Очень важно определить эпоху в которой появился герой. Эпоха – поднятия общественного движения, многомиллионный народ поднимается к борьбе. 1 страница

«…Рать поднимается неисчислимая –

сила в ней несокрушимая…»

В тексте напрямую доказывается, что счастье народное возможно лишь в результате всенародной борьбы против угнетателей. Основная надежда революционеров-демократов, к которым принадлежал Некрасов – крестьянская революция. А кто поднимает революции – революционеры, борцы за народ. У Некрасова это был Гриша Добросклонов. Народ, вследствие направления реформ Aлександра II, остается по-прежнему несчастным, угнетенным, но(!) силы для протеста зреют. Реформы подтолкнули в нем стремление к лучшей жизни. Вы обратили внимание на слова:

«…Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином!...»

Форма передачи были песни, в исполнении Гриши. В словах как раз и отражались те чувства, которыми наделен герой. Можно сказать, что песни были венцом поэмы потому, что в них отражено все отношение автора. И в целом они вселяют надежду, что Родина не погибнет, несмотря на страдания и беды, захлестывавшие ее, и всеобъемлющее возрождение России, а что самое главное – изменения сознания простого русского народа.

4. Трагедия русской женщины в поэмах Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная

Лет тридцати осьми,

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Эта удивительная женщина многое перенесла на своем жизненном пути. Начала свой рассказ Матрена Тимофеевна с самых ранних лет жизни. Говорит, как ее любили в отчем доме. Но появился в жизни суженый Филипп Корчагин, который и увез героиню из родного дома.

Особую роль в главе «Крестьянка» играют песни, ибо они составляют важную часть жизни народа и характеризуют его. Глава изобилует элементами фольклорных произведений. Здесь можно встретить песни, пословицы, поговорки, плачи, причитания.

Трудно приходилось героине в новой семье:

Семья была большущая,

Сварливая… попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал:

Не плюй на раскаленное

Железо – зашипит.

Но это было не самое тяжелое в жизни Матрены Тимофеевны. Она повествует о гибели своего младшего ребенка.Здесь автором показан трогательный образ пташечки, которая оплакивает своих птенчиков, сгоревших во время грозы. Некрасов, по моему мнению, нарисовал такую картину событий из жизни женщины, которые глубже позволяют читателю почувствовать и понять трагедию матери-крестьянки. В жизни Матрены Тимофеевны не раз возникали такие ситуации, когда эта удивительная женщина из народа была готова на решительные действия. Так, например, лекари начинают вскрытие Демушки, несмотря на все мольбы и причитания матери:

Металась и кричала я:

- Злодеи! Палачи

Падите мои слезоньки

Не на землю, ни на воду,

Не на господень храм!

Падите прямо на сердце

Злодею моему!

Но никто не считается с болью матери. Становой даже велит связать ее.

В другой раз староста решает наказать Федотушку, который пожалел голодную волчицу и стал «овечками покармливать»:

Волчица так ли жалобно

Глядела, выла… Матушка!

Я бросил ей овцу!

Барин решает простить маленького мальчика, но наказать мать – «бабу дерзкую». В этом эпизоде и проявляется важная черта характера героини: с чувством собственного достоинства ложится она под розги, так и не унизившись до мольбы о прощении. Она гордо выносит физическую боль и позор подобного наказания. Только речке выплакала Матрена Тимофеевна свое горе:

Я пошла на речку быструю,

Избрала я место тихое

У ракитова куста.

Села я на серый камушек,

Подперла рукой головушку,

Зарыдала, сирота.

Несмотря на все сложности жизни, Матрена Тимофеевна все же не опускает руки, а до конца борется за свое счастье. Достаточно вспомнить эпизод, когда ее мужа забирают в солдаты. Она обращается с молитвой к Божьей матери, которая и придает ей душевных сил. Героиня даже обращается к губернаторше, которая помогает Матрене Тимофеевне в ее горе.

После этого весь народ начинает называть эту женщину счастливой. Просто удивительно, что крестьяне считают счастьем: не быть солдаткой, уметь все переносить и терпеть. А сама героиня, рассказав историю своей жизни, все же приходит к выводу, что нет среди женщин-крестьянок счастливых:

Не дело – между бабами Счастливую искать!

Сложна жизнь крестьянская, много бед и трудностей на их пути. Но как люди глубоко верующие, любящие и сильные, они могут идти по жизни с гордо поднятой головой. Здесь проявляется духовное богатство русского народа. Матрена Тимофеевна, по моему мнению, - обобщенный образ, поскольку она обладает всеми основными чертами характера, свойственными крестьянкам. И ее судьба типична для людей из народа.

Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей судьбе – это и ода красоте души русской крестьянки, и страстное обвинение тем, кто обрек ее на страшные муки. Матрена известна всей округе. Она рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа подчеркивается просьбой странников: “А ты нам душу выложи!” Да и сама героиня главы обещает: “Не скрою ничего”. Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой доле женщины: песен, пословиц, поговорок, плачей, причитаний. Образ Матрены Тимофеевны часто сравнивается исследователями с образом знаменитой народной вопленицы Ирины Федосеевой.

Внешняя красота, сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной. Она близка к тому типу “величавой славянки”, который не раз воспевал Некрасов. А жизнь ее, как начинают понимать странники, типична для большинства крепостных крестьянок.

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны... —

таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками.

5. Своеобразие лирики Н.А.Некрасова. Образ белоруса. «Железная дорога».

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

Тема о назначении поэзии одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” – это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу XIX века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом...”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.

Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка – образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье – это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.

В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу... герой”).

В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение. Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа: Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая “покаянная лирика” – “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя...”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,“Пророк”). Народный заступник – страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей...”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья – вот отличительные черты поэзии Некрасова.

В своих произведениях Некрасов не только опирался на русское народное творчество, но также продолжал традиции Гоголя, Тургенева, изображая народ реалистически. Поэт преклоняется перед трудолюбием, внутренней силой народа, его умом и широтой души. С болью описывает он в своих произведениях трудности крестьянской жизни, страдания простого человека и жестокость в отношении к нему.
Стихотворение «Железная дорога» Н.А. Некрасов посвящает тяжелому труду народных масс. Генерал считает, что простой народ – это ничего не значащие и нестоящие существа, «варвары», «дикое скопище пьяниц». Но автор произведения считает по-другому. По его мнению, народ – это созидатель, творец и духовных, и материальных ценностей. И поэт спешит доказать нам это. Он рассказывает, как строилась железная дорога и сколько людей «гроб обрели здесь себе». Чтобы ярче раскрыть затронутую им тему, автор использует как реалистические элементы, так и фантастические.

К фантастическим, например, относится появление лунной ночью мертвецов, которые поют песню о своей тяжелой судьбе и лишениях при жизни. Они рассказывают, как «надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролись с голодом, мерзли и мокли, болели цингой». И перед нами встают поражающие своей реалистичностью картины тяжелой жизни русских мужиков. Их «пение дикое» разносится над всей Россией, но автор говорит мальчику, что бояться его не стоит. Ведь «это все братья твои – мужики!». И перед Ваней возникает призрак белоруса. Он «изможден лихорадкою», болен. У него «губы бескровные, веки упавшие», язвы на руках, опухшие ноги и «колтун в волосах». С поражающей воображение реалистичностью автор рисует перед нами образ мужика, чьи силы и здоровье разрушены тяжелым трудом и бесчеловечными условиями существования. Но в голосе автора звучат и оптимистические нотки. Он верит в силу русского народа:

* Да не робей за отчизну любезную…

* Вынес достаточно русский народ.

* Вынес и эту дорогу железную

* Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Использование реальных картин народного быта и фантастических элементов помогает Н. А. Некрасову более полноценно раскрыть перед читателями картину страданий простых людей. И обличающие слова звучат еще более впечатляюще от того, что произносят их не живые люди, а мертвецы, восставшие из могил, чтобы увидеть плоды своего труда.

6. Новаторский хар-р поэзии А.А.Фета. Общечеловеческое звучание его стихотворений. Любовная, природа, о вечной проблеме чел-кого бытия.

Тв-во Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной дей-ствит-ти в «светлое царство мечты». Основное сод-ие его поэзии – лю-бовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтич. на-строения и большим худ. мастерством. Фет – представитель так называемой "чистой поэзии". Особенность поэтики Фета – разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.

А.А. Фет занимает совершенно особое положение в рус. поэзии 2-ой пол. 19 в. Общественная ситуация в Рос. тех лет подразумевала активн. учас-тие лит-ры в гражданск. процессах, то есть парадность стихов и прозы, а также их ярко выраженную гражданск. направленность. Некрасов дал начало этому дв-ию, заявив, что кажд. писатель обязан «отчитываться» перед общ-вом, быть прежде всего гражданином, а потом уже чел-ком иск-ва. Фет этого принципа не придерживался, оставаясь вне политики, и заполнил, т.о., свою нишу в поэзии той эпохи, поделив её с Тютчевым.

Фет считался поэтом безмятежных сельск. радостей, тяготеющий к созерцательности.Пейзаж у поэта отличается спокойствием, миром. Лирика Фета наполнена драматизмом, философск. глубиной, кот. всегда и отличали «больших» поэтов. Одной из главных фетовских тем является трагедия неразделённой любви. Стихотворения такой тематики раскрывают факты биографии Фета, точнее, то, что он пережил смерть любимой женщины. Стихотворения, относящиеся к этой теме, справедливо получили наименование «монологи к умершей».

С этим трагическ. мотивом переплетаются и др. стих-ия поэта, названия кот. красноречиво говорят о тематике:«Смерть»»,«Жизнь пронеслась без явного следа», «Проста во мгле воспоминаний...» Как видно, идиллия не просто «разбавлена» грустью поэта, она отсутствует вообще. Иллюзия благополучия созд. стремлением поэта преодолеть страд-я,растворить их в радости каждодневн. бытия, в гармонии окружающ. мира.

Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни ка-пельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей. Он писал о самом простом - о картинах при-роды, о дожде, снеге, море, горах, лесе, звездах, о самых простых дв-ях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пи-шет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в 1-ые ми-нуты. До конца жизни Фету не изменила радость, кот. проникнуты почти все его стихи.В традиционной мировой и русской лирике тема природы является одной из основных, обязательно затрагиваемых тем. И у Фета также эта тема отражается во многих его стихотворениях. Тема природы в его произведениях тесно переплетается и с любовной лирикой, и с характерной для Фета темой красоты, единой и неделимой.

Именно природе средн. полосы Рос. посвящен цикл стихотворений "Снега" и многие стихи из др. циклов. По мнению Фета, эта природа прекрасна, но не всякий в состоянии уловить эту неяркую красоту. Он не боится многократно повторять признания в любви к эт. природе, к игре света и звука в ней» к тому природн. кругу, кот. поэт много раз называет приютом: "Люблю я приют ваш печальный и вечер деревни глухой” Фет всегда поклонялся красоте; красота природы, красота чел-ка, красота любви - эта самостоят. лирическ. мотивы сшиваются в худ. мире поэта в единую и неделимую идею красоты. От повседневности он уходит туда, ”где грозы пролетают мимо” Для Фета природа - объект худ. восторга, эстетич. наслаждения. Она - лучший наставник и мудр. советник чел-ка. Именно природа помогает решать загадки, тайны человеческого бы-тия. Кроме того, напр., в стихотворении "Шёпот, робкое дыханье..." поэт прекрасно передаёт мгновенные ощущения, и, чередуя их, он передаёт состояние героев, в созвучие природы душе человека, и счастье любви.

Вообще, мотив "отражения в воде" встречается довольно часто у поэ-та. Вероятно, зыбкое отраж-е предоставляет больше свободы фантазии худ-ка, чем сам отражаемый предмет. Фет изображает внешн. мир в том виде, какой ему придало его настр-ие При всей правдивости и конкрет-но-сти опис. прир. прежде всего служит ср-вом выраж-я лирич. чувства.

Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств,и в то же время его поэзию никак нельзя наз-вать однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множест-вом тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и др.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был худ-ком с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, кот. он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России.

Во всех описаниях прир. А. Фет безукоризненно верен ее мельчай-шим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому по-эт и создал изумительн. пр-ия, вот уже столько лет поражающие нас пси-хологическ. точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей…».

Фет строит картину мира, кот. он видит, чувствует, осязает, слышит. И в этом мире все важно и значимо: и облака, и луна, и жук, и лунь, и звез-ды, и Млечный путь. Кажд. птица, кажд. цветок, кажд. дерево и каждая травинка не просто составляющие общей картины — все они обладают только им свойственными приметами, даже характером.

«Чувство природы» у Фета носит универсальный характер. Практически невозможно выделить чисто пейзажную лирику Фета, не порвав при этом связей с ее жизненно важным органом – человеческой личностью, подчиненной общим законам природной жизни.

Эстетика – наука о прекрасном. И взгляды поэта на то, что есть пре-красное в этой жизни, складываются под воздействием самых различных обстоятельств. Здесь все играет свою особую роль — и условия, в которых прошло детство поэта, сформировавшее его представления о жизни и красоте, и влияние учителей, книг, любимых авторов и мыслителей, и уровень образования, и условия всей последующей жизни. Поэтому можно сказать, что эстетика Фета – это отражение трагедии раздвоенности его жизненной и поэтической судьбы.

Любовная лирика А. Фета представляет собою весьма уникальное явление, так как практически вся обращена к одной женщине — безвременно ушедшей из жизни возлюбленной Фета Марии Лазич, и это придает ей особый эмоциональный колорит.

Смерть Марии окончательно отравила и без того «горькую» жизнь поэта – об этом говорят нам его стихи. «Восторженный певец любви и красоты не пошел за своим чувством. Но чувство, испытанное Фетом, прошло че-рез всю его жизнь до глубок. старости. Любовь к Лазич мстительно про-рвалась в лирику Фета, сообщив ей драматичность, исповедальную рас-кованность и сняв с нее оттенок идилличности и умиленности». Мария Лазич погибла в 1850 году, и более 40 лет, что поэт прожил без нее, бы-ли наполнены горькими воспоминаниями о его «сгоревшей любви». Причем эта традиционная для обозначения ушедшего чувства метафора в сознании и лирике Фета наполнялась вполне реальным и потому еще более страшным содержанием. Лирика Фета становится воплощенной памятью о Марии, памятником, «живым изваянием » любви поэта. Трагический оттенок придают любовной лирике Фета мотивы вины и наказания, которые явственно звучат во многих стихах.

Жизнь потеряла для героя смысл, превратившись в цепь страданий и потерь, в «горький», «отравленный» кубок, кот. ему предстояло испить до дна. В лирике Фета возникает трагическое по своей сущности противопоставление двух образов – лирического героя и героини. Он жив, но мертв душою, а она, давно умершая, живет в его памяти и в стихах. И этой памяти он сохранит верность до конца своих дней.

Пожалуй, любовная лирика Фета – это единств. область творч-ва поэта, в кот. нашли отражение его жизн. впечатления. Наверное, потому стихи о любви так отличаются от тех, что посвящены природе. В них нет той ра-дости, ощущения счастья жизни, кот. мы увидим в пейзажной лирике Фета. Стремление Фета показать явление во всем многообразии его переменчивых форм сближает поэта с импрессионизмом. Зорко вглядываясь во внешний мир и показывая его таким, каким он предстает в данный момент, Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистического стиля.

Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет изображает внешн. мир в том виде, кот. соответств. си-юминутному настр-ию поэта. При всей правдивости и конкретности опи-сания прир. прежде всего служат ср-вом выражения лирическ. чувства.

Новаторство Фета было настолько смелым, что многие современники не понимали его стихов. При жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у его современников. Только двадцатое столетие по-настоящему открыло Фета, его удивительную поэзию, которая дарит нам радость узнавания мира, познания его гармонии и совершенства.

7. Основные мотивы лирики Ф.И.Тютчева. Сложность и противоречивость его лирики, ее психологическая глубина.

Литературн. слава пришла к Тютчеву на 6-ом десятке лет его жизни. Некрасов открыл этот поэтическ. талант публи-кацией стихотворений в «Современнике», сделав диплома-та, чиновника, автора полит записок известнейшим поэтом-лириком России. Среди ведущих тем лирики Ф.И. Тютчева можно выделить философскую, любовную, пейзажную.

Философская лирика поэта на первый взгляд созвучна идеям немецкой романтической школы, с которыми он был хорошо знаком, так как много лет провел на дипломатической службе в Германии, с другой стороны, его размышления о мире и человеке поражают глобальной масштабностью. Тютчевский мир трагичен, на его стихотворениях лежит печать сложности, мучительных раздумий, раздвоенности, противоречивости. Человеке "борении стихий" видится поэту «беспомощным», "ничтожной пылью", «мыслящим тростником». Судьба и стихии владеют человеком и его жизнью (жизнь "злака земного", "сироты бездомного"), участь человеческая поэтому подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющем море» -"в бездну роковую"). Из всего боренья стихий и страстей есть один выход, один возможный путь.

Но при этом Тютчев прославляет борьбу, мужество, бесстрашие человека, с которым этот «мыслящий тростник» сопротивляется судьбе. "Мужайтесь, боритесь, о храбрые души, как бой ни жесток, ни упорна борьба!"

Все борется между собой, выявляя свою сущность и тем воплощая себя в форме. Даже под самыми светлыми и яркими покровами и оболочками скрывается темное. страшное: "О, бурь заснувших не буди" под ними хаос шевелится!» Даже такое светлое и прекрасное чувство, хм любовь, Тютчев описывает двойственно. Ему знакомы, понятны ее прелести, ее «очарованье», поэт называет это чувство «жизни ключ», "чудесный плен", "чистый огонь", "союз души с душой родной".

Любовная лирика поэта поражает силой и откровенностью выражения страсти («И сквозь опущенных ресниц угрюмый, тусклый огонь желанья»). Но одновременно человеческую сущность любви Тютчев раскрывает через изображение губительной, внутренне конфликтной, роковой страсти, "буйной слепоты", "борьбы неравной двух сердец", «поединка рокового». Любовь для поэта -всегда борьба двух людей.

Как и человек, природа в поэзии Тютчева находится в постоянном борении и противоречии. Вся природа одушевляется поэтом: родниковый ключ таинственно шепчет. -Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста». Природа в его стихах одухотворена, мыслит, чувствует, говорит.

«Душу», жизнь природы поэт исследует с удивительной наблюдательностью и любовью, создав незабываемые поэтические картины "осени первоначальной", «грозы в начале мая», летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Образами природы Тютчев выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и вопросы: «И отчего же в общем хоре душа не то поет, что море, и ропщет мыслящий тростник». «Верный сын природы», как себя называл Тютчев, он восклицает: «Нет, моего к тебе пристрастья я скрыт» не в силах, мать-земля».

Федор Иванович Тютчев вошел в историю мировой литературы как поэт-философ, создавший замечательные лирические монологи о смысле жизни и назначений искусства. Стремление познать жизнь, найти пути выхода из жизненных противоречий – вот основные мотивы его творчества. В своих произведениях Ф. И. Тютчев стремился понять, что такое Вселенная и Земля, пытался постичь тайны рождения и смерти, глубинный смысл Времени, Пространства и Движения, найти место Человека в мире. Его постоянно тревожили глубокие философские вопросы:

Поэт осмысливает не просто место и роль человека, а весь его жизненный путь. Он отождествляет жизнь с большой и трудной дорогой, а человека – с путником.

В своем стремлении разгадать тайны бытия Ф. И. Тютчев постоянно сталкивался с непреодолимыми противоречиями. Эти противоречия отражаются и в его стихотворениях.Так, в одном из них («День и ночь») поэт рисует две стороны жизни: прекрасную, светлую внешнюю ее сторону и страшную, темную мглу, «бездну». Трагичность восприятия всего окружающего, и, в первую очередь, человеческой жизни, объясняется тем, что душа человека всегда стремится к чему-то высшему, чего ей не суждено достичь. И в этом человек подобен струе фонтана:

Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты.

Тютчев утверждает величие и вместе с тем бессилие человеческого разума. Поэт твердо убежден, что окружающий мир можно познать, лишь познав самого себя, опустившись в самые глубины собственной души. И потому обращается к человеку с призывом: «... жить в себе самом умей!» Но человеческая мысль, переживания, богатство самосознания, желание постигать самого себя и окружающий мир наталкиваются на жестокую реальность – осознание неизбежности своего угасания, быстротечности собственной жизни. Огромное значение, которое придает человек своей личности, на самом деле оказывается чем-то проходящим, незначительным, мелким по сравнению с Вселенной. И, понимая это, поэт «с тоскою мыслит о былом».

Наши рекомендации