Если нет, вот вам еще подсказка.
Второе, что делал Джейн, - давал ей разные задачи. Он говорил: «Сосредоточься, Грейс. Общайся со мной только мысленно».
По сути, эти слова ничего не значат. Они предназначены лишь для отвлечения внимания Грейс от того, что будет сказано дальше. И вот важное: «Вперед. Назад. Влево. Вправо».
Как, на ваш взгляд, инстинктивно отреагирует на предложение пойти туда, где спрятана вещь, человек, который хочет скрыть направление поиска спрятанной вещи? Конечно, он будет сопротивляться. Говоря простым языком, он «дернется», услышав такую команду. То есть, когда Джейн указывал Ван Пелт на направления движения - «вперед», «назад», «влево», «вправо», и она услышала то, в каком были спрятаны ключи (по сюжету это было «вправо»), Ван Пелт инстинктивно отреагировала микросокращением мышц, как бы говоря телом «нет! не туда», чтобы «увести», скрыть верное направление движения. Таким образом, Патрик нашел вектор поиска. Но он не удовлетворился этим и проверил еще - начал указывать в противоположном от нахождения ключей направлении с загадочным видом и «напряжением в руке», как бы говоря: «Ключи спрятаны где- то там, я чувствую это». Но что в этот момент отражается на лице Грейс? Сначала сомнение - «да неужели?», затем микровыражение счастья - «ха! не угадал!». И Патрику оставалось только двинуться в противоположную сторону и при помощи логики найти то место, куда были спрятаны ключи. Вуаля!
Кстати, внешне очень похожий трюк он проделывает в первой серии второго сезона, однако, по сути, это была совсем другая игра. Он держал за руки одну из свидетельниц и якобы читал мысли, а на самом деле использовал ее «в качестве приманки, чтобы усыпить бдительность настоящего убийцы и чтобы он послал <Джейну> точный сигнал». И преступник послал. Невербальный сигнал, естественно. Пересмотрите этот эпизод, вы сами все увидите: различие в выражении лиц случайных свидетелей и виновного, его напряжение, язык тела, скованность в движениях...
На протяжении всего сериала Патрик Джейн много раз проделывает подобные вещи - он вбрасывает какую-то идею, отвлекая сознание участников, и получает от них невербальные бессознательные ответы, неконтролируемые сознанием, а потому - правдивые. Просто посмотрите сериал еще раз с соответствующим фокусом внимания, и, возможно, вы увидите на этот раз гораздо больше, чем при первом просмотре.
Камень, ножницы, бумага
Вторая серия первого сезона начинается так: приехав на место преступления и вызвав недоумение у местного шерифа своими быстрыми и точными замечаниями по делу, Патрик Джейн в ответ на его возмущение предлагает сыграть в «Камень, ножницы, бумагу», или «КНБ», и с легкостью у него выигрывает.
Правила «КНБ» вы наверняка помните. На раз-два-три оба играющих одновременно выкидывают ладонь либо сжатую в кулак (камень), либо открытую прямую ладонь (бумага), либо указательный и средний пальцы буквой «V» (ножницы). При этом камень побеждает ножницы (ножницы об камень затупляются), ножницы побеждают бумагу (они ее режут), бумага же побеждает камень (камень заворачивается в бумагу). Если игроки выкидывают одинаковые символы, это считается ничьей.
Эта игра, на первый взгляд, построена на абсолютной случайности, но на поверку оказывается глубоко психологической и требующей хорошо тренированной наблюдательности[12].
Вот некоторые советы, как играть в «КНБ», чтобы все время выигрывать.
Психологическая подоплека
· Замечено, что чаще всего новички в следующем раунде выкидывают символ, который в прошлом раунде мог их победить. То есть если ваш оппонент выбросил первый раз камень, то, скорее всего, следующей будет бумага, значит, вам надо показать ножницы.
· Практически всегда игроки-мужчины первыми бросают камень. Значит, первым вашим броском в игре с мужчиной должна быть бумага.
· Если вы играете с опытным игроком, начните с ножниц - они часто начинают с бумаги.
· Если вы видите, что второй игрок два раза подряд выкинул один и тот же символ, велика вероятность, что в третий раз он выбросит тот, что мог победить предыдущий символ. Например, если выходило ножницы-ножницы, то следующим будет камень, значит, вам нужно кидать бумагу.
Наблюдательность
Следите за пальцами соперника - самые легкие движения подскажут вам, что противник собирается использовать против вас. Этот совет хорош, но менее эффективен, чем предложение следить еще и за лицом, микровыражениями, наклоном головы, изменением дыхания, за телом, положением ног - то есть за всем тем, о чем говорилось в первой главе.
Кстати, эта игра может стать хорошей тренировкой для развития тонкой наблюдательности. И необязательно уже в процессе игры с соперником. Вы можете перед началом игры посмотреть, как ваш соперник играет с другими. Найдите закономерности. Например, он может делать непроизвольное глотательное движение, перед тем как выбросить камень, или вы заметите подергивание ресниц, перед тем как он каждый раз кинет бумагу, возможно, он подвигает ступни каждый раз, как собирается показать ножницы - наблюдайте!
«Прощайте и адью, испанские леди»[13]
В начале четвертой серии Патрик угадывает сложный шифр от потайной комнаты, где был заперт хозяин дома. Как он это сделал? Чтобы ответить на этот вопрос, следует снова вспомнить о важности умения наблюдать, видеть тонкости, подмечать нюансы. Патрик вовсе не угадывал шифр, он, изучая место преступления, смотрел на все - на стены, картины, мебель, а не только на бросающиеся всем в глаза разбросанные на полу бумаги и предметы. И, как вы, возможно, помните из эпизода, Патрик, увидев на картине с парусниками цифры на парусах, предположил, что это не просто часть изображения, а шифр. И оказался прав.
Один из основателей НЛП, Ричард Бендлер[14], будучи еще студентом математического факультета, однажды от нечего делать пришел на семинар по биологии, где студенты изучали рефлексы лягушки[15]. Когда занятие закончилось, студенты-биологи представили по одной странице наблюдений, а Бендлер - с десяток. На вопрос удивленных преподавателей и студентов Бендлер якобы ответил, что он попросту не знал, за чем именно нужно наблюдать, и смотрел на все. Но самое удивительное то, что в его наблюдениях нашлись данные, которые ускользнули от внимания профессионалов, потому что те «знали, куда смотреть», а Бендлер смотрел не только на лапки, но и на всю лягушку целиком.
Смотрите на ситуации чуть шире, чем это обычно принято. Старайтесь увидеть не только то, что бросается в глаза, но и то, что на первый взгляд кажется не относящимся к делу. Тогда при принятии решений или поиске ответов у вас будет больше возможностей сделать правильные выводы из наблюдений. Вспомните хотя бы статистику передачи информации между людьми (она приведена в первой главе) - 93% информации лежит в зоне невербальной коммуникации и паралингвистики! А большинство продолжает слышать только содержание слов, и только избранные видят истину!