Очень важно определить эпоху в которой появился герой. Эпоха – поднятия общественного движения, многомиллионный народ поднимается к борьбе. 6 страница
В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов выдвигает тему личной ответственности за свои поступки и действия, утверждая новый взгляд на сущность рабской психологии. Не жалость к маленькому человеку, не обличение его негативных сторон важно в мире Чехова, а презрение к неспособности и нежеланию выдавливать из себя рабское начало.
30. Элен Безухова и Наташа Ростова как человеческие типы (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).
«Война и мир» – одно из самых замечательных произведений мировой литературы. Несмотря на панорамность, обилие персонажей и событий, это, в первую очередь, произведение о людях, об их поисках своего места в жизни. На фоне масштабных исторических событий Толстого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще, своему сословию, народу, государству, а в служении своим родным, семье. Эта «мысль семейная» наиболее ярко воплотилась в образах семей Ростовых и Болконских. Толстой как будто издалека, через множество преград и жизненных трудностей ведет героев к идеалу частной жизни – к семье. Настоящая семья по Толстому – это мир, любовь, спокойствие. И именно женщина несет с собой эту любовь, поэтому главное предназначение женщины – создание семьи, забота о детях.Любящая мать несет с собой настоящую жизнь, а не иметь женщине детей безнравственно. Толстой в зависимости от отношения своих героинь к «мысли семейной» делит их на любимых (Наташа Ростова, Марья Болконская) и нелюбимых, светских женщин (Анна Павловна Шерер, Жюли Карагина). Тип светской женщины являет собой Элен. Она развратна, глупа, лжива. Она достойная представительница семейства Курагиных. Толстой обращает внимание в портрете красавицы Элен на «белизну плеч», «глянец волос и бриллиантов», «очень открытую грудь и спину», "неизменяющуюся улыбку". Эти детали позволяют художнику высветить внутреннюю пустоту, ничтожность «великосветской львицы». А как же выглядит любимица Толстого – Наташа – на фоне Элен? Юная Наташа – это «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Писатель подчеркивает, что вся ее прелесть заключена не во внешности, а во внутреннем своеобразии. В Наташе бросается в глаза переизбыток жизни. Ее шутки, упрямство, смелые нападки на взрослых – это игра будущего
недюжинного характера. Она даже не боится нарушить светски-приличное течение именинного обеда. А для Элен соблюдать внешние приличия – единственное требование света. Толстого привлекает и распахнутость Наташи в мир природы. Ростову притягивает красота лунной ночи: «Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало». Наташа несет в себе удивительную свежесть чувств, родниковую частоту
детского взгляда на вещи. Но нигде в романе нет Элен на фоне пейзажей, она не говорит о природе. Это еще раз показывает, что у Элен нет внутренней красоты. Наташа беспрерывно открывает для себя очарование и прелесть мира. Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных Элен денежный расчет. Ее замужество на разбогатевшем Пьере – наглядное тому подтверждение. Семья, дети не играют в ее жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей. Она с легкость бросает мужа. А для Наташи любовь составляет сущность ее жизни. Юная Ростова любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем и разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность – источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным). Элен – идеал того общества, которому обязана воспитанием и развитием. «Где вы – там ложь и разврат», – говорит ей Пьер. Но эти слова не задевают Элен, ее расчетливый ум знает это. Прикрывающая ее фальшь и лицемерие лишь возвышают репутацию Элен в глазах общества. В салоне Элен звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии. Чувство ложного патриотизма заставляет в период нашествия французов говорить исключительно на русском языке. Таким образом, великосветская дама утратила главные черты, которые присуще настоящей женщине. Напротив, в образе Наташи Ростовой сгруппировались те черты, которые составляют тип «женщины в подлинном смысле». После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от «всех своих очарований», от пения, от красивых нарядов. Она далека от интеллектуальных и политических исканий Пьера. Взаимопонимание супругов основано не на разуме, не на суждениях, а на способности " c необыкновенной ясностью ибыстротой понимать и сообщать мысли друг друга, путем противным всем правилам логики". Дети, как и Пьер, составляют главный смысл жизни Наташи.
31. Сущность и причины трагедии Анны Карениной (по роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Мастерство Толстого-психолога.
Роман “Анна Каренина” был задуман и написан в переломную эпоху, в 1873–1875 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе рельефно и отчетливо.
“Анна Каренина” – роман о всеобщем разрыве, каком-то всеобщем разводе во всех сферах жизни. Тут все одиноки и не могут понять друг друга, потому что утерян ключ любви, без которого нет семейной жизни.
Тема одиночества в любви пронизывает весь роман. Ей также посвящена и вся история отношений Анны и Вронского. Любовь Анны и Вронского обречена в романе с самого начала и этому предшествует дурное предзнаменование – гибель человека под колесами поезда, прообраз гибели героини, гибели любви. Так уже само знакомство Анны с Вронским окрашено мыслью о смерти. И история любви оказывается историей смерти.
Близость, установившуюся между Вронским и Анной, Толстой изображает как убийство.
Любовь Анны неизбежно должна была прийти к своему собственному отрицанию, превращению в свою противоположность. Любовь, которая по сути означает самое полное единение людей, превращается в самое полное разъединение. Анна надеялась, что любовь заполнит их мир. Но оказалось, что любовь стала причиной утери мира и, следовательно утери самой себя: “Раздражение, разделявшее их, не имело никакой внешней причины, и все попытки объяснения не только не устраняли, но увеличивали его. Это было раздражение внутреннее...”
Ужасная развязка любви. Судьба Анны связана прежде всего с отношением к действительности, окружавшей Анну. В Анне Карениной воплощен образ человека, созданного для великой любви, но постигшего законы реальности, погубившей ее. Смысл эпиграфа приобретает глубокое значение в развитии романа. Становится ясно, что речь идет о силе судьбы и о том, насколько она руководит всеми деяниями человека и не признает оценочных суждений кого бы то ни было.
Трагичность женской судьбы – не новый мотив в русской литературе.
Трагедия Анны началась не тогда, когда она, замужняя женщина, бросает вызов обществу, уйдя из семьи к любимому. А тогда, когда ее, совсем еще девочку, отдали замуж за преуспевающего царского чиновника. Анна честно пыталась полюбить мужа. Когда поняла невозможность этого, старалась найти оправдание своей жизни с нелюбимым мужем в любви к сыну. Каренин, истинное лицо которого знала Анна, оскорблял ее на каждом шагу и «оставался доволен собой». «Он восемь лет душил мою жизнь, душил все, что было во мне живого», – вот как Анна говорит о своем замужестве. Это ли не трагедия?
Анна, светлый и живой человек, впервые узнала что такое любовь. Она пытается вырваться на свободу из того мира, в котором жила. Но законы тогда были суровее наших: развод по такой причине, как у Анны, означал, что она лишалась сына. Некоторые считают, что у Анны отняли Сережу. Думаю, что это не совсем так. Анна покидая дом мужа, чтобы соединить свою жизнь с Вронским, понимала, что никто не позволит ей в этой ситуации забрать ребенка, что Сережу у нее отнимает любовь – самое дорогое, что у Анны теперь было.
Начав новую жизнь, Анна не хочет скрывать ее от окружающих. Это, конечно, шокирует общество. Вокруг Анны вырастает стена отчуждения: ее осуждают все, даже те, которые в жизни поступали во сто крат хуже. Вот с таким отторжением Анна, бросившая вызов свету, не могла смириться. Но каким бы лицемерным ни был высший свет, осуждать его за такое отношение к Анне, я думаю, не следует: героиня Толстого понимала, что не в вакууме живет, что Бог и судьба определили ей жить в этом обществе. Не хочешь подчиняться его порядкам, но хоть считаться-то с ними надо.
Мудрый психолог Толстой изображает душевные муки Анны, когда у нее не стало ни друзей, ни близких, ни дела – ничего, кроме любви, которой она так дорожит и боится потерять. Но именно это, показывает писатель, человек и может потерять. Ее любовь к Вронскому была обречена с самого начала, потому что за пределами этой любви не было ничего: ни духовных запросов, ни дела, ни даже занятия какого-нибудь. Толстой любит и страдает вместе с Карениной. К очень печальному итогу приходит ее душа.
32. Смысл эпиграфа к роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина».
Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виноватую, подчеркивается эпиграфом к роману: «Мне отмщение и аз воздам».
Писатель не советует судить и карать Анну: об этом Толстой предупредил читателя еще эпиграфом из евангельского текста. Толстой не оправдывает Анну, но и не светскому обществу с его двойной моралью судить ее. Анна захотела избежать лицемерия, но не вышло. Любовь, которая держала ее на свете, она тоже теряет. Больше жить не имело смысла. И она шагнула на рельсы... Трагедия? Да. Но еще большую трагедию Анна создала своей добровольной гибелью: Вронский будет вечно винить себя и искать смерти в бою; осиротевший Сережа никогда не узнает материнской ласки и любви; дочь Анны от Вронского вырастет, не зная ни матери, ни родного отца.
Вот за это, а не за вспыхнувшую любовь, ее можно осудить. Жизнь дарована человеку Богом, конец ее тоже в руках небесных сил. Этому закону нельзя не подчиняться. Как бы ни была трудна жизнь, надо терпеть. Терпение будет вознаграждено.
33. Проблема нравственного усовершенствования, показ «диалектики души» героя в трилогии Л.Н.Толстого «Детство».
Толстой задумал создать роман о дух. развитии чел-ка. Трилогия «Дет-ство» , «Отрочество», «Юность». носит автобиографический характер.
«Детство» –исповедь детской души, написанная рукой взрослого.В ос-нову трилогии положены дневниковые записи Толстого о своем детстве. Первонач-но должен был быть роман с символич.назв.«4 эпохи разв-ия».
«Диалогизм» (создание особых отношений между автором и героем) + авторская ретроспекция.
Герой близок и читателю. Толстой выбирает замечательный прием: жизнь ребенка представлена с помощью общих положений, характерных для каждого взрослого (первая любовь, первое наказание, первая несправедливость, первый невыученный урок, опыт разлуки, горе, столкновение со смертью, любопытство, страхи, опыт вранья и т.д.). Реализация поэтики начала, поэтики «открывания мира».
Толстого интересует естественный порядок вещей. Детский мир приближен к миру природы. Толстого интересуют этапы взросления и становления => предельная объективация. Достигается обстоятельность и многосторонность изображения в трилогии. Толстой демонстрирует не только события, но еще и работу сознания маленького мальчика, отрока, юноши, его противоречивость, текучесть. Толстой показывает процесс. Таким образом, писатель объясняет нам изменчивую природу души => метод «диалектики души» (термин принадлежит Чернышевскому). Диалектика души – это изображение противоречивости душевных процессов. «Изучение сокровенных законов человеческой психики…в самом себе» (Чернышевский).
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил детей и молодежь. В них он видел идеальных людей, еще не испорченных пороками и передрягами жизни. Этим чистым, первозданным светом озарено начало его знаменитой трилогии “Детство. Отрочество. Юность”.Главный герой трилогии Николенька Иртеньев
Сам автор выступает здесь в роли психолога. Он скрупулезно исследует поведение ребенка в различные моменты его жизни.
Толстой говорит, что непосредственность живого чувства всегда гармоничнее холодного, рассудочного отношения к жизни. Детям непосредственность присуща от рождения, но по мере взросления этот дар у многих людей пропадает.
После выхода второй части трилогии – “Отрочество” Н.Г.Чернышев-ск. писал: “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевн. дв-ий, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота — от-личительн. черта таланта графа Толстого”.В “Отрочестве”автор повест-вует о самых грустных в жизни Николеньки сутках, когда он получил единицу, нагрубил учителю, открыл портфель отца и сломал ключ. Толстой подробно рассказывает на протяжении шести глав, как герой был наказан и чем закончилось его наказание.
В “Юности”особенно выделены три дня: день после поступления в университет, следующий за ним, когда Николенька делает визиты, а затем посещение им семьи Нехлюдовых.
Николенька и Нехлюдов открывают нов. нравств. закон. Но исправить все человечество оказалось очень трудным, т.к. даже искренние и нас-тойчивые попытки самосовершенствования чаще всего терпели неудачу. За всеми этими возвышенными понятиями нередко скрывалось обыкно-венное тщеславие, самолюбование, высокомерие.Последняя часть трилогии больше посвящена не метаниям героев, а попытке автора доказать самому себе возможность нравственного совершенствования.
В юности Николенька постоянно с переменным успехом играет какую-нибудь роль. То роль влюбленного с оглядкой на прочитанные им рома-ны, то – философа, так как в свете его мало замечали, а задумчивостью можно было замаскировать свой неуспех, то – большого оригинала. Все это отодвигало на задний план его настоящие чувства и мысли.
Николенька стремится к тому, чтобы его любили, старается понравиться. Но как бы герой не желал походить на окружающих людей, автор показывает, что этого не удается сделать потому, что свет в нравственном отношении чужд ему. Эти люди никогда не создавали нравственных ценностей и не пытались им следовать, тем' более не мучились от того, что их не удается реализовать в жизни. Они, в отличие от Николеньки, всегда пользовались теми нравственными законами, которые были приняты в их среде и считались обязательными.
Николенька всегда в нравственных поисках. Не зря же в конце трилогии он вновь садится писать правила жизни с убеждением, что уже никогда не сделает ничего дурного, ни одной минуты не проведет праздно и никогда не изменит своим правилам.