Итак, задача начала любого выступления — привлечь к себе внимание и вызвать интерес к тому, что будет дальше.

После начала выступления идет основная часть — это тот базовый контент, который вы даете людям. Если вы ведете собственный бизнес, то чисто информативных и эмоциональных выступлений у вас будет мало. Ваши выступления в основном будут направлены на действия.

Вы должны запомнить, что если ваше выступление будет направлено на действия, то у вас должно получиться: контент — продажа — контент — продажа — контент — продажа. В этом случае вы заслуживаете доверие контентом и увеличиваете количество и качество покупателей. Многие, кто начинает продавать, делают ошибку. Они дают немного контента и дальше начинают продавать. Это плохо работает.

Поэтому, когда вы даете основную часть, помните о том, что она не должна быть какой-то маленькой и не должна сразу переходить в какие-то продажи.

Когда вы рассказали основную часть, необходимо сделать заключение, то есть обобщить все сказанное и сделать вывод. «Давайте посмотрим, что мы успели сделать. Мы успели разобрать три подхода подготовки к выступлению, поговорили о трех целях и разобрали три элемента подготовки к публичному выступлению в классической схеме. Все успели записать? Тогда подведем итог и сделаем вывод». И вы делаете какие-то выводы.

Это классический вариант заключения выступления. Вы должны все резюмировать, желательно будоража людей так, чтобы они вас запомнили. Забейте им в головы то, что и как вы им это говорили. Чуть-чуть поиграйте с аудиторией. А дальше, если есть возможность и позволяет время, можете ответить на вопросы своих слушателей.

Это классическая схема подготовки к публичному выступлению, которую вы можете прочесть в любом учебнике по ораторству или узнать у 99 % спикеров, пытающихся преподавать вопросы ораторства.

Как подготовиться к выступлению самостоятельно

В своей жизни я провел достаточно много выступлений и в конечном счете пришел к единственно верному решению — не писать речь полностью на бумагу, а писать только тезисы. Когда я выхожу на публику, я не читаю по бумаге, а рассказываю своими словами. Если я что-то забыл, то у меня перед глазами всегда есть блокнот с тезисами, в который я могу посмотреть. Это делает речь живой и интересной.

Что же писать в этих тезисах? Как учит классический метод подготовки, вы берете личный жизненный опыт и излагаете свои мысли, свой контент. Но как показывает практика, этого хватать не будет.

Полтора года назад я готовил большой серьезный тренинг по мотивации. И когда я выписал все, что знаю, у меня кое-где появились «дырки». К примеру, я не очень хорошо разбираюсь в денежной мотивации. Я плохо дружу с цифрами, и мне сложно назначать правильно проценты по таблицам — так, как это нужно. Но в тоже время я не могу выдать людям информацию без этого куска.

Если говорить о мотивации, то это не всегда денежная, материальная мотивация. И когда у меня не хватает нужной информации, я беру заемный контент. Заемный контент я беру из книг, из каких-то тренингов, из видеоматериалов, аудиоматериалов. Если вы начнете читать книги по мотивации, то очень сильно удивитесь, что почти у всех авторов нет своего контента. Все ссылаются на основы, изложенные одними и теми же великими теоретиками Маслоу и Герцбергом.

Я точно так же готовился, когда мотивировал продавцов. Сначала я садился и выбирал, какую проблему нужно осветить. Если вы сталкивались в своей жизни с тем, что часто приходится говорить на одну и ту же тему, то вы меня сейчас поймете. Иной раз садишься и думаешь: «Ну как бы им в 49-й раз сказать, чтобы они убирали за собой рабочее место».

И когда я готовился к такой тематике, то лез в заемный контент не потому, что у меня не было своего, а потому что в 49-й раз говорить одно и то же уже самому противно. Хочется сделать что-то новое и интересное. Поэтому я брал заемный контент, лез в Интернет, смотрел чужие видео, читал чужие статьи и переделывал их под свою тему.

Когда вы напишете свой контент и найдете заемный, то все подготовленные материалы нужно будет объединить. Далее вы структурируете оба контента. Структурировать — значит составить план, написать оглавление. И вот здесь у многих возникают сложности. Очень важно, как вы структурируете. От этого зависит, какая аудитория будет вас воспринимать. Все это вы делаете не для аудитории, а в первую очередь для себя.

Вы когда-нибудь учили в своей жизни длинные стихи, например, письмо Татьяны из «Евгения Онегина»? Если вы его знаете наизусть целиком, то разбуди вас поздней ночью, скажи первые два слова из любого четверостишия — и вы сквозь сон будете продолжать. Вот это то, к чему я хочу вас подвести.

Вы должны понимать, что, подготавливая выступление, создаете такую структуру, такое выступление, в котором вы разбираетесь идеально. И если вам говорят «А знаете, у вас сегодня только полчаса», — ну, полчаса, значит, полчаса. И вы берете свой огромный контент и из него набираете ровно на 15 минут. Когда вам говорят «А вы можете два четверостишия вначале, два из середины и два с конца», то, если вы знаете наизусть, какая вам разница, конечно, можете.

Я хочу, чтобы в конечном счете вы к этому пришли и могли готовить идеальные, правильные, качественные выступления. Все это вы делаете для себя, а не для публики. Зачастую обо всем придуманном вами контенте никогда никто не узнает. Это будет из неопубликованного. Но без этих кусочков у вас в голове не сложилась бы целая картинка.

Без этой картинки вы не смогли бы в нужный момент взять столько, сколько нужно в данной ситуации. Поэтому вы должны максимально усиленно готовиться и максимально плотно работать не только с тем материалом, который есть у вас в голове, но и качественно работать с заемным контентом.

Итак, вам нужно придумать начало.

У меня есть выступление по подбору персонала, и для него я придумал и отработал конкретное начало на эту тему.

Всем здравствуйте! Меня зовут Белановский Александр, я не профессиональный бизнес-тренер, потому что 16 лет просто занимался ведением бизнеса, развитием филиальных сетей. Я не буду рассказывать о том, что написано в книгах — вы это можете прочитать и сами. Я расскажу вам про свой собственный опыт и про то, откуда он взялся.

Все началось чуть более 16 лет назад. Тогда у меня был свой офис в Москве, и я занимался раскруткой больших развлекательных учреждений Москвы. Среди них были казино «Голден Геймс», кинотеатр «Каро Фильм» и различные театры. И однажды, когда я поехал отдыхать в Краснодар, мне позвонили по телефону и сказали, что полностью сгорел мой офис. Осталась только микроволновка, но ее честно забрали пожарники.

Вот так я остался ни с чем. Бизнеса нет, денег нет, но остались два сотрудника, которые сказали мне тогда: «Мы с тобой и в огонь и в воду». И вот тогда я понял, что самое главное в любом бизнесе — это персонал. И его нужно уметь набирать, обучать, мотивировать.

Вот именно этим я и занимался 16 лет. Я работал практически во всех городах с населением более пятиста тысяч человек от Москвы до Красноярска, поэтому знаю регионы не понаслышке. Я там работал, набирал людей, мотивировал их и развивал филиалы.

Вот с такой истории я начинаю свое выступление. Эта история хорошо отработана. Я ее рассказывал аудитории в десять человек и аудитории в четыреста человек. Она отлично работает везде. Когда вы готовите выступление, вам также нужно придумать начало. Это может быть притча, но личные истории люди любят больше притч. Люди обожают копаться в чужом белье, особенно если это белье вы сами им показываете.

Начало обязательно должно быть вами придумано. Если вы не гуру, то лучше не импровизируйте. Это вас погубит как оратора.

На эту тему есть хороший анекдот.

Сидит программист далеко в отладке. Подходит сынишка:

— Папа, почему солнышко каждый день встает на востоке, а садится на западе?

— А ты это проверял?

— Проверял.

— Хорошо проверял?

— Хорошо.

— Работает?

— Работает.

— Каждый день работает?

— Да, каждый день.

— Тогда, ради бога, сынок, ничего не трогай, ничего не меняй! Работает, и пусть работает!

Это отличный анекдот, который касается и ваших выступлений. Этот анекдот тоже отработан, и на него аудитория тоже хорошо откликается. Но для того, чтобы этот анекдот включить в эту книгу и в свои выступления, я опробовал еще 9-10 анекдотов, которые прошли мимо. Это когда рассказываешь анекдот людям, а кто-то из вежливости произнесет «хи-хи».

Как сделать так, чтобы ваше начало попало в цель? В первую очередь расскажите его своим близким. Это отлично отрабатывается на детях 12–14 лет. Если на них проходит, значит, на всех пройдет.

— Папа, а почему яблоко белое, а когда кусаешь, оно становится коричневым?

— Дело в том, сынок, что яблоки содержат в себе железо в степени окисления +2 (соли или, возможно, какие-то металл-органические соединения). Так что при контакте с кислородом происходит окисление железа, и образуется оксид железа 3…

— Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?

Чтобы у вас такого не случилось, расскажите сыну или дочери свою историю. Если после этого последует вопрос «Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?», то такую историю не надо рассказывать, даже если вы выступаете на научном конгрессе. Почему? Потому что это не контент, это только вступление, и ваша задача — привлечь к себе внимание и заинтересовать, но не более того.

Есть общечеловеческие вопросы, общечеловеческий юмор, которые доступны всем и попадают во всех. Не бойтесь и не стесняйтесь свое начало делать не для рангов и имен, а для людей. Если вы увидите в слушателях людей, то они увидят в вас интересного человека, и тогда коммуникация у вас пойдет совсем на другом уровне, нежели вы сразу увидите в них ботаников и с первых двух слов начнете грузить их терминами ядерной физики.

Поймите, что ботаники в линзах тоже люди, им не грешно поржать, им не грешно поприкалываться и им не грешно послушать вашу историю. И они это хорошо воспринимают.

Далее следует концовка выступления — резюмирование. Во время окончания выступления существует целый ряд составляющих, которые позволяют вам усилить запоминание той информации, которую вы давали на протяжении всего выступления. Но об этом я расскажу уже в следующих главах.

Наши рекомендации